III. Зимние забавы
31.
Завтра скажем: «Прощай, Кандалакша!
К чёрту армию! Год позади…»
В Заполярье зима. По размякшей
тропке прём на вокзал, а в груди
встреча с осенью. Нет её краше –
и печальней, но, как ни суди,
эта тема не станет иссякшей:
что прекрасней – снега ли, дожди?
Поздней осенью дождик, как слёзы,
барабанит в стекло, но морозы
предвещают снега и пургу.
Лист осенний кружит над дорогой,
ты, погода, не будь слишком строгой:
не зима, – это осень в снегу.
32.
Не зима, – это осень в снегу,
до зимы настоящей – декада,
но, стряхнув у дверей, на бегу,
снег с одёжки, какая услада
отогреться, прильнуть к камельку,
натощак отхлебнуть лимонада,
чтоб щипало во рту, – по глотку…
Это счастье, и это награда
за улыбку, за прожитый день,
что не слипся с пельменем пельмень,
образуя пельменную глыбу.
Осень, ты виновата сама,
что уже на подходе зима,
что не стать-выбирать: либо-либо.
33.
Что не стать-выбирать: либо-либо –
либо в среду метель, либо дождик в четверг,
и за эту погоду спасибо,
да хоть что, всё равно, лишь бы свет не померк,
были б овощи, мясо да рыба,
чтоб забыт навсегда был Альфред Розенберг4
и подонки того же пошиба,
а салют, или, как говорят, фейерверк
расцветал не для глупых резонов, –
стал уместен при смене сезонов,
ибо в каждом – сокровищей тьма.
Позабудь про усталость и вялость,
глянь: осенних цветов побежалость, –
для кого-то прекрасна зима.
4) Альфред Эрнст Розенберг – государственный
и политический деятель нацистской Германии,
один из наиболее влиятельных членов и идеолог
НСДАП. Считается автором таких ключевых
понятий нацистской идеологии, как «расовая
теория», «окончательное решения еврейского
вопроса», отказ от Версальского договора и
борьба против «дегенеративного искусства».
Приговором Нюрнбергского трибунала объявлен
одним из главных военных преступников и казнён.
34.
Для кого-то прекрасна зима.
Где осенние слякоть и сырость,
где обычные сплин и унылость?
Даже где-то полны закрома,
там привычней не голод, но сытость…
Ну а мы набирались ума,
восторгались догадкой Ферма5
и носили одёжку на вырост.
Тихо падал пушистый снежок,
после школы – скорей на кружок,
по дороге валялись в сугробах
или просто играли в снежки,
матерились почти по-мужски
и мечтали о маковых сдобах.
5) Великая теорема Ферма утверждает, что для любого
натурального числа n > 2 уравнение an + bn = cn
не имеет решений в целых ненулевых числах .
19-го сентября 1994 года британский математик
Эндрю Уайлс доказал теорему Ферма и и получил
за это в 2016 году Абелевскую премию. Великая
теорема Ферма была сформулирована Пьером де
Ферма (1601 – 1665) в 1637 году.
35.
И мечтали о маковых сдобах,
мягких, словно у мамы ладонь,
с голодухи урчало в утробах,
не скупились на малую кознь,
знали, но не пеклись о микробах,
редко кто-то брал в руки гармонь,
в школу бегали в формах, как робах, –
грубой ткани с названьем вигонь.
Всё проходит, вигонь позабыта,
даже слово из памяти смыто
водопадом минувших страстей.
Что осталось, скажи? Молчаливость?
Память, верная дружба, стыдливость?
Или всё это лишний багаж,
что с собой через лета и зимы
волочём этот незаменимый
весь в заплатах и швах саквояж…
36.
Весь в заплатах и швах саквояж…
я смотрю в окно, всё вокруг не ново,
то ль не тот кураж, то ли просто блажь, –
всё смотрю в окно, на душе хреново.
Если б был художником, взял гуашь,
колонок, лист ватмана для основы,
для эскизов угольный карандаш
да венок – не лавровый, а терновый.
Рисовал бы хлопьями белый снег,
дом, очаг чуть теплится, – там ночлег,
а дорога вьётся, зовёт куда-то.
Вдоль дороги стелется череда –
цепь следов ушедшего навсегда
путника, похожего на собрата…
37.
