Константин Николаевич Леонтьев
Русский мыслитель,
Философ, писатель, эстет,
Геополитик и монах,
По пифагорейски,
Благоговейно относился,
К гармонии чисел,
Видя в них особый смысл,
Всех круглых десятилетий,
Своей жизни дат:
1831 – рождение,
1851 – год первого сочинения,
1861– женитьба,
Трагическую роль сыгравшая,
В его жизни,
1871 – год прозрения,
Когда Леонтьев сделал,
К монастырю свой первый шаг
К религиозному,
К философскому творчеству,
1881 – родовое имение,
Он потерял,
В селе Кудинове Калужской губернии,
1891 – этот год последним,
В его жизни стал,
В угаданном им,
Мистическом ряду дат;
Родился 13 (25) января 1831 года,
В селе Кудинове,
Отец Николай Борисович (1784—1840?),
Из калужской ветви,
Дворянского рода,
Леонтьевых происходил,
Его дед,
Иван Петрович Леонтьев,
Калужские имения благодаря браку,
С дочерью Ивана Петровича Толстого,
Президента Юстиц-коллегии,
Имение это получил,
Мать Феодосия Петровна (1794—1871),
Была дочерью младшего,
Единокровного брата и тезки,
Поэта Петра Матвеевича Карабанова,
Об отце Леонтьев вспоминал,
Что «он очень велик и толст был, …
Из числа тех легкомысленных,
И ни к чему не внимательных,
Русских людей,
И особенно прежних дворян,
Которые и не отвергают ничего,
И не держатся ничего строго,
«Вообще сказать,
Отец и не умен,
И не серьезен был»,
О матери:
«Она не была богомольна,
Постов почти вовсе не соблюдала,
И нас к ним не приучала,
Их соблюдения не требовала, …
Она немножко даже и презирала ,
Слишком набожных людей»,
И отмечал:
«Молиться перед угловым киотом,
Учила меня не мать,
А горбатая тетушка моя,
Екатерина Борисовна Леонтьева,
Отцовская сестра»,
Первоначальное образование,
Ему младшему седьмому,
По счету ребенку,
Мать дала,
В 1841 году,
В Смоленскую гимназию,
Он поступил,
А в 1843 году,
Кадетом в Дворянский полк,
Из полка Леонтьев,
Уволен по болезни был,
В октябре 1844 года,
И в том же году,
В третий класс зачислен,
Калужской гимназии,
Которую в 1849 году окончил,
С правом поступления,
Без экзаменов в университет,
Поступив в ярославский,
Демидовский лицей,
В ноябре того же года,
Перевелся на медицинский факультет,
В Московский университет;
В 1851 году,
Свое первое произведение написал,
Комедию «Женитьба по любви»,
Для его оценки он решил,
Обратиться к И. С. Тургеневу,
Жившему в Москве тогда,
Тот положительный отзыв о пьесе дал,
Однако опубликована она не была,
Ее цензура не пропустила,
В 1854 году,
Досрочно диплом получил,
И отправился добровольцем,
В качестве лекаря,
На Крымскую войну,
В Белевском егерском полку служил,
Затем в Керчь-Еникальском,
И Феодосийском госпиталях,
Уволившись 10 августа 1857 года,
С военной службы,
В Москву возвратился,
В 1858-1860 годы,
Место домашнего врача занимал,
В селах Спасском,
У барона Д. Г. Розена,
И в Смирнове,
Арзамасского уезда,
Нижегородской губернии,
У А. Х. Штевена,
В конце 1860 года,
В Санкт-Петербург переехал,
И поселился у своего брата,
Владимира Николаевича,
В 1861 году,
В Крым возвратился,
В Феодосию, где женился,
На Елизавете Павловне Политовой,
Дочери греческого торговца,
Впоследствии она,
Помешательством страдала ума,
Оставив жену в Крыму,
В Санкт-Петербург приехал,
Где в это время выходил,
Его первый большой роман,
«Подлипки»,
Второе большое произведение,
Роман «В своем краю» (1864),
В нем он с модным тогда,
