Сюрреализм в реале Присоветского Реала
"СЮРРЕАЛИЗМ В РЕАЛЕ ПрИсОвЕтСкОгО РЕАЛА".
"Я не знаю этого поэта, я не знаю других его
произведений, но за один "Бухенвальдский набат" я поставил
бы ему памятник при жизни".
Константин ФЕДИН.
"Пишу музыку и плачу...
Да таким словам и музыка не нужна!
Я постараюсь, чтобы было слышно каждое слово!!!".
Вано МУРАДЕЛИ.
жиЛ был в Союзе ССР
Рабочий парень
Александр СОБОЛЕВ.
Он до войны
Отечественной
Закончил ФЗУ в Москве,
Стал слесарем,
РаботаЛ на заводе,
Писал стихи,
Был членом
Заводского
Лит.объединения.
Кргда пришла война,
Был призван в РККА,
Ушёл не фронт.
Был пулемётчиком
В пехоте. -
Смотрел боец
Коричневой девахе. -
кровожадной Смерти
Не то, чтобы
В в глаза,
А в самые зрачки.
Был дважды
Ранен
И к тому ж
Контужен.
Покантовавшись
По госпиталям,
Был комиссован. -
Получил ВТОРУЮ группу
Инвалидности
ПОЖИЗНЕННО,
Что запрещало
Выполнять
И лёгкую работу.
Но надо жить. -
А всю семью
Убили немцы с полицаями
В украинском
Местечке.
С того
Не отпирался,
Когда мобилизован
Был он на Труд.фронт. -
И снова слесарем работал
На военном производстве. -
Паёк рабочий поручая
И койко-место
В общежитии завода.
Но дар литературный
Подсобил. -
Рабочий
От рашпиля с зубилом
И молотком
Назначен был
Ответственным секретарём
Редакции многотиражки
Военного того завода.
Там познакомился
С сотрудницею-журналисткой
И на ней женился.
И тут - осечка...
Начал "возникать",
Писать в многотиражке
О недостатках,
Мешавших выпуску
Изделий
Для нужд фронта.
Парторг ЦК завода
Намекнул:
"Знай свой шесток,
Не задирай начальство".
Не помогло, -
Спровадил в госпиталь
Для излечения
Психических-контуженных,
Прообраз, -
В большОй мере, -
Андроповских
"Психушек для диссидетов".
Три года мытарился
То таким гоапиталЯм,
А вышел, -
На работу нигде
Не берут. -
Пошла волна
Борьбы
С "Безродными
космополитами", -
Сиречь с евреями
На мало-мальски
Связанных
С структурой государства
Должностях.
А снова к рашпилю
С зубилом-молотком -
Уже недоставало сил.
Под общую гребенку
Вымели из радио-редакции
И русскую, - жену его, -
Не согласившуюся
С предложением началиства
"Расстаться со своим
евреем-мужем".
Два безработных жуналиста
Промытарились много лет
На мелких подработках.
Стихи все Александра
И статьи ложились
Редакторами "в стол".
Но вот настал год
1959-тый.
В Германии был создан
Под Мюнхеном
Мемориал
На месте
Бухенвальдского
Концлагеря
И Александр,
Участник
И инвалид пожизнный
Отечественной войны,
Вложив в работу душу,
Написал стихотворенье
В память всех, погибших там
От рук нацистов
СОТЕН ТЫСЯЧ граждан
Многих стран.
Поэт два слова
Вынес в заголовок
Стихотворенья:
БУХЕНВАЛЬДСКИЙ НАБАТ.
И хоть ШЕСТЬ ЛЕТ
Прошло со смерти
Сталина, -
Инициатора
Позорных заплечных "Дел"
Расправы
С так называемыми
"Безродными космополитами"
И "Отравителями-врачами",
Все-все редактора
Московских
Журналов и газет
Не приняли для публикации
Стихотворение поэта.
