Рыцарь слова

Сто тридцать лет назад – 3 апреля (15 по новому стилю) 1886 года в Кронштадте родился Николай Степанович Гумилёв, один из крупнейших русских поэтов серебряного века, последователь символистов, основатель акмеизма, муж поэтессы Анны Ахматовой и отец известного историка Льва Гумилёва.
Николай Гумилёв учился в Сорбонне и в Петербургском университете, много путешествовал по странам Европы, по Африке и Ближнему Востоку. Он охотился на слонов, искал золото и собирал фольклор и образцы искусства этих стран. Осенью 1911 года он вместе с Сергеем Городецким организовывает «Цех поэтов», в недрах которого зародилась программа нового литературного направления – акмеизма, продекларированная впервые в феврале 1912 года.
В 1914 году, в первые же дни Первой мировой войны, Гумилёв уходит в действующую армию добровольцем и к началу 1915 года был уже награждён двумя Георгиевскими крестами. В марте 1916 года он произведён в прапорщики.
В 1918 – 1921 годы Николай Гумилёв был одной из наиболее заметных фигур в литературной жизни Петрограда. Он много печатается, работает в издательстве «Всемирная литература», читает лекции, руководит воссозданным «Цехом поэтов», а в 1921 году – Петроградским отделением Союза поэтов. Под руководством Гумилёва работала переводческая студия, он был наставником молодых поэтов из студии «Звучащая раковина», редактировал многие переводы. Стихи этих лет собраны в сборнике «Огненный столп», вышедшим в августе1921 года и почти единодушно признанном лучшей книгой его стихов.
3 августа 1921 года Гумилёв был арестован по обвинению в участии в антисоветском заговоре. Единственное свидетельство – заметка Г. А. Терехова занимавшегося в 50-е годы реабилитацией невинно осуждённых: «По делу установлено, что Гумилёв Н. С. не донёс органам советской власти, что ему предлагали вступить в заговорщицкую офицерскую организацию, от чего он категорически отказался. Никаких других обвинительных материалов, которые бы изобличали Гумилёва в участии в антисоветском заговоре, в том уголовном деле, по материалам которого осуждён Гумилёв, нет. Постановление Петроградского Губчека о расстреле 61 человека за участие в так называемом «Таганцевском заговоре» датировано 24 августа 1921 года. Точная дата расстрела неизвестна.
Среди многочисленных формул, определяющих существо поэзии, выделяется формула Кольриджа, которая гласит: «Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке».
Эти слова были главной заповедью Николая Гумилёва. В чём секрет поздних стихов Гумилёва? Они отличаются необычайной мощью, притом такой, которая смещает все привычные представления. Тема слова – центральная в творчестве Гумилёва и его жизнестроительство в конечном счёте подчинено Слову. Поэтому стихотворение «Слово» с его несколько неожиданным концом остаётся одним из завещаний Николая Гумилёва.

СЛОВО

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо своё, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орёл не взмахивал крылами,
Звёзды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа
Как домашний подъяремный скот,
Потому что все оттенки смысла
Умное число передаёт.

Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осиянно
Только слово меж земных тревог,
И в Евангельи от Иоанна
Сказано, что слово – это Бог.

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчёлы в улье опустелом,
Дурно пахнут мёртвые слова.

Понимание высокого назначения поэзии и поэтического слова, призванных своим воздействием на мир и человека способствовать преображению жизни, но подвергшихся измельчанию и обесценению в результате трагического по своим последствиям общего упадка и измельчания современной жизни и культуры, в этом стихотворении Гумилёв выразил с огромной поэтической силой. Творческий путь  Гумилёва вёл его от «преодоления символизма» к «преодолению акмеизма», так как нельзя быть большим поэтом, оставаясь в рамках одного и даже нескольких литературных течений. Примеры тому – выросшие из своих литературных школ: бывший футурист Маяковский, бывший имажинист Есенин, бывший символист Блок и сам Гумилёв – бывший акмеист. На последнем высшем этапе в развитии Гумилёва поэта и человека, с него спала маска «эстета», «сноба» «любителя романтических цветов жемчугов», открыв скрытое под ней живое человеческое лицо.
     «Поэзия бывает исключительно страстию немногих, родившихся поэтами; она объемлет и поглощает все наблюдения, все усилия, все впечатления их жизни» - писал Пушкин. Слова эти в высшей степени хочется отнести к Гумилёву. Выросший и сложившийся в эпоху высокого развития русской поэтической культуры,он смотрел на высоту этой культуры, как на величайшую ценность и был одушевлён идеей её дальнейшего поддержания и развития. К сожалению этого нельзя сказать о многих наших авторах, которые взяли за основу своего творчества формулу Теодора де Банвиля: «Поэзия есть то, что сотворено и, следовательно, не нуждается в переделке». А если сотворено нечто беспомощное и мало похожее на поэзию? Надо учитывать что эта формула применима лишь к настоящим поэтам, постигшим тайны мастерства. Но, однако, посмотрим как работал Пушкин и другие мастера слова, неоднократно исправляющие свои творения. Чтобы добиться заметных результатов в своём творчестве, необходимо изучать теорию стихосложения и учится редактировать свои стихи. Хочу пожелать всем нашим поэтам успехов в работе над словом.


Рецензии