За театральным зеркалом Кукольного дома

от "Вторая кофейная пауза в антракте Кукольного Дома"
http://stihi.ru/2020/06/02/2488



Просперо:
(он забежал на первый-второй звонок на одну-две затяжки наносигареткой в специально отведённое помещение)
- сценка за сценкой - сплетни за сценой - тени вне сцены -
Третий звонок в театральной курилке, колечко дыма - зацепка
За зеркала, куда ушла, уносящая тени зла, летящая над канатом
По которому Ирхин идёт. Он не курит, поэтому пишет сонату.

Ирхин:
(За театральным зеркалом беседует с Дамой в Светлом)
- только выйдя
из времени
увидим -
не остановить
творения

Дама в Светлом:
- Выйти из времени, быть в Вечности, ...примем участие в творении

Ирхин:
- Поймем, что уже принимали

Дама в Светлом:
- Здесь и сейчас

Ирхин:
- Здесь сейчас правит барышня Зима.
(возвращается в сонату Зазеркалья)

– Зима страшнее всех времен,
несет упадок сил и беды.
Колючий ветер с трех сторон,
из горла рвется тихий стон -
обломки ледяного бреда.
По снегу, в никуда, во тьму
в оцепенении тревожном
бредем и чувствуем весну
как макрокосма пульс под кожей.
Смерть наблюдает за игрой,
своей изогнутой иглой
впускает яд сомнений в вены:
тебе ли обгонять мгновенья.

– В разбитых мутных зеркалах
расколотые отраженья,
а в оброненных вскользь словах -
боль скрытая и сожаленье.
Как будто потеряли мы
себя в пространстве одиноком,
и своенравный дух весны –
лишь проявленье силы Рока.
В невиданную глубь времён
летим как хрупкие частицы,
здесь видит Бог последний сон,
и в нем – встревоженные лица
над озером стеклянным дней
склонились в ожиданьи взрыва
перед рождением огней –
вселенных ранних из горнила.

– Смерть оказалась круглым синим сном,
что подсмотрел у Бога Кот Чеширский,
галактик юных скручивая диски
в пространстве-времени загадочно-кривом.
«Одно во всём и всё в одном,
пространство, время, я и ты,
одно в одном и всё во всём,
улыбка – форма пустоты», –
так бормотал он. А цветы
вселенных всё росли, росли,
из пены квантовой вздувались пузыри.
В одном из них, как в капельке росы,
мелькнула тень его улыбки.
Всё растворилось – лапы, хвост, усы,
и в колебаниях живой струны
душа звенела первозданной скрипкой.

(вместе с Натальей Беттштеллер - http://www.stihi.ru/avtor/kleinigel
http://www.stihi.ru/2016/03/10/6043)

(Те же и Белислав, он выпил кофе с двойным коньяком, потому и задержался в специальной комнате, дабы освежиться приложил лоб к холодному стеклу и потому легко всё видит третьим глазом и даже подпевает увиденному)

Белислав:
- Звучит соната зазеркалья -
Душа подвыпила, каналья...
Мерещится Чеширский кот,
Улыбки квантовых пустот,
Вселенные, как пузыри,
Из пены Хаоса росли...
Росли и доросли до взрыва -
Наш Мир родился из горнила...
А в нём поэт весной мечтает,
И душу скрипкой величает!
Зацепило до улыбки, Валентин!

Ирхин:
- О, это глубоко получилось. Дальнейшее развивает Гумилев.

Белислав:
- Лев Гумилёв здесь?

Ирхин:
- Сегодня нет, сегодня здесь отец Льва, Николай. Он принёс ливанскую канифоль мальчику-скрипачу.

Гумилёв:
- Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,
Не проси об этом счастье, отравляющем миры,
Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,
Что такое тёмный ужас начинателя игры!

Тот, кто взял её однажды в повелительные руки,
У того исчез навеки безмятежный свет очей,
Духи ада любят слушать эти царственные звуки,
Бродят бешеные волки по дороге скрипачей.

Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,
Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,
И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном,
И когда пылает запад и когда горит восток.

Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервётся пенье,
И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и вздохнуть, —
Тотчас бешеные волки в кровожадном исступленьи
В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь.

Ты поймёшь тогда, как злобно насмеялось всё, что пело,
В очи глянет запоздалый, но властительный испуг.
И тоскливый смертный холод обовьёт, как тканью, тело,
И невеста зарыдает, и задумается друг.

Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ!
Но я вижу — ты смеёшься, эти взоры — два луча.
На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ
И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!