Лишь в Комитете
По подготовке
К проведению
Всемирного, -
Студентов и молодёжи, -
Фестиваля в Вене
Рискнули взять п поэта
Проникновенный стих
Для песни
И передали композитору, -
Уже известному в Союзе -
Вано МУРАДЕЛИ.
Тот выбор
Оказадся верным. -
Из Вены песня
Соболева и Мурадели
На сотнях языков
Расплылась по Планете,
Не отряхнувшейся ещё
От ужасов войны,
Унесшей БОЛЕЕ
ПОЛСОТНИ МИЛЛИОНОВ душ
Люлей ВсЕх,
Землю населявщих
НаЦиОнАлЬнОсТеЙ.
Но "НЕТ В ОТЕЧЕСТВЕ СВОЁМ
ПРОРОКА". -
В СССР на всех волнах, -
( И с поводом и без), -
Все годы,
Последующие, -
До самого РаЗвАлА, -
Звучал набатом,
Реквиемом,
Гимном Памяти Погибших
Двумя соаторами
В содружестве
Написанная песня, -
"БУХЕНВАЛЬДСКИЙ НАБАТ".
И, более того,
Он был представлен
К награжденью
Ленинскою премией.
Но кто-то вспомнил "НаВеРхУ",
Что автор текста
Какой-то еврей Соболев,
И награждение
Не состоялось.
Жить, правда,
Стало автору стиха
С женой полегче.
Стал автор текста
Получать исправно
Гонорары за исполнения
На Радио, на Телевиденье
И на концертах
"БУХЕНВАЛЬДСКОГО НАБАТА".
Но постоянно,
С неукоснительною
БдИтЕлЬнОсТьЮ
Всегда повсюду
Обявлялся автором
Лишь МУРАДЕЛЛИ.
Фамилия ж поэта, -
СОБОЛЕВК, -
Хоть и звучащая -
Куда уже, как русская,
Но... - соавтора-еврея, -
Так и осталась
Для СТРУКТУР ВЛАСТЕЙ
Советского Союза
До СаМоГо РАЗВАЛА СССР*, -
Фамилией
"пЕрСоНы NON GRATA"**.
* - См. нижеприведенное Приложение.
** - Персона нон грата (лат. persona non grata — «нежелательная персона»,
«нежелательное лицо»(Дипломатический лексикон. Л.П.).
ПРИЛОЖЕНИЕ.
М.Токарь,
www.russiandenver.50megs.com
"БУХЕНВАЛЬДСКИЙ НАБАТ" -
СЮЖЕТ ДЛЯ СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКОГО ФИЛЬМА
"Я не знаю этого поэта, я не знаю других его произведений,
но за один "Бухенвальдский набат" я поставил бы ему памятник
при жизни".
Константин ФЕДИН.
"Пишу музыку и плачу,.. да таким словам и музыка не нужна!
Я постараюсь, чтобы было слышно каждое слово!!!".
Вано МУРАДЕЛИ.
У этого незаурядного, талантливого поэта среди его литераткрного наследия есть одно-единственное стихотворение, известное буквально всем:
Люди мира, на минуту встаньте,
Слушайте, слушайте:
Гудит со всех сторон.
Это раздается в Бухенвальде
Колокольный звон…
Это кажется невероятным, но за десятилетия жизни этой песни, облетевшей весь мир, переведенной на множество языков, в Союзе при исполнении ее никогда не объявлялось имя автора стихов.
Хотя автор, конечно, был, и звали его Александр Соболев.
Известный писатель Константин Федин дал тогда такую оценку словам этой песни: "Я не знаю этого поэта, я не знаю других его произведений, но за один "Бухенвальдский набат" я поставил бы ему памятник при жизни".
"Памятник" при жизни поэт получил, но совершенно в духе социализма.
Советские правитеди-вожди с каким-то садистским упоением уничтожали культуру страны.
