Конкурс. Метаморфозы жанра в Июне - 2020
Мы живём в период всемирной пандемии, так или иначе, затрагивающей каждого. Так, в одной семье сын, студент мед учреждения, уже которую неделю не покидает переоборудованный для лечения больных Коронавирусом роддом. Свободных мест в больнице нет. Некоторые заболевшие врачи так и продолжают работать, не покидая рабочих мест. Когда студент засыпает, ему кажется, что медсёстры тычут ему иголками в глаза. Он просыпается в ужасе и надо снова заступать на дежурство. Так или иначе, мы следим за репортажами происходящего в мире, которые во всех подробностях описывают последствия реакции на убийство чернокожего в США, ещё какие-то события в мире. Режим изоляции не снят, хотя и ослаблен. В такой период вполне уместно задуматься над таким актуальным жанром, как "Репортаж" ещё и по другой причине. Писать ни о чём - это то, что многие стремятся избегать. Поэтому, участвуя в нашем конкурсе, можно избежать этого наверняка. Но и в жанре, который казалось бы, должен привлечь внимание, есть много подводных камней и поставленных задач, которые хорошо бы учесть. Итак,
Июнь – 2020 в проекте «Метаморфозы жанра» объявляется месяцем необычного жанра:
ЖАНР РЕПОРТАЖ.
РЕПОРТАЖ — это живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни, это наглядное изображение события, участником которого был сам автор.
Перед автором стоит задача: рассказать так, чтобы слушатели или читатели как бы увидели это событие на самом деле.
Репортаж – это «глаза и уши читателя» - так сказал известный лингвист Г.Я. Солганик.
Композиция репортажа разная. Стандартная композиция:
1. Зачин – начало (описание места действия, описание состояния окружающей среды, динамичность).
2. Центральная часть – рассказ о событии (употребление глаголов настоящего времени, чтобы показать «сиюминутность»).
3. Концовка – оценка события, краткий вывод, к которому приходит автор и к которому он подводит читателя.
Важнейшие особенности репортажа — динамичность и наглядность в описании происходящего, отражение события через призму личностного восприятия автора, создающего эффект присутствия. С помощью репортажа читатель как бы сам имеет возможность быть на месте события. Он «видит», что происходит, «слышит» участников события, ощущает атмосферу происходящего. Один из приемов, с помощью которых достигается эффект присутствия, — использование изобразительно-выразительных средств для создания визуальной картинки. Главная особенность последней — работа через деталь, которая должна быть зрима, слышима, экспрессивна. Точно подмеченные и переданные наглядные приметы факта — краски, звуки, ритмы — и создают эффект присутствия.
Присутствие автора в репортажном тексте проявляется по-разному. Нередко используются личные местоимения «я», «мы». Иногда журналист не упоминает о себе, хотя повествованием дает понять, что был свидетелем события.
Специфика репортажа проявляется и в стиле, И в использовании средств и приемов образного раскрытия темы, в эмоциональности изложения. Язык репортажа совмещает документальность и художественность. Нарушение баланса приводит к тому, что репортаж становится скучным. Если преобладает художественность, то утрачивается ощущение реальности.
Виды репортажа:
В зависимости от предметно-тематического содержания репортажи подразделяются на тематически-познавательные, событийные, постановочные.
1) Событийный — это яркое событие, переданное в хронологической последовательности. В тематическом репортаже событие может передаваться, начиная с любого фрагмента действительности, в нем позволительны расширенные и подробные комментарии.
2) Постановочный репортаж передает незапланированное событие.
3) Проблемные репортажи, в них эмоциональное повествование о конкретном событии перерастает в социально значимую проблему, требующую решения. Актуальность, злободневность этой проблемы — залог интереса читателя.
Подобного рода репортажи характеризуются тем, что основаны на факте, требующем привлечения к нему внимания официальных лиц, общества в целом. Автор не ограничивается созданием картины происходящего, он анализирует, сопоставляет, комментирует. Яркие эпизоды чередуются с рассуждениями, основанными на конкретных фактах.
4) Тематически-познавательный репортаж представляет собой форму динамичного, оперативного сообщения о новом, занимательном. Этот вид характеризуется большим разнообразием тем и сюжетов, будучи наиболее популярным, легким для восприятия массовой аудитории. В отличие от проблемного репортажа в нем нет развернутого вопроса, требующего аналитического подхода. Задача автора в этом случае — сообщить читателю что-то новое, занимательное, развлечь, расширить кругозор.
Тематически-познавательный репортаж по сравнению с другими видами репортажа менее оперативен и актуален. Обычно он не предполагает событийности, однако выигрывает за счет занимательности и развлекательности, обращения к вечным ценностям.
5) Актуальный — наиболее традиционный вид репортажа. Его поводом служит актуальное, общественно значимое событие. Такой репортаж отличается особой оперативностью.
Лаконичность, точность, наглядность актуального репортажа помогают читателю сконцентрировать свое внимание на определенной теме. Она не ограничивается главной новостью — каким-то итогом события, но расширяется до «атмосферы события», его эмоционального образа. Профессионально наблюдать за событием — значит проникаться его особой атмосферой, чтобы затем наглядно воссоздать поступки и речь. Воссозданные реакции и реплики усиливают достоверность, впечатление, эмоционально обогащают повествование, располагают читателя к сопереживанию.
6) Репортаж-расследование — это динамическое описание «полосы препятствий», преодолеваемой в поиске информации, которую пытаются скрыть. Такой вид репортажа предполагает необычную технику фиксации информации. Авторское размышление — основа сюжета. Расследование в «картинках» выглядит как «детективная история». Ощущается непосредственное присутствие автора в сюжете. Автор надевает маску расследующего. Воссоздавая событие, он может изложить его предысторию, сопоставить факты, высказать догадки и версии. Главное требование — динамичность передачи сведений, образность и документальность.