Путника, похожего на собрата,
я встречал в краях, где Полярный круг,
где рассвет – близнец и двойник заката,
где дернина на крышах жилых лачуг.
Там от ветра сносит, земля поката,
там, куда ни пойди, – всё идёшь на юг,
и снега на сопках лежат, как вата, –
а в июле таять им недосуг.
С дороги, срывающейся в океан,
начинается дальний путь в Зурбаган –
на бриге с алыми парусами.
Я б уплыл на нём, огибая свет,
если б мог купить хоть один билет,
не пропал мой блокнот с адресами…
38.
Не пропал мой блокнот с адресами,
он со мной, я его берегу
и листаю порою часами,
вспоминая снега и пургу,
дружно шмыгавших вечно носами
всех нас – школьной поры мелюзгу.
Я давно на другом берегу
под густыми, как синь, небесами.
Здесь зима, как карельское лето,
здесь в домах не бывает паркета,
в январе собирают грибы, –
белых нет, есть всего лишь маслята,
но не хуже, чем были когда-то…
Как чудесны причуды судьбы!
39.
Как чудесны причуды судьбы,
разметало нас круто по свету,
заселили почти всю планету,
нет следа от былой худобы,
но зато поредели чубы...
Впрочем, чур меня, я не про это,
я о том, что зимою клубы
изо рта, что карельское лето
не родня левантийской зиме,
полусвет не сродни полутьме,
дождь хоть редок, но только во благо,
потому что не снежную стынь,
но цветение сонных пустынь
вызывает небесная влага.
40.
Вызывает небесная влага
нежеланье покинуть свой дом,
никакая простая дворняга
мокнуть-зябнуть под зимним дождём
не желает, дрожит от зигзага
частых молний, от грома с огнём,
от того, что гремит колымага
Зевса в небе – и ночью и днём.
Левантийские зимы коро;тки,
но дождями полны и не кротки, –
льёт и льёт от зари до зари.
Наполняется тихо Кинерет,
и синоптик опять лицемерит,
усмехаются календари…
41.
Усмехаются календари,
мол, зима отмечена погодой,
а не так: пришли, мол, декабри –
и зимуй, лежи себе колодой,
слушай, как флиртуют снегири;
не борясь с полуденной дремотой,
милый сон из детства посмотри,
как вдвоём с Морозом-воеводой6
едете на тройке лошадей,
а кругом полным-полно детей,
пляшущих вокруг высокой ёлки,
Дед-Мороз подарки раздаёт,
веселится и ликует весь народ7
прямо на разъезженном просёлке.
6) Аллюзия на поэму Н.А. Некрасова
«Мороз, Красный нос» (1864).
7) Строка из «Попутной песни» (1840)
М.И. Глинки на слова Н.В.Кукольника.
42.
Прямо на разъезженном просёлке
меж посёлков или деревень
мужики – нечёсаные чёлки –
глушат брагу или просто хрень,
недопитую вчера в светёлке,
бабоньки горланят похабень,
гармониста дразнят комсомолки,
у того ушанка набекрень,
а вихры торчат лохматым чубом,
он, играя, любит цыкать зубом,
молодёжь заводит хоровод.
Время споро движется к полудню,
Выпили – соскучились по студню.
На Руси справляют Новый Год!
43.
На Руси справляют Новый Год!
Дым столбом которую неделю,
всё что было выпили и съели,
разнесли окрестный пивзавод.
Пьют, а дело движется к апрелю,
что-то затянулся Новый Год,
скоро станет дел невпроворот –
прежде праздник выходил дешевле…
А зима крепчает с каждым днём, –
впрочем, да гори оно огнём! –
вот уж минули крещенские морозы,
кацавейку продаёт цыган,
знать, пришла пора чинить кафтан,
поджидая мартовские грозы.
44.
Поджидая мартовские грозы,
а потом апрельскую капель,
раннее цветение мимозы, –
мы терпели снежную метель,
слушали нелепые прогнозы,
на обед варили вермишель,
дети дрались, мамы лили слёзы,
и все вместе думали: ужель?
Неужели это всё навечно,
а ведь жизнь одна – и быстротечна,
не успеешь оглянуться, ан,
промелькнёт, как северное лето –
или осень, и не спросишь: «Где ты?» –
Нет ответа. В голове туман.
45.