Просперо:
(докуривая свою наносигаретку, несколько гордо)
- Не удивительно, но закономерно появление Николая Гумилева в пространстве для нас, курящих, ведь его последняя воля на расстреле - "Дайте папиросу, товарищи солдаты и матросы". О, это была страшно красивая смерть контрреволюционера-скрипача! Но вы знаете, я иногда подозреваю, что он умер много ранее расстрела, ещё в тот исторический, истерический час в "Бродячей Собаке", когда его бросила Анна Ахматова ради другой женщины. Понимаете - "умер вчера сероглазый король", потому, что любимая ушла к женщине. И нельзя ни застрелить на дуэли соперни(-ка) (то есть -цу), то есть - ни любить, ни убить, да уж...

Входит Дама Кружевница:
(говорит с большим количество пауз, как будто вяжет спицами узелок за узелком)
- Неужели этого нет, неужели это уже было? ...садилось Солнце за горой... Но (сквозь ветвей ещё светило... там. Тёмный лес. Стоял стеной и мало силы солнца было... Была дорога. Таял март, чернея снегом в беспорядке.
... остался, догорал костёр, в снегу. На Масленой Неделе, когда водили хоровод,  смеялись громко, звонко пели...
Опять. Встречала. Слобода. ... в костюмах ряжены Царицей... текли. Припевок - кружева. Цвели! (забытым счастьем.) Лица...
Блины!! (опять в снегу чаёк... на свежем. Воздухе... Пьянящий!!
... забытый. Богом... уголок... (но счастье было настоящим...
Прощёный день. Сердца открыты...!! ... начнём сначала. Боль... забыта.

Ирхин:
Большое спасибо, Катерина! Эти строки возвращают нас в реальный земной мир, где есть настоящее, есть за что пострадать. С Прощеным воскресеньем, тихих, но светлых дней.

Просперо:

Тихо, тихо откуда-то музыка
Сердце, сердце моё замирает
Это, может быть, скрипка играет
А скрипач остаётся неузнанным

Он уходит по мягким морозам
По капели на мартовской пристани
А за ним чинно следуют искорки
Как цыплята пушистой мимозы

Правда, правда! Идут котильонами
Приседая на тактах с улыбкою
Эти нотки, что сброшены скрипкою
Во спасение сердца влюбленного

Тихо, тихо откуда-то музыка
А скрипач остаётся неузнанным

(Одевает зеркальные очки и сумеречное Зазеркалье оживает)

*
Далее "А пока не Апокалипсис"
http://stihi.ru/2020/06/07/1973


Рецензии
Но Апокалипсис еще впереди. Я всегда вспоминаю из Нибелунгов:

По лестнице спустившись и выходя во двор,
Владыка гуннов бросил назад тревожный взор.
"Увы, теперь я тоже таким гостям не рад.
Они всех воинов моих сегодня истребят.

Зачем,- прибавил Этцель,- я праздник затевал?
Встал, на несчастье наше, скрипач у входа в зал.
Как дикий вепрь, он грозен, как сущий дьявол, зол.
Еще спасибо, что хоть я от рук его ушел.

Его напев смертелен, его смычок багров.
Играючи, прикончил он множество бойцов.
Не знаю я, чем Фолькер так сильно разъярен.
Вовек никто не причинял мне больше зла, чем он".

Разумеется, это на границе миров.
Комментарий по http://lit.lib.ru/i/irhin_w_j/ternii03.shtml :
При исследовании закона нужно осуществить регулировку двух крайностей (Будда называл ее переходом в срединное состояние), для чего и служит скрипка. Играть на ее струнах можно лишь постигнув срединность; на Востоке похожий инструмент называется вина. Если струна натянута слишком слабо или слишком сильно, нужного звука не получится. Так находится золотая середина любой идеи. Тот, кто правильно выполнил это непростое упражнение, уничтожит закон и перейдет в инобытие, тем самым обретя освобождение (нирвану) - символически славную смерть.
Блага закона проявляются в Эдеме, где Бог затеял праздник для людей. Судные дни всегда берут начало с пира, на котором вино льется рекой даже когда грядет чума. Суровый Моисей (он же Мессия), владеющий победоносным законом, является в мир и обрушивается на него. Запредельные истины смертельны и невыносимы для искаженного мира и греховных людей, а высшая музыка звучит для этой лжи и хаоса как приговор.

Валентин Ирхин   03.06.2020 19:33     Заявить о нарушении