Доменикос Теотокопулос

Отрывочные, словно вырванные из круговорота событий, факты биографии
Эль Греко скудны и немногочисленны.
И даже спустя четыре века после его жизни многие из них подлежат сомнению,
 чего не скажешь о работах великого художника – нетленных полотнах,
полных глубокой искренности и непонятного многим мировосприятия.
Дом'еникос Теотокопулос, известный всему миру как Эль Греко, появился
на свет предположительно в 1541 году. Точная дата его рождения не известна.
Более известный как Эль Греко (, буквально «Грек») — живописец, скульптор
и архитектор эпохи Испанского Ренессанса.
Прозвище Эль Греко отражает его греческое происхождение и испанское подданство.
Свои работы он обычно подписывал полным именем греческими буквами, иногда добавляя слово «с Крита».
Родился Доменикос в 1541 году на острове Крит в обеспеченной семье,
вероятно, изгнанной из Ханьи в Кандию после восстания против Венеции.
 Отец Эль Греко, Георгиос Теотокопулос ,был торговцем и сборщиком податей.
О его матери, так же гречанке, ничего не известно. Старший брат
Эль Греко, Мануссос Теотокопулос  был богатым торговцем.
Доменикос и его старший брат Мануссос получили, по тем временам, отличное образование.
Ученые предполагают, что он знал латинский и древнегреческий
 языки об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека»
 в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке
Изначально Доминикос учился в критской школе иконописи.
В 22 года он стал мастером, по некоторым документам, что позволяло ему
самому обучать людей живописи и открыть мастерскую.
Одним из его учителей, как предполагают учёные, стал великий Тициан.
Художник не стесняясь критиковал Микеланджело, который к тому времени уже почил, и даже предложил
переписать его "Страшный суд", ссылаясь на то, что религиозные представления стали более жесткими.
Но его не поняли и он покинул Италию. 
Эль Греко был полон решимости оставить свой собственный след в Риме, отстаивая свои
 художественные взгляды, идеи и стиль. Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино,
зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле
Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело,
 Эль Греко ответил: - «...он был хорошим человеком, но рисовать совершенно не умел». Парадокс — критикуя
и осуждая Микеланджело, Эль Греко обнаружил, что не может избежать его влияния. Оно прослеживается
в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа».
Испания, а именно город Толедо, в который он перебрался в 1577 году и прожил до самой смерти,
стала его второй родиной. Здесь он написал свои самые известные картины.
Помимо живописи, Эль Греко записался росписью алтарей, скульптурой, архитектурой. Писал портреты,
характеры которых мастерски передавал на изображении.
Работам Эль Греко присуща наивысшая драматичность, которую художник добивался
за счёт контраста красок, считая цвет главным в живописи, напряжённой
композицией и множественностью источников света.
Доминикос жил с испанкой Херонимой де Лас Куэвас, от которой он имел единственного сына
и наследника Хорхе Мануэля, он помогал отцу в художественной мастерской и стал его душеприказчиком перед смертью.
Творчество художника стало своего рода началом будущих стилей в живописи - кубизма, экспрессионизма и
оказало влияние на таких художников будущего,как Пикассо, Эдуарда Мане, Сезанна.
 Стиль  написания картин - экспрессионистский, полный драматизма,
приводил современников в некоторое замешательство, но был принят
 в XX веке, послужив основой для кубизма и экспрессионизма.
Вот пример судьбы его картины "Совлечение одежд с Христа",
Картина была написана в числе десяти других, заказанных мастеру священниками собора в Толедо.
Полотно не было воспринято заказчиками и они отказались платить, предъявив художнику ряд претензий.
В настоящее время, картина является одной из самых известных полотен Эль Греко и шедевром живописи.
К работам Эль Греко относились с пренебрежением на протяжении нескольких поколений  после его смерти из-за их явного противопоставления принципам раннего барокко,
 в начале XVII века вышедшего на первый план и вытеснившего последние следы маньеризма XVI века.
 Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей.
Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ. Испанские комментаторы XVII-начала
XVIII веков хвалили его мастерство, но критиковали антинатуралистический стиль и сложную иконографию.

Художник скончался 7 апреля 1614 года и был похоронен при монастыре Санто-Доминго-эль-Антигуо. Монастырь впоследствии был разрушен, а останки живописца утрачены.


Рецензии
Интересная статья получилась!Огромное спасибо тому, кто написал её!

Джанаев Илья   03.06.2020 23:51     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.