Феноменология и аналитическая философия
Мы помним, что по Витгенштейну, один предмет может по разному рассматриваться в различном контексте. Может произойти даже так, что результат определенного действия будет одним в первом варианте и совершенно другим во втором. Некая сила должна предоставить правило, с которым бы мы связывали то или иное утверждение в будущем. Количество правил на одно выражения не ограничено. Выражение “2+2=” может выдать минимум два ответа. Это говорит о непостоянности знака “+”. У него нет стабильности, мы не имеем с ним никакого переживания.
Классическую критику учению Витгенштейна выдвинул Гуссерль со своей темпоральностью изменчивостью психических переживаний. Он говорил, что переживание не может быть мерилом, из-за изменчивости самого переживания. Гуссерль заявляет то, что эйдетическая интуиция – единственно возможное основание для возможности стабильного познания. В этом отношении смысл необходимо подстраивать под вещь. Добавляя далее ко всему этому трансцендентальное, Гуссерль делает сознание онтологической фундаментальной категорией.
Позднее он вводит понятие Другого, основываясь на том, что констатация смысла является делом интерсубъективного сообщества. При этом Феномен и Эйдос остаются такими же важными в его философии. Иметь смысл, значит иметь чувственный комплекс, подставленный специально к вещи.
Витгенштейн разбирал всё с позиции языка, а Гуссерль – сознания. Следовательно, нам нужно принять тождество сознания и языка для полного сравнительного анализа. Признать это, значит слукавить, ибо эта проблема не решена и актуальна и по сей день. Если же принять эту точку зрения, то мы получим следующее: один феномен можно подобрать под неограниченное число эйдосов, ведь не будет каких либо правил по их соотношению.
Контраргумент позднего Гуссерля в его признании интерсубъективности сознающего. В этом проявляется некоторое сходство двух авторов (сообщество осознающих и языковая игра).
"Сциентизм" логических позитивистов и "антисциентизм" неокантианцев и Э. Гуссерля вдохновляются общей предпосылкой кантовским антиметафизическим априоризмом, или поиском универсальных вневременных норм, которые разум налагает на изменчивый опыт. И первые, и вторые заместили реальную (преходящую) науку и научную практику символическими структурами.
Желая избавиться, как и логические позитивисты, от метафизики, Гуссерль в «Логических исследованиях» и «Философии как строгой науке» выдвигает программу обоснования знания – положений мышления – без обращения к чему-то внешнему этому мышлению. Мышление отныне не имеет возможности обращаться к таким маркерам метафизики как «бог», «мир идей», «абсолютный дух» и т.д. Сознание должно очиститься и прийти к своему истоку. Многое в феноменологии Гуссерля посвящено интуиции.
Свидетельство о публикации №120060309331