Итак, репортаж — это такой жанр, к которому прибегают, когда хотят рассказать о происходящем событии в момент его совершения изобразительными средствами, дать живую картинку. Репортаж отличается динамикой изложения, наглядностью, «эффектом авторского присутствия».
Динамичность репортажа предполагает энергичный зачин, быстроту действия. Концовка — это сжатое, лаконичное выражение мысли, вывод. Жанр предполагает также монолог автора и комментарии очевидцев. Используются различные стилистические средства Для показа движущегося фона события. Но при этом личность автора - основное связующее звено. Задача репортажа — не только воссоздать картину события, но и вызвать у читателя (слушателя, зрителя) определенные чувства и отношение к событию.
Образная картинка — обязательный элемент репортажа: описание местности, где происходит действие, присутствующих людей, погоды.
Немного об истории жанра:
Понятие «репортаж» возникло в первой половине XIX в. и происходит от латинского слова «reportare», означающем «передавать», «сообщать». Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и т.п. Позднее такого рода «репортажи» стали называть «отчетами». А «репортажами» начали именовать публикации несколько иного плана, а именно те, которые по своему содержанию, форме похожи на современные российские очерки. Так, выдающиеся западные репортеры Джон Рид, Эгон Эрвин Киш, Эрнест Хэмингуэй, Юлиус Фучик и др. были, в нашем понимании, скорее очеркистами, нежели репортерами. И сейчас, когда европейский журналист говорит что-то о репортаже, он имеет в виду то, что мы называем очерком. Как раз западные очерки, с точки зрения их «имени», и являются генетическими предшественниками и ближайшими «родственниками» нынешнего российского репортажа. Это, разумеется, необходимо учитывать в случае использования в отечественной теории репортажа теоретических размышлений западных исследователей.
История российской журналистики помнит десятки имен выдающихся репортеров и прежде всего имя В.А. Гиляровского («дядюшки Гиляя», «короля репортеров»), прославившегося в конце XIX – начале XX в. своими талантливыми рассказами о мрачных трущобах московского Хитрова рынка, о страшном событии на Ходынском поле, о жизни рабочего люда на промышленных предприятиях Москвы и т.д. Многие репортеры стали известными писателями, но слава их выросла, прежде всего, на репортаже. И это в немалой степени объясняется возможностями, которыми обладает данный тип материала.
В поэзии этот жанр, хотя и прослеживается, но чётко не выделен, хотя на сайте Стихи.ру наш конкурс на эту тему не первый.
Полезным будет ознакомиться со статьёй «Жанр репортаж» в Мастерской Алкоры http://stihi.ru/2014/10/30/7801
По итогам конкурса в том проекте 1-е место заняло произведение «Мальчишка из Донецка» Поляковой Л.А. http://stihi.ru/2015/01/13/4434
А что получится у вас, дорогие участники?
Удастся ли Вам написать стихотворение - захватывающий репортаж на актуальную тему или ещё какую-то не менее значимую и важную, который может привлечь внимание многих, затронув чувства?
******************************************************
Итак, на этот конкурс будут приниматься стихи, ОПУБЛИКОВАННЫЕ в ИЮНЕ 2020-го года на сайте Стихи.ру, относящиеся к РАЗДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ или ГОРОДСКОЙ ЛИРИКИ, которые отвечают требованиям жанра РЕПОРТАЖ. Другие стихи приниматься не будут.
Наш конкурс, по определению, лучшего стихотворения жанра РЕПОРТАЖ В ИЮНЕ, а не в каком другом месяце ранее! Будем внимательны и проявим уважение к другим участникам. Все в равных условиях.
Автор может предложить только ОДНО своё лучшее стихотворение на эту тему, написанное в ИЮНЕ 2020 года. Будем внимательны!
Внеконкурсная ветка стихов не предусматривается.
Принимаются стихи, написанные только на РУССКОМ языке. Разрешаются переводы.
Ненормативная и бранная лексика запрещена.
Ведущий имеет право отклонить стихотворение с двусмысленным содержанием.
По форме и содержанию стихотворения должны быть приемлемы для широкого круга читателя, желательного классического образца стихосложения. Восточные формы - для других конкурсов.
Порядок заявки:
Имя автора - название стихотворения - ссылка.
Это необходимый минимум. Желательно в одну строку.
Приём стихов будет осуществляться до конца ИЮНЯ. Затем 1 ИЮЛЯ будет объявлено голосование. Авторы, которые уклонятся от участия в голосовании, к следующему конкурсу не будут допущены.
Премиальный фонд конкурса:
1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов...
(количество призовых мест будет определено в зависимости от количества участников)
Желаем всем успеха И ВДОХНОВЕНИЯ для самовыражения и особого раскрытия своего поэтического дарования!
Посмотрим, как живо и ярко вы готовы осветить важные и не очень события и происшествия! Главное, что ваши стихи гарантировано нельзя будет обвинить в том, что они о чём!
БЛАГОДАРИМ наших спонсоров! Благодаря их щедрости мы имеем возможность осуществлять наши проекты.
**
Если ведущая не сразу отвечает по вопросу приёма произведения, это не означает, что с произведением что-нибудь не так. Значит, компьютер со всеми документами не рядом. Подождите, пожалуйста, в течении 2-х суток Вам обязательно ответят! Не стоит удалять заявку!
Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова
Свидетельство о публикации №120060208548
Маллар Ме 01.07.2020 00:13 Заявить о нарушении
Маллар Ме 01.07.2020 00:37 Заявить о нарушении