Сегодня мы знаем: убивали, как Бабеля, гноили в лагерях, как Мандельштама, позорили, как Пастернака, изгоняли из страны, как Галича… Несть иНесть им числа…
Поэта Александра Соболева просто замалчивали, нигде не печатали, преследовали, не давая возможности донести свое творчество до читателей и слушателей…
Он родился в 1915 году в одном из местечек Украины.
Был младшим ребенком малосостоятельной, но многодетной еврейской семьи.
Слагать стихи начал очень рано, примерно с семи лет, но это "баловство" в семье не поощрялось. Рано оставшийся без матери, мальчик, после окончания школы был отправлен к старшей сестре в Москву и определен в школу ФЗУ.
Закончив ее, получил звание слесаря и стал самостоятельно зарабатывать себе на хлеб.
Юноша, мечтавший о литературе, стал учиться в литобъединении, начал печататься в заводской многотиражке.
Затем работал в печати, писал, кое-что печатал.
Пришла война и он ушел воевать. Был пулеметчиком стрелковой роты, то есть воевал на передовой. Несколько ранений и две контузии – вот "трофеи", принесенные с войны.
Инвалид Великой Отечественной,
Кровь твоя на траве, на песке, на снегу…
Нет, не только твое Отечество –
Вся планета, все человечество
Перед тобою в долгу, - в неоплатном долгу.
Кто-то с фронта вернулся счастливый – целый!
Кто-то мертвый – бессмертный – в землю зарыт.
Ну, а ты возвратился, в общем и целом, ничего… -
Так, не жив и не мертв – инвалид!
Пожизненная вторая группа инвалидности – это значит, что не разрешается работать на штатной работе. А у него погибли все близкие. Его призывают на трудовой фронт, отправляют слесарем на военный завод, дают койку в общежитии и карточку на хлеб. Так началась его мирная жизнь.
Вскоре его назначают ответственным секретарем в заводскую многотиражку. Здесь он себя показал не только хорошим журналистом, но и великолепным сатириком.
Газета начала борьбу с управлением завода против злоупотреблений, против разнузданности, против использования руководителями своего положения и тому подобное.
В результате секретарь ЦК партии на заводе пригрозил журналисту, чтоб "не лез не в свое дело". И его уволили и отправили "на лечение в психбольницу". Четыре долгих года мотался он по больницам и госпиталям…
Еще работая на заводе он женился на русской девушке-журналистке.
Молодая семья жила впроголодь, не имея постоянного заработка.
Только любовь и взаимопонимание давали им силу для дальнейшей жизни. Поэта не принимали никуда на работу, нигде не печатали его стихов, всячески подчеркивая, что еврею в журналистике делать нечего. Мало того, его русскую жену уволили из Московского радиокомитета вместе с евреями-журналистами, а затем предложили восстановить на работе, "если она разведется с этим евреем".
Здесь хочу вспомнить стихи, полные сарказма, А.Галича:
- Где теперь крикуны и печальники?
Отшумели и сгинули смолоду!
А молчальники вышли в начальники,
Потому что молчание – золото!
Как инвалид он получил "квартиру" – убогую комнатенку без воды, отопления и других удобств. Два журналиста, они влачили жалкое полуголодное существование, а все то, что он писал в те годы, отправлялось "в стол".
В 1959 году Александр Соболев услышал о создании мемориального комплекса в Бухенвальде. Его – еврея, фронтовика, поэта так потрясло это сообщение, что он закрылся в комнате и через два часа прочитал жене слова, ставшие потом песней. Ни одна газета не взялась их напечатать, никого они не заинтересовали.
Но в это время должен был состояться фестиваль молодежи в Вене, и поэт рискнул послать стихи в комитет подготовки к фестивалю, а затем отправил их композитору Вано Мурадели.
Потрясенный композитор ответил такими словами:"Пишу музыку и плачу,.. да таким словам и музыка не нужна! Я постараюсь, чтобы было слышно каждое слово!!!"..
Действительно, песня получилась "литая", в ней неразрывно едино совместились слова и мелодия.
