Прагматизм
Первым делом мой взор пал на позитивизм. Это постклассическое философское направление которому свойственна следующая мысль: истинное знание доступно лишь при обращении к конкретным (эмпирическим) наукам. Огюст Конт первым сформулировал принципы позитивизма. Данная философская школа известна своими нападками на идеалистическую философию Гегеля, в которой Георг Вильгельм Фридрих определил философии главенствующее положение в получении достоверного знания. Позитивисты отрицали большинство заслуг предшествующей философии, пытаясь растворить последнюю в позитивных науках; философские методы заменялись на конкретно-научные.
Следующее направление достойное нашего внимания это феноменология (конкретно учение Эдмунда Гуссерля). Данная философская школа имела совершенно иное представление о положении философии в получении достоверного знания. Опыт здесь по прежнему играет важную роль, но философия уже воспринимается, как то, что должно иметь черты универсальной науки, которая стала бы обоснованием для всего прочего и познания вообще. Важной чертой феноменологии является систематизация априорного знания.
Последним направлением, которое я бы хотел упомянуть перед тем, как приступлю к обоснованию идей прагматизма, будет гегельянство. Мы уже выяснили, что философия для данной школы имеет значение универсальной науки, способной дать человеку возможность получения достоверного знания. Гегельянство в свою очередь делится на три ключевых направления, которые делились в основном по религиозному принципу: правогегельянство (трактовало Гегеля в духе протестантской ортодоксии (Г. Хинрихс рассматривал философскую систему Гегеля как рациональную форму богословия)), младогегельянство (А. Руге, Б. Бауэр и др. отрицали религиозные мотивы учения Гегеля и подчеркивали решающую роль личностного, субъективного фактора в истории (противопоставляя его гегелевскому мировому духу)) и «ортодоксальное» гегельянство (К. Михелет, К. Розенкранц и др. стремились сохранить учение Гегеля в его «чистоте». Возрождение интереса к Гегелю в буржуазной философии вызвало появление в различных странах многообразных течений неогегельянства.
Наконец, приступим и к прагматизму. Он отличается от позитивизма тем, что менее детально разбирает различные тонкости, аспекты, как таковые. "Все наши теории инструментальны, все они - умственные способы приспособления к действительности, а не какие-то откровения или логические решения некоторой божественной мировой загадки" -- писал представитель прагматизма Джеймс. Для прагматика особое место занимает практика; пригодность той или иной истины.
В связи с данными заявлениями можно предположить, что прагматики занижают роль философии (или хотят адаптировать ее под свою систему, как это было у позитивистов и относительно у представителей феноменологии). Спекулятивная функция мышления уже не играет своей прежней роли.
Прагматизм в некоторой степени возник, как противовес философии Гегеля. Однако, истоки прагматизма лежат в немецкой философии, в частности, они присутствуют в творчестве Гегеля и Ницше. В последующем начальные идеи прагматизма отмечены в трудах А. Бергсона. Представления о прагматизме как философской форме мышления, познания формируются в рамках тенденции к пересмотру природы познания и истины. «Гносеологического субъекта» сменил «субъект заинтересованный», безразличный к истине как таковой. Для этого субъекта сознание существует лишь как средство решения непознавательных задач. Главным становится удовлетворение потребности в успешном действии. Вот эта-то тенденция получает развитие и завершение в прагматизме.
“В прагматическом методе нет ничего абсолютно нового. Сократ был приверженцем его. Аристотель методически пользовался им. С помощью его Локк, Беркли и Юм сделали многие ценные приобретения для истины <…>. Но все эти предшественники прагматизма пользовалось им случайно, урывками: это была как бы прелюдия. Только в наше время метод прагматизма приобрел всеобщий характер осознал лежащую на нем мировую миссию и заявил о своих завоевательских правах”.
Таким образом, можно признать, что прагматизм – это очередное новое названия для уже существовавшей ранее деятельности.
Свидетельство о публикации №120060309195