Нет ответа. В голове туман,
как в Ашдоде зимнею порою,
по дороге прёшь, как сквозь буран,
не видать ни зги, хотя листвою
лес повдоль обочин, хитрован,
шелестит, укрывшись пеленою.
Или это всё самообман,
или утренний туман виною,
что никак ответа не найти,
скрыты все тропинки и пути,
нет ответа, кто о чём мечтает.
И опять петляет меж холмов
дальняя дорога, песнь без слов,
милый город в синей дымке тает8.
8) Строка из песни «Любимый город»
(муз. Никиты Богословского, слова
Евгения Долматовского) из кинофильма
«Истребители» (1939) режиссёра
Э.А. Пенцлина. Песня была написана
по просьбе исполнителя одной из главных
ролей Марка Бернеса. Помимо него, песню
исполняли также Поль Робсон, Муслим
Магомаев и другие.
46.
Милый город в синей дымке тает,
нет надежды, что вернусь сюда,
впрочем, человек предполагает,
и меня уносят поезда
в те края, где снега не бывает,
в небе – не Полярная звезда,
где еврейский Бог располагает –
что, кому, откуда и куда…
Расставанье. Мы уже в вагоне,
прошлое осталось на перроне,
поезд мчится будущему вслед.
За окном пейзаж тоталитарный
промелькнёт, и век эпистолярный
поглотит нас на немало лет.
47.
Поглотит нас на немало лет
ощущенье смены декораций,
каждый, попадая в новый свет,
также побывал в плену фрустраций9.
Нет, не ностальгии, – сей предмет
не затронул наших мотиваций,
да и ожиданий больше нет,
всё минуло, старый друг Гораций.
Пусть здесь климат вовсе не фонтан,
я давно привык к родным местам,
иногда грущу, но не тоскую.
А зима – она и здесь зима,
холодно, но всё ж не Колыма.
Где ещё найдёшь страну такую!10
9) Фрустрация (лат. frustratio – обман,
неудача, тщетное ожидание,
расстройство замыслов) – психическое
состояние, возникающее в ситуации
реальной или предполагаемой
невозможности удовлетворения тех
или иных потребностей, или, проще
говоря, в ситуации несоответствия
желаний имеющимся возможностям.
10) Аллюзия на строку «Я другой такой
страны не знаю» из «Песни о Родине»
(муз. И.О. Дунаевского, слова В.И.
Лебедева-Кумача) к фильму «Цирк»
(1936) режиссёра Г.В. Александрова.
48.
Где ещё найдёшь страну такую?
Не ищи. Достаточно одной.
Жили так, что вспомню – затоскую.
Не могу сказать: народ дурной.
Просто очень любит власть лихую –
ту, что вечно всем грозит войной:
«Только вякни, мигом атакую!
Я тут царь, а ты, блин, кто такой!»
Грустно это видеть издалёка,
логика плохая подоплёка,
если кто сильнее, тот и прав.
Там где сила есть, ума не надо,
хватит им ракетного снаряда, –
если он исправен, а не ржав.
49.
«Если он исправен, а не ржав, –
тарантас, в котором нынче едем,
если хватит припасённой снеди, –
в феврале у вьюги лютый нрав,
а у нас осталась горстка меди,
впрочем, что нам медь, – заметил граф, –
если на; сто вёрст одни медведи,
есть ещё орёл, но он двуглав».
Что за сотни лет здесь изменилось?
Пусть картинка эта мне приснилась,
но слегка отъедешь от Москвы,
и радищевская Русь перед тобою:
мужики с согбенною спиною,
дети, бабы, хаты, запустенье,
рядом с покосившимся забором
парубки, горланя с перебором,
отмечают божье воскресенье…
50.
Отмечают божье воскресенье
в день, когда черёмуха в цвету,
холодок не злой, уже весенний,
и листвой прикрыли наготу
деревца – и прочие растенья;
живописцы тянутся к холсту,
чтоб успеть запечатлеть мгновенье;
птичье пение взрывает немоту…
Что ж, зима ушла, и светит солнце,
но, неровен час, она вернётся,
и ледком покроются ручьи –
те, что день назад ещё журчали.
Это всё не повод для печали.
Воробьи чирикают: «Вы чьи?»
22.05 – 01.06.2020
Свидетельство о публикации №120060202500