Новый путь. 3 глава, 4 параграф

Это часть книги раздумий под названием "Новый путь или многогранность любви". 3 глава посвящена вопросам религии.

Эпиграф:
По сути, Церковь не что иное, как божественная мастерская,
 в которой непрестанно омолаживаются,
освежаются и укрепляются человеческое ощущение и
сознание личного бессмертия и бесконечности.
Разве молитва не делает душу бесконечной, связывая её с Богом?
Не будем себя обманывать: всякая молитва понемногу побеждает
 в нас смерть, и всякая евангельская добродетель,
а все вкупе они созидают победу над смертью
 и обеспечивают жизнь вечную.
преподобный Иустин (Попович)

4 параграф. О церковной молитве.

Так как слово «церковь» имеет несколько значений, то необходимо внести ясность по тому, в каком значении я использую это слово. Часто церковью называют здание православного храма. Это допустимо, но не совсем точное понятие.

Есть краткое определение в брошюре: «Где истинная Церковь? Сведения о церквах и сектах». Цитирую: «Церковь – это единая духовная семья, несущая с апостольских времен истинное учение, одни таинства и непрерывное преемство благодати, переходящее от епископа к епископу».

Более полное определение Православной Церкви я нашла в небольшой книге "Православие для всех", изданной в 2000 году: "Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных православной верой, законом Божиим, Священноначалиями и Таинствами. Но Церковь включает не только живущих ныне людей: есть Церковь земная - ныне существующее сообщество верующих, и Церковь небесная - вневременное духовное единство Божией Матери, Ангелов и Святых. Глава Церкви есть Христос"

Можно сказать, что православные люди составляют огромную духовную семью, которая называется Церковью. И Святые, как часть Церкви небесной, молятся о нас. А нам необходимо молитвенно обращаться к ним, и благодарить, когда наши просьбы исполняются. Святые должны для нас стать небесными друзьями, чтобы потом мы смогли тоже стать частью Церкви небесной и с радостью увидеть их за порогом смерти.

В одной из песен Романа Тамберга есть такие слова: "Молят усопшие Бога о заплутавших живых..." Молить Бога удобно, когда ты близко к нему, скорее всего за нас будут молить и молятся умершие ранее благочестивые родственники и Святые.

Но перейду к теме параграфа. Что такое молитва в храме или общецерковная молитва?  "Молитва может быть общецерковной - во время Богослужения, когда молитвенные чувства верующих выражают гласы священнослужителей, пение церковного хора, и личной, когда верующий сам обращается со своей молитвой к Господу".

Если вы прочитаете внимательно текст Литургии или Всенощного бдения, то заметите, насколько мудрые и нужные просьбы заключены в молитвах, можно заметить красоту и поэтичность, глубокое содержание церковных молитв.

Например в третье прошение Великой Ектинии звучит так: "О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся." На сайте Азбука Веры объясняется это прошение:
"мы молимся не только о согласной и дружной жизни между людьми на земле, не только о мире всей вселенной, но и мире, более широком и более глубоком, это: мир и согласие (гармония) во всем мире, в полноте всех Божиих творений (неба и земли, моря и «вся яже в них», ангелов и человек, живых и умерших).
Второй предмет прошения; благостояния, т.е. спокойствие и благополучие святых Божиих церквей или отдельных православных обществ.
Плодом и следствием процветания и благоденствия православных обществ на земле будет обширное нравственное единение: согласие, дружное возвещение славы Богу от всех стихий мира, от всех одушевленных существ, будет такое проникновение «всего» высшим религиозным содержанием, когда будет Бог «совершенно во всем»"

Глубочайший, мировой смысл, согласитесь? У внимательного читателя может возникнуть вопрос: что такое ектиния? Привожу определения с того же сайта: "Ектения; (от греч протяженное, сугубое моление) – название особой формы совместного моления на церковных богослужениях, когда диакон (или священник, если нет диакона) возглашает определенные молитвенные прошения, а хор, на каждое прошение, отвечает (поёт) «Господи, помилуй» или «Подай, Господи»."

О чем мы просим еще? молимся за всех ходящих в храм, за всех священников, о примирении с Богом, об избавлении от скорби, гнева, всяческого горя, оставления грехов, всего полезного для души, а в шестом прошений великой ектинии о Богохранимей стране нашей (Российстей), властех и воинстве. 7 прошение звучит так: "О граде сем, (или о веси сей) всяком граде, стране, и верою живущих в них, Господу помолимся." Думаю, и без толкования ясно, что это очень нужная просьба и скорее всего совпадет с нашей просьбой к Богу.

8 прошение - "О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся." Тут нужно пояснение, что мы просим "Господа даровать нам хлеб насущный, то есть все необходимое для нашей земной жизни. Просим благоприятной погоды для произрастания хлебов, а также мирного времени."
Мы можем попросить себе за Богослужением хорошего урожая, хорошей погоды и мира. По-моему, это здорово. Сколько люди твердят: лишь бы не было войны. Вот об этом надо просить Бога, у него максимум полномочий.

Достаточно вслушаться в эти прошения, чтобы понемногу начать понимать и всю Литургию. Если человек Богослужение не слышит и не понимает, значит он не вслушивается в слова и не изучает эту тему. Полезно читать текст Церковной службы, сверяться с текстом во время Литургии или Всенощного бдения. Этот совет я слышала от разных священников, в том числе видновского благочинного, отца Михаила. При исполнении совета я оценила, насколько лучше при этом понимаешь текст Богослужения и жалею, что раньше уделяла данному способу мало внимания.

Еще мне нравится, что наша Церковь думает и о самых уязвимых людях, например в 9 прошении просит: "О плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных, и о спасении их, Господу помолимся." Расшифровка: "В этом прошении Св. Церковь приглашает нас молиться не только о присутствующих, но и об отсутствующих: 1) находящихся в дороге (плавающих, путешествующих), 2) болящих, недугующих (то есть хворых и слабых по телу вообще) и страждущих (то есть прикованных к одру опасной болезнью) и 3) о находящихся в плену." Да, этим людям особенно нужна Божья помощь и я охотно молюсь за них.

Польза есть даже от мысленной молитвы при просмотре Богослужения онлайн, если вникать в слова, прилагать к ним и сердечное устремление к Богу. Это актуально во время эпидемии.

Радостны общее пение в храме молитв Отче Наш и Символа веры, праздничные молитвы, пасхальные возгласы, например, "Христос Воскресе!"

Все слова Богослужений и Треб отличаются глубочайших смыслом и красотой, я акцентировала внимание на тех, которые особенно трогают меня с самых первых дней моего воцерковления, то есть регулярного посещения храма и участия в Таинствах, участия в Церковной жизни. Надеюсь, и вам они будут близки и понятны, захочется лучше изучить данную тему.

О смысле и важном значении церковных Таинств я планирую делиться размышлениями в следующем параграфе.

Источник для цитат: https://azbyka.ru/ekteniya


Рецензии