Герменевтика

В двадцатом веке появилось новое направление философской мысли под названием герменевтика. Представителями данной школы можно считать таких философов, как Мартин Хайдеггер, Ханс-Георг Гадамер и Фридрих Шлейермахер. Слово герменевтика имеет корни в греческом языке и конкретно означает толкование. Таким образом, можно сделать вывод, что данное направление представляет из себя искусство понимания и толкования текстов.

Вообще, это направление не является уникальным, просто один из его основателей (а именно -- Фридрих Шлейермахер) нашел сходства различных герменевтик и решил обобщить их все в одном учении. Шлейермахер выявил предметно-содержательный и индивидуально-личностный аспекты текста. Он отметил: чтобы понять текст нужно для начала понять его автора (такой подход называется выразительным).

В целом можно сказать, что общий предмет герменевтики -- духовная жизнь человека, его индивидуальность. Цель герменевтики состоит в том, чтобы в корреляции автор-текст выявить наиболее лучшее толкование второго. Герменевтика ставит себе интересную задачу -- понять суть чужого произведения лучше самого автора.

Впоследствии, в учении  Хайдеггера и Гадамера задача сменилась на более фундаментальную, онтологическую. Первый нашел в этом особое проявление бытия, выдвинув термин dasein (вот-бытие) -- существование, экзистенция. Таким образом, герменевтика становится неким онтологическим учением.

Ханс-Георг Гадамер продолжил онтологическую тему герменевтики и заявил, что ныне должен действовать ее диалогический метод, то есть необходимо входить в соотношение с существующим, что поможет проникнуть в так называемый герменевтический круг, что является описанием области самого бытия. Мнение об этом явлении у Гадамера были схожи с Хайдеггером. Первый в большинстве своем опирался на второго и писал про герменевтический круг следующее: “…понять нечто можно лишь благодаря заранее имеющимся относительно него предположениям, а не когда оно предстоит нам как что-то абсолютно загадочное. То обстоятельство, что антиципации могут оказаться источником ошибок в толковании и что предрассудки, способствующие пониманию, могут вести и к непониманию, лишь указание на конечность такого существа, как человек, и проявление этой его конечности. Неизбежное движение по кругу именно в том и состоит, что за попыткой прочесть и намерением понять нечто «вот тут написанное» «стоят» собственные наши глаза (и собственные наши мысли), коими мы это «вот» видим”.

В связи со всем вышесказанным, мы замечаем появление понятия предрассудок. Это важная категория понимаемого сущего. Она есть возможность прикоснуться к традиции и времени: “предрассудки (Vorurteile) отдельного человека в гораздо большей степени, чем его суждения (Urteile), составляют историческую действительность его бытия”. Предрассудки нужны для первичного понимания. Они выступают как нечто, что идет до осознания разумом. В основном предрассудки несовершенны, но их можно направить в нужное русло; избавиться от них невозможно. В познании прорывается несовершенство человека. В любом случае, важен опыт каждого индивида по отдельности.


Рецензии