Знамя и знамение грядущего десятилетия

В канун 800­летия святого благоверного великого князя Александра Невского мы с протодиаконом Владимиром ВАСИЛИКОМ, доктором исторических наук, доцентом СПбГУ, беседуем об этом величайшем из правителей Земли Русской.

— Что для нас сегодня фигура Александра Невского? Это только историческая реликвия, образ славной, но безвозвратно ушедшей эпохи? Или его дело живёт по-прежнему?

— Вопрос действительно глубокий. Является ли Александр Невский реликтом прошлого или знаменем будущего? Я бы сказал: безусловно, и тем, и этим! Вы, конечно, знаете, как Александра Невского мобилизовали в Великую Отечественную войну и даже перед ней, — потому что ведь фильм «Александр Невский» был со­здан в 1938 году, как и знаменитая поэма Симонова «Ледовое побоище», а эти произведения готовили русского человека к грядущим боям. И слова генералиссимуса Сталина: «Под знамёнами Александра Невского, Дмитрия Донского, Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова — вперёд, к Победе!» — естественно, обладали громадным значением для русского человека.

Безусловно, и сейчас Александр Невский — знамя и знамение грядущей нашей победы над безбожным и антихристианским Западом. Всё повторяется: и «Дранг нахт Остен», и наше неразумие, и наша разобщённость… Как тогда, в XIII веке, так и сейчас агрессия Запада сама по себе неостановима. Её остановить можно только железной волей, железным мечом и железным щитом. Если сейчас не остановить все эти западные провокации с коронавирусом, не остановить западную агрессию у наших рубежей, американские танковые дивизии в Польше и Прибалтике, не сказать им властное «нет» — мы погибнем. И для этого нам нужен новый Александр Невский.

Необходимо понять, что Александр Невский — это не только воин. Это вождь Земли Русской, это человек, которого слушались и Киев, и Суздаль, и Владимир, и Новгород. Это человек, который после многих веков княжеского своеволия и междоусобицы, после вечевой вольницы смог хоть на время, но спаять землю воедино своей железной волей. Князь Александр Невский как подлинный вождь, как единый правитель Земли Русской, безусловно, востребован в наше время. В наше время демократического размягчения мозгов, когда никто никого не слушает и никого не слушается, время раздрая и развала, когда правят олигархические кланы, когда губернаторы на местах творят что хотят, когда ветви власти борются между собою, когда в судах неправосудие, — нам нужен Александр Невский.

И ещё одно измерение, которое не до конца востребовано, —

его слова: «Не в силе Бог, а в правде». Это его стремление свершать правду Божию на всякое время, оно в высшей степени нужно сейчас, когда власть неправедна, когда власть коррумпирована, когда власть развращена лёгкими деньгами. Его образ — праведного воителя и праведного правителя — в высшей степени востребован.

И поэтому Александр Невский — это образ нашего будущего, задача для России на 20-е и 30-е годы XXI века.

— Но ведь новый Александр Невский не спустится с небес по нашему заказу… Он нужен, необходим… Но откуда его ждать?

— Понятно, что наша чиновничья среда развращена, а военная — деморализована. Понятно, что временами наши военные производят впечатление малодушных людей, которые интересуются только новыми звёздочками на погонах и жалованьем. О чиновничестве я не говорю: оно развращено до поросячьего визга.

Что касается церковной среды, то после многих лет успешного менеджерства, после проповеди так называемого миссионерства, после флирта с католическим и протестантским миром, после игрищ всевозможных кураевых, плясок пусек, литургических и миссионерских экспериментов наша Церковь также страшно ослаблена. Но на Церковь нашу — единственная надежда! Надежда на церковных людей, на сильных, благочестивых мирян, на мирян из воинского сословия и на воителей духа. Их не много. Их сегодня прессуют, их шельмуют, им не дают места, но тем не менее они есть. И хочется надеяться на то, что союз между Церковью и православным воинством, привлечение в Церковь здорового офицерства, здорового воинского сословия даст свои результаты: из этой среды выйдет новый Александр Нев­ский, который будет, согласно пророчествам Оптинских старцев, человеком горячей веры, глубокого ума и железной воли. И надо молиться, чтобы Господь его прислал. На сегодняшний момент мы такого не имеем. Если нас поздравляют с Пасхой, даже не смея сказать «Христос Воскресе!», если глава государства самоизолируется от Бога и от людей, дозволяет своим нукерам безчинствовать, не пуская народ в храмы… О чём тут можно говорить? Нам просто необходим новый Александр Нев­ский. И веруем, что Господь по молитвам Церкви, по молитвам верующих людей призовёт его.

— Всё-таки Александр Нев­ский велик не только своим воинским гением, но и тем, что он был мастером разумного компромисса. С Батыем-то он договорился!.. В какой степени эта его способность сейчас своевременна?

— Я бы сказал следующее: Александр Невский был человеком, очень хорошо чувствующим волю Божию и понимающим главный вектор опасности.

— Есть ли у нас возможность найти сейчас какого-то восточного… Батыя не Батыя, но некую силу, на которую можно было бы опереться?

— Но вы не понимаете: на Батыя опираться было невозможно! Князь Александр не опирался на него, а пытался не ссориться с ним. У Батыя были совершенно хищнические интересы. Как он прошёлся по Руси — не приведи Господь! Пепелища Рязани, Козельска, Москвы и многих других городов говорят сами за себя. Владимир-Волынский после нашествия Батыя весь был наполнен трупами, так что въехать в него было невозможно. Та же картина была во многих других городах.