А когда в Вене ее исполнил свердловский хор студентов, она сразу стала известной и любимой во всем мире.
Ее переводили на десятки языков. Это полный триумф! Ее исполнял и хор им. Александрова, и самодеятельные коллективы, детские ансамбли и выдающиеся певцы.
В 1963 году песня была выдвинута на Ленинскую премию…
Но, – это трудно объяснить современномумолодому человеку, – не допустили до премии из-за "этого безвестного поэта", не имеющего покровителей, да еще с неподходящей 5-ой графой паспорта!
Что двигало официальными деятелями "от культуры", всячески замалчивающими творчество Соболева?
Что толкало на отрицание его творчества поэтами, критиками, деятелями "от литературы"?
Скорее всего, это была элементарная зависть, замешанная на указании сверху, плюс торжествующий антисемитизм…
Но песня шагала по планете, песню пела вся страна, не задумывающаяся, почему у песни только один автор – композитор. Однажды ему позвонили ночью домой и пригрозили: "Мы тебя прозевали, но голову поднять не дадим!" И не давали! Всю жизнь. До самой смерти.
Песню пел весь мир. Пел много лет. Однажды в Москву приехал японский хор "Поющие голоса Японии". Поэт слушал их концерт:
Я это надолго запомню:
Концертные два часа
В Москве звучат "Японии
Поющие голоса"…
И вдруг загудел над нами
"Бухенвальдский набат".
И снова безвинно сожженные
Строились к ряду ряд…
Слова, в России рожденные,
Японцы как клятву твердят.
Через двадцать лет после создания песни, в 1979 году газета "Культура и жизнь" напечатала статью Игоря Шаферана, в которой были такие слова:
"Это песня – эпоха, и скажу без преувеличения – мир замер, услышав эту
песню".
Да песня "Бухенвальдский набат" – был звездныс чаомс поэта Александра Соболева.
Но она стала и трагедией всей его жизни.
Он был очень разносторонним и талантливым человеком.
Его песни, написанные с Анатолием Новиковым, Борисом Терентьевым и другими композиторами стали популярными и исполнялись лучшими коллективами. "Вечный огонь", "Голуби мира", "Голос страны моей", "Роза на море" – вот далеко не полный перечень песен, написанных на его стихи. Сквозной темой его творчества стала война и борьба за мир.
На бойне той я был солдатом
И с бойни той пришел назад.
Какую я тянул упряжку
Сквозь дождь и снег, и день и ночь!
Сказать, что это было тяжко? –
Неправда: было мне невмочь.
Такого адского накала
Не смог бы выдержать металл.
Но чудо! Я не умирал,
И начиналось все сначала.
Именно во фронтовые годы осознал себя поэт гражданином и патриотом всей планеты Земля. (Кстати, это тоже возмущало власть могущее партийное руководство в его песне. Как, считали они, мог он обращаться к "людям всей земли?" Ведь это, по их мнению, моральная эмиграция!). Ведь только мы, народы, только мы, За нашу Землю только мы в ответе. В другом стихотворении:
Не сатана, несущий зло вовек,
Не ценящий живое и в полушку,
А человек, подумать, – человек! –
Свой дом, свою Планету "взял на мушку".
Еще:
Отныне по земле шагает Бог –
Раскрепощенный человеком атом.
Что принесешь ты Миру, божество, -
Мрак смерти? Или жизни торжество?
Мог ли такой человек пропустить в своем творчестве трагедию Афганистана?
Одно из его стихотворений на эту тему буквально потрясает.
Уже одно название "кричит": "В село Светлогорье доставили гроб". (Такое сильное противопоставление – "Светлогорье" и "гроб").
А затем картина прощания:
…И женщины плакали горько вокруг,
стонало мужское молчанье.
А мать оторвалась от гроба, и вдруг
Возвысилась как изваянье.
Всего лишь промолвила несколько слов: -
За них – и на гроб указала, -
призвать бы к ответу кремлевских отцов!!!
