Философия Ницше. Кратко
В одной из первых своих работ Фридрих Ницше вводит такое понятие, как дихотомия (что в переводе с греческого языка означает деление на две части). Этим термином немецкий философ говорит о двойственности греческой культуры, которую можно поделить на два начала (как это было, например, в Китае -- ИНЬ и ЯН): аполлоническое и дионисийское. Эти начала не могут испариться бесследно. Как правило, они оба присутствуют в человеке и ведут за него постоянную борьбу на протяжении всей его жизни. Ни одно из начал не может полностью поработить другое.
Самое явное место, в котором в равной мере проявляется и аполлоническое и дионисийское начала – это греческая трагедия. Именно в ней происходит некий синтез, слияние двух начал. Для Ницше она является высшей формой искусства. С помощью трагедии человек возвращается к своим истокам.
Итак, что же из себя представляют аполлоническое и дионисийское начала? Оба они относятся к двум греческим богам: Аполлону и Дионису, соответственно. Известно, что аполлоническое начало характеризуется порядком, рационализмом и некой возвышенностью над миром. В противовес этому выступает дионисийское начало со своим хаосом, опьянением и экстазом.
С точки зрения немецкого философа, именно дионисийское начало описывает суть нашего бытия. Однако не стоит забывать и о мечтах, и о прекрасном. Для этого и нужна постоянная связь двух начал, которые должны вести непрерывную борьбу в каждом человеке.
БНицше полагал, что современная культура больше подчиняется аполлоническому началу, которое поработило Грецию с появлением такого философа, как Сократ. Поэтому, считаю справедливым делить историю античности на досократический и классический периоды. Именно Сократ произвел переворот в пользу рационального (хоть и философия его была направлена на человека), предоставив всем возможность отказаться от мифологии.
Греческая культура, как и философия пострадала от появления Сократа. Эталоном досократического периода для Фридриха Ницше является учение Анаксагора о хаосе, а также учение о становлении Гераклита. На этом этапе философия еще вмещает в себе дионисийское начало, однако совсем другое будет уже после, когда Сократ принесет в философию рационализм. Именно в досократический период философия и культура была правильна, после же она стала иллюзорной. Справедливо полагать, что до Сократа жизнь определяла случайность.
В произведении “Так сказал Заратустра” Ницше поднимает тему вечного возвращения. Это один из наименее проясненных концептов Фридриха. Вопрос Заратустры звучит следующим образом: «Не должно ли быть так: всё, что может произойти, уже проходило некогда этим путём? Не должно ли быть так: всё, что может случиться, уже случилось некогда, свершилось и миновало?». Он уверен: «всё, что может произойти и на этом долгом пути вперёд — должно произойти ещё раз!». Таким образом, Ницше возвращается к античности.
Одной из ключевых проблем философа является проблема сверхчеловека. Ницше называл человека мостиком от животного к supersapiens (этим термином я хотел подчеркнуть внияние учения Дарвина на Фридриха Ницше): «Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком. Канат над бездной». Сверхчеловек должен развить себя сам до этих высот. Сверхчеловек – существо, имеющее право занять место Бога, после смерти последнего. «Умерли все боги: ныне хотим мы, чтобы жил Сверхчеловек». Человек и сверхчеловек соотносятся друг с другом, как человек и обезьяна. Supersapiens должен направлять вектор человеческого развития. Ницше намекает на то, что сам Заратустра является сверхчеловеком.
В противовес сверхчеловеку действует так называемый “последний человек”. После того, как Заратустра рассказал о последнем, люди попросили его сделать их похожими на этого самого последнего человека. Здесь Заратустра делает вывод о том, что человек выбирает неверные добродетели и идет по неправильному пути.
Ницше под влиянием Дарвина заявляет о том, что сверхчеловек должен быть сильным и умным. Он может перешагнуть через все, даже через мораль. Он и есть человек, который переосмысляет ценности. Он должен сам справляться со своими неудачами. Из этого исходят такие выражения, как «падающего подтолкни» и «То, что не убивает нас, делает нас сильнее». Сверхчеловек должен также освободиться от авторитетов.
В философии Ницше можно проследить некий декаданс, который понимается Фридрихом не только как совокупность явлений в культуре конца XIX в. Литературно-художественный декаданс сам является порождением нигилизма, умственного и физического вырождения "высших людей" европейской цивилизации. Декаданс – это победа слабых над сильными, триумф "рабской морали", умерщвление воли, хаотическая спутанность инстинктов и страстей. Это частично просматривается в теориях о сверхчеловеке.
Высшей формой проявления человеческой актианости для Ницше является воля к власти. Вслед за Шопенгауэром он называет волю ключевой движущей силой. Воля к жизни – то в чем все это проявляется. Таким образом, можно провести цепочку становления по Ницше: воля – воля к жизни – воля к власти. Последним должен научиться обладать совершеннейший из людей – сверхчеловек. Эта идея также закрепляются мнением автора о равенстве. Он считал, что это только разлагает общество. Здесь мы опять видим влияния дарвинизма и теории естественного отбора. Воля к власти – это сила, которая стремиться к господству.
Философия Ницше необычная. Фридриха даже прозвали идеологом фашизма. Самый странный момент «Воли к власти» связан с отрывком, посвящённым “белокурой бестии, великолепной, жадно стремящейся к добыче”. Автор, неоднократно воспевавший войну, неравенство и переоценку всех ценностей, сам того не зная, испортил свою и так специфическую репутацию. Хотя и известно, что трактат “Воля к власти” был создан и выпущен из отрывков Ницше уже после его смерти. Несмотря на все темные аспекты его философии влияние на мировую истории философии неоспоримо.
Свидетельство о публикации №120060309819