Если же говорить о современном «Батые», на роль которого сейчас претендует Китай, то напомню только три факта. Почему монголы так ненавидели Китай? Войска империи Чжурчженей (это Северный Китай) выходили в начале XII века каждый год в Великую степь и занимались политикой сокращения совершеннолетних, то есть убивали всех, кто достигал чеки колеса тележного (примерно полтора метра). Оставляли только младенцев. Второй факт: в Китае существовало 249(!) видов смертной казни, таких, о которых я даже не буду рассказывать нашим дорогим читателям, чтобы не вызывать рост сердечно-сосудистых заболеваний. И наконец, третий: когда в 1991 году в СПбДА приехала китайская делегация, то её глава походя сказал, как само собой разумеющееся: «Мы ассимилируем даже евреев!» Так что по сравнению с Китаем даже Батый выглядит гуманистом. Тем паче что так называемое монголо-татарское нашествие было на самом деле монголо-китайское. Без китайских осадных машин, без китайских военных советников, без китайских мудрецов, которые создали монгольское государство, монголы ничего не смогли бы сделать.

Поэтому нам не надо искать нового Батыя и не надо шибко полагаться на союз с Китаем. У Китая свои интересы. Тем паче что китайцы нас глубоко презирают, причём есть за что.

Мне вспоминается, как китайская делегация приехала в Волгоград. Экскурсовод с большим энтузиазмом рассказывал им о подвигах защитников Сталинграда — о настоящей нашей славе. И вдруг глава делегации спрашивает: «Простите, а вы про какой город нам рассказываете?» — «Про Сталинград…» — «Но мы же находимся в Волгограде?..» Экскурсовод, краснея и запинаясь, начинает рассказывать историю переименования… Выслушав его с каменным лицом, глава китайской делегации деликатно, но тонко заметил: «Вы слишком вольно обходитесь со своим прошлым».

Так вот, исходя из всего этого, ни на какого «Батыя» нам надеяться нельзя. Надеяться надо на Бога и на те силы, которые нам посылают. Есть очень глубокие слова в молитве главопреклонения вечерни: «Не от человек ожидающе помощи, но Твоея ожидающе милости и Твоего чающе заступления». Тем паче что, по большому-то счёту, Орда сейчас расположена не в Китае. Орда расположена в Вашингтоне. А ещё точнее — в транснациональных корпорациях, которые при случае не прочь уничтожить и Америку, лишь бы царствовать над всем миром.

— Ну, с ними, я думаю, никакой Александр Невский не договорится…

— И не нужно с ними договариваться. С ними разговор возможен только на льду Чудского озера. Тут противостояние насмерть. Сейчас нам нужно понять, что вследствие нынешней так называемой эпидемии может последовать вполне реальная эпидемия голода, а затем и эпидемия чумы, холеры и так далее… Мы встретились с отморозками, которые жаждут всемирной власти над каждым государством, над каждым человеком, над каждой душой человеческой. И они не остановятся, пока не добьются своего, — или если их не остановят, если не появится такая сила, которая может сказать им властно «нет!». А этой силой, судя по мировому раскладу, может быть только Россия.

— Последний вопрос — о святости Александра Невского. Я помню недавние споры о святости Александра Суворова… Православные историки спорили, обсуждали и сошлись на том, что Суворов был великим русским полководцем, и это уже само по себе очень славное звание. Зачем ему ещё нимб? Так вот, зачем Александру Невскому — великому полководцу, дипломату, правителю — нимб?

— Я лично считаю, что А.В.Суворов был действительно святым человеком… Но вот с Александром Невским всё, несомненно, глубже. В Александре Невском, помимо праведности обычного русского человека, есть некая мистическая глубина, удивительно притягивающая, удивительно покоряющая. Эти его слова перед Невской битвой: «Не в силе Бог, а в правде…» — это подлинная высота постижения воли Божией. А его слова на льду Чудского озера: «Боже, рассуди меня с этим языком высокоглаголивым, и помоги мне, как помог Ты праотцу нашему на Святополка Окаянного». Это такая глубина видения судеб Божиих, видения Страшного суда и видения битвы как Суда Божия, — совершенно непостижимая для обычного человека. Святой князь Александр Невский был истинным духоносцем!..

И поэтому вместе с сиянием воинского подвига святого благоверного князя Александра Невского окружает сияние его личной святости. Князь Александр проявил подлинное исповедничество перед Богом. Он жил Христом — и Христос помогал ему. Александр Невский был истинным крестоносителем. Он был страшно одинок, даже собственные дети предавали его. Его не понимали современники — но зато поняли потомки. Как возгласил митрополит Кирилл Киевский: «Чада! Солнце Земли Русской закатилось!» И народ возопил: «Уже погибаем!» И когда князь своей десницей приял из гроба разрешительную грамоту, это лучше, чем что-либо другое, сказало о его святости.

И я не скажу, что сияние воинского подвига для него достаточно, — нет! Он был и оставался святым человеком — каждый час и каждый день своей жизни.

Святый благоверный великий княже Александре, моли Бога о нас, моли Бога о России, чтобы выстоять ей во всех нынешних и грядущих испытаниях!

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН 


Рецензии