Ницца
Саму бухту Вильфранш в свое время взяли в аренду наши братья графы Орловы на собственные средства, заплатив за нее вперед на 50 лет. Она даже стала называться бухтой Орловых. Из нее наша эскадра вышла на Чесменское сражение с турками, после которого граф Алексей Орлов стал именоваться Орлов-Чесменский.
Через 80 лет императрица Александра Федоровна заключила вновь договор с Францией на аренду бухты Вильфранш и при этом стала принимать участие во многих социальных программах Ниццы и Вильфранша. В частности построила дорогу между ними, чтобы ей удобно было навещать русских моряков. В благодарность за ее помощь французы установили бюст императрицы в цитадели Вильфранша, а дорога до сих пор называется «Бульвар Императрицы Александры Федоровны».
А еще бухту "осчастливил" своим присутствием наш крейсер "Аврора", на борту которого великий князь Борис Владимирович принимал французского президента Любе в 1901г.
В Ницце, как и в Сан-Ремо, присутствие русской императрицы дало толчок для строительства вилл и отелей, которые хвастались друг перед другом количеством останавливавшихся у них Великих князей.
Здесь жили Чехов и Тютчев, Бунин и Гоголь, Ленин и Герцен, написавший в Ницце о развитии революционных идей в России. В общем, многочисленные радетели за процветание земли русской вынашивали свои революционные планы за тридевять земель от радеемой.
Экскурсия началась с площади Массены. В предыдущие посещения Ниццы я как-то не зацикливалась на этой личности. Ну, маршал и маршал. А сейчас, когда читала про итальянский поход Суворова, встретила такое описание одного боя с французами:
"Самого Массену чуть не пленили: унтер-офицер Иван Махотин сдёрнул его с лошади и схватил за шиворот. Того спасло то, что на Махотина напал французский офицер, и пока Махотин его закалывал, Массена сбежал, оставив в руках суворовского богатыря только свой золотой эполет."
Но потом Массена прославился обороной Генуи, получил звание маршала и так отличился в сражении при Асперне, что Наполеон написал:
-Кто не видел, как дрался Массена при Асперне, тот ничего не видел.
Площадь элегантна. Её окружает комплекс нарядных зданий в генуэзском стиле с аркадами. В центре фонтан "Солнце" с Аполлоном.
В качестве диссонанса с эпохой ушедшей установлены творения эпохи нынешней - пластмассовые человечки на высоких столбах, которые вечером подсвечиваются изнутри. По замыслу скульптора человечки олицетворяют континенты.
Может, фишка современного искусства в том и заключается, что надо поломать голову над тем, а что же это такое-то? Что толку от Аполлона с его нагой простотой и красотой? Голову ломать не над чем - тупо смотри и любуйся. Что я, честно говоря, и делала.
Голову надо поломать и над "пальцем", установленном во внутреннем дворике мэрии. Французский архитектор установил точные копии своих пальцев в нескольких городах. Что это означает, непонятно, но когда я читала об этом пальце у компьютера за едой, разглядывая фото, аппетит начисто пропал, как если бы этот ноготь попался в моей тарелке. В связи с чем считаю, что инсталляция полезна.
На набережной еще одна инсталляция, олицетворяющая присоединение Ниццы к Франции. Своё творение архитектор городу подарил, так как за деньги брать его никто не хотел. Говорят, когда мэр открывал памятник, народ ахнул и очень оживился от увиденной "картины маслом" после сдергивания покрывала. Мало того, что взору утонченной публики открылись грубые железяки, так эти железяки еще оказались исписанными неприличными французскими словами. Кто-то под покровом ночи и покрывала успел выразить отношение к сему произведению искусства.
Мы бродим по самой старой части Ниццы у подножия Замковой горы, или холма Шато, откуда эта историческая часть в незапамятные времена и спустилась. Ницца насквозь итальянская, генуэзская - такие же узкие улочки с развешанным на веревках бельем на фоне зданий различных оттенков розового цвета, охры, терракоты.
Доходим до церкви Святой Репарты. Молодая жительницы Палестины Репарта, как и другие многочисленные итальянские святые, пострадала за приверженность к христианской вере. Как водится, ее долго пытали, мучили, заставляя отречься, пока не замучили до смерти. Тело положили на плот и опустили в море на съедение птицам. Но плот подхватили ангелы и направили к берегам Ниццы, куда он и прибился. Репарта сделали покровительницей церкви, а бухту назвали бухтой Ангелов.