Так, люди? Я верно сказала?
Вы слышите, что я сказала?!
Толпа безответно молчала. –
РАБЫ!!!
И рядом с этими высокогражданскими строчками огромное количество лирических стихотворений, - теплых, нежных, трогательных.
Звоном с переливами
Занялся рассвет,
А меня счастливее
В целом мире нет. -
Раненный, контуженный
Отставной солдат,
Я с моею суженой -
Нищий, да богат…
Или:
Красные искры, желтые искры –
Праздник осенней метелицы.
Кружатся листья, падают листья,
Падают тихо и стелются.
Уже тогда, в 60-70-х годах он, прозорливый, как настоящий Поэт, обращает внимание читателя на необходимость беречь Землю.
Земля наша – добрая мать,
Без нее – ни дышать и ни жить,
Землю нельзя просто топтать,
Землю надо любить.
Очень ярко выражался талант Ал.Соболева в сатире.
Единственный журнал, печатавший его произведения – это "Крокодил", редактор которого, Мануил Григорьевич Семенов, впал в немилость из-за такой смелости.
Большое количество стихотворных фельетонов, острых и злых, создали славу журналу. Поэт от "Крокодила" получил награду: была напечатана небольшая книжечка его фельетонов.
Но большая часть его сатирических произведений писалась, конечно, в стол.
Русский поэт Александр Соболев по-настоящему любил свою Родину – Россию.
Он страдал ее страданиями.
Утонула в кровище,
Захлебнулась в винище,
Задохнулась от фальши и лжи…
Как ты терпишь, Россия,
Паденье свое и позор?!..
Кто же правит сегодня твоею судьбой? -
Беззаконие, зло и насилие!
В наследии Соболева есть и проза: роман "Ефим Сегал – контуженый сержант".
Произведение автобиографическое и поэтому особенно ценное.
Идея романа сводится к тому, что общество развитого социализма – явь тоталитарного государства, а герой сражается с системой и терпит полное поражение.
Как и все другие произведения Соболева, роман увидел свет спустя много лет после его смерти.
Затюканный литературным официозом, никому не нужный, лишний в этом обществе, так и не увидев напечатанными свои произведения ушел из жизни опальный поэт…
Ни в одной газете не напечатали о нем ни строчки.
Ни один "деятель" от литературы не пришел проститься с ним. -
Просто о нем никто не вспомнил.
В 90-х годах, уже в преклонном возрасте, верная, преданная и любящая вдова его – Татьяна Соболева – начала длительную, изматывающую борьбу с властями, "собратьями по перу", издателями за восстановление честного имени поэта, отдавшего Родине здоровье, силы, молодость и ничем никогда не запятнавшего себя.
Рассказ о ее "хождении по мукам" – это история отдельная. Поэтому отметим только факты.
С помощью ЕКА (Еврейская Культурная Ассоциация) небольшим тиражом был издан сборник его стихов (еще им самим подготовленный к печати) "Бухенвальдский набат".
Были изданы 2 диска с его патриотическими песнями. И среди них "Навечно с живыми":
От старших и до новых поколений
Внимай, внимай народ родной земли,
Мы не погибли на полях сражений:
На марше ураганных наступлений
С Победой мы в бессмертие вошли…
Чтобы издать роман "Ефим Сегал" за свой счет в 1999 году (тиражом "аж 1000 экземпляров") вдове пришлось ни больше, ни меньше – продать свою трехкомнатную квартиру.
В 2006 году вышла ее книга (не забывайте – она же журналист) "В опале честный иудей"… (тираж 500 экземпляров), сердечный памятник другу и мужу.
Она закончила ее писать в 2005 году. Ей было 82 года.
Запомним это имя – Александр Соболев – солдат-фронтовик, инвалид Великой Отечесивенной войны, поэт, писатель, человек…
Если не мы – то кто же?
3 июня 2020-го года.
Свидетельство о публикации №120060310200