Наслушавшись всего, отправляемся совершать променад вдоль бухты Ангелов невообразимого лазурного цвета как когда-то англичане, построившие эту набережную - Английский променад. Англичане, удивляя местный рабочий люд, гуляли по ней под зонтиками туда-сюда, туда-сюда, пока их несколько не потеснили понаехавшие русские.
Справа - лазурная красота, отделенная от Променада галечным пляжем с загорелыми телами.Слева - пальмы, довольно чахлые - наверно, мистраль постарался, а за ними отели, отели, отели и улочки, уходящие наверх. Променад упирается в холм Шато.
Но перед тем, как упереться в холм, Английский Променад меняет название на Набережную Соединенных Штатов, отдавая дань США за освобождение Ниццы во время 2 мировой войны. Арочные входы ведут отсюда на рынок в старом городе, но наша цель с Олей - холм Шато.
Шато - это тоже бывший борго с развалинами старинного замка наверху. Что-то мы подустали уже карабкаться в горы, как какие-то средневековые жители, поэтому поехали на лифте - борго оказался окультуренным. Таких уставших туристов, как мы, набралась целая очередь. В очереди мы стояли за молодой парочкой, так и притягивавшей мой взгляд - белокурый молодой человек нежно держал за руку разбитную негритяночку. Потом мы с ними постоянно пересекались на холме.
Средневековый город, как я уже писала, покинул холм после разрушения замка, поэтому сейчас это просто очень зеленая смотровая площадка-парк. Холм еще называют Римским. Здесь раскопали римские развалины чего-то.
С одной стороны холма открываются виды на старую часть Ниццы и Английский Променад. Вот не могу сказать, что Променад так уж красив. В нашем))) Сан-Ремо набережная лучше.
Променад очень длинный, идет до аэропорта Ниццы, и мы видим, как с песчаной косы, уходящей в море, взлетают самолеты. Как гнилой зуб, на набережной торчит знакомая инсталляция из ржавых железяк.
А чуть подальше - знаменитый отель Негреско. Назван именем его архитектора, который будучи сначала простым служащим одного из отелей Ниццы, говорил:
-Дайте мне средства, и я построю лучший отель в мире, потому что я знаю, каким он должен быть.
Нашелся спонсор, который ему поверил, и теперь самый фешенебельный отель побережья с куполом авторства Эйфеля украшает набережную. Это дворец-мечта-сказка, имеющий свою историю и легенды. Например, именно из этого отеля когда-то в последний путь выскочила Айседора Дункан в длинном красном шарфе со словами:
-Прощайте! Я еду к славе!
Набережная огибает холм и выходит к гавани, в которой теснится множество белоснежных яхт. Сюда приходит наш парусник «Крузенштерн», когда находится в учебном походе.
Одна из террас холма называется именем Ницше. Наш пострел и здесь поспел.
Обошли с Олей холм по кругу и решили в очередной раз утолить жажду аперолем.
К столбику у столика кафе привязана маленькая собачка. Рядом с ней стоит миска с водой. Собачка проявляет беспокойство: поскуливает, привстает на задние лапы, высматривая своего хозяина, которого нигде не наблюдается.
Пьем апероль, пытаемся войти в состояние сладкого ничегонеделанья, наслаждаясь окружающими видами. Но собачка отвлекает. Одним глазом смотрим в даль, другим на собачку. Заговариваем с ней, сочувствуем.
О-па! За соседний столик садится знакомая парочка. Они наблюдают за нами с собачкой, тоже начинают выражать беспокойство по поводу ее судьбы. Не выдерживаем, идем в кафе, пытаясь выяснить, знают ли они, что им подбросили собаку. Каким-то образом выясняется, что это собачка сотрудницы. Она выходит ее погладить, успокоить.
Мы рады. Объясняем парочке, что все в порядке. Они тоже радуются. Познакомились. Норвежская пара. Они радуются, что мы русские. И все вместе мы еще раз радуемся, что собака не брошена, и фотографируемся вместе. Собака тоже вроде рада. В общем, в хорошем настроении расходимся все, кроме собаки.
А потом Оля купается, а я слежу за ней, сидя на голубом стуле, одном из символов Английского Променада, которому даже установлен памятник.
Обратная дорога по верхнему корнишу не заняла много времени. От Ниццы до Сан-Ремо всего 56 км.
А вечером рядом с окном с зелеными жалюзи и прищепками на веревке, за нашим круглым столом, застеленным отельным полотенцем, мы устроили пижамную вечеринку по поводу очередного возвращения в наш любимый Сан-Ремо.
июнь 2019
Свидетельство о публикации №120060408087