Либерализмом порвал,
И убежденным консерватором стал,
В 1863 году поступил,
На службу,
В Министерство иностранных дел,
И 25 октября того же года,
Назначен драгоманом,
Русского консульства был,
В Канеа (Ханья),
На острове Крит служил,
С жизнью на Крите связаны,
Восточные рассказы Леонтьева,
«Очерки Крита», повесть «Хризо»,
«Хамид и Маноли»,
В августе 1864 года,
Назначен исполняющим,
Обязанности консула был,
В Адрианополе,
Где два с лишним года прослужил,
После непродолжительного отпуска,
В Константинополе, в 1867 году,
Пост вице-консула,
В Тульче получил,
В 1870 году опубликовал статью,
«Грамотность и народность»,
Она получила одобрение посла,
Н. П. Игнатьева в Константинополе,
Славянофилом слывшего,
В это же время он работал,
Над серией романов,
«Река времен»,
Охватывающих русскую жизнь,
С 1811 по 1862 годы,
Но большая часть рукописей,
Была позднее уничтожена им,
Через год назначен консулом был,
В албанский город Янину,
Климат которого,
Отрицательно сказался,
На его здоровье,
И был переведен,
На пост консула в Салоники,
Его готовили к должности,
Генерального консула в Богемии,
Но в июле 1871 года он заболел,
Болезнью, которую он за холеру принял,
Когда смерть ему неминуемой казалась,
Он икону Божией Матери увидел,
Которую ему,
Афонские монахи подарили,
И он дал Богородице обет,
Что в случае выздоровления,
Он монашество примет,
Спустя два часа,
Он облегчение почувствовал,
В 1872—1874 годах,
В Константинополе жил,
И на острове Халки,
И в этот период себя раскрыл,
Как публицист и написал,
«Панславизм и греки»,
«Панславизм на Афоне»,
К этому же времени относится и работа,
«Византизм и славянство»,
А также роман,
«Одиссей Полихрониадес»,
В 1874 году,
В село Кудиново возвратился,
Которое в запустении нашел,
В августе первую поездку,
В Оптину пустынь совершил,
Там встретился со старцем Амвросием,
К которому письмо имел,
От афонских монахов,
И там познакомился с иеромонахом,
Климентом (Зедергольмом),
В ноябре 1874 года,
Послушником поступил,
В Николо-Угрешский,
Монастырь под Москвой,
Но уже в мае 1875 года,
Снова в Кудиново уехал,
В 1879 году,
Предложение князя,
Н. Н. Голицына принял,
И в Варшаву приехал,
Где стал сотрудником газеты,
«Варшавский дневник»,
Опубликовал ряд статей,
На общественно-политические темы,
Год спустя вынужден был,
Оставить работу в издании,
Которое обанкротилось,
В ноябре 1880 года,
На службу в Московский,
Цензурный комитет поступил,
По предложению от его друга,
Тертия Филиппова,
Еще в 1879 году,
Он ему вступить предлагал,
В должности цензора,
Шесть лет прослужил,
В это время он написал,
Роман «Египетский голубь»,
Статьи, «О всемирной любви»,
«Страх Божией и любовь к человечеству»,
В 1883 году,
Леонтьев познакомился,
С Владимиром Соловьевым,
В 1885—1886 годы,
Сборник статей появился,
«Восток, Россия и Славянство»,
Осенью 1887 года,
В Оптину пустынь приехал,
И снял у монастыря в аренду,
Двухэтажный дом,
У самой монастырской стены,
В начале 1890 года,
У него в гостях Л. Н. Толстой был,
Который у него,
Два с половиной часа провел,
На споры о вере,
Это время ушло,
В Оптиной пустыне,
Леонтьев работы написал:
«Записки отшельника»,
«Национальная политика,
Как орудие всемирной революции»,
«Анализ, стиль и веяние»,
23 августа 1891 года,
В Предтечевом скиту,
Оптиной пустыни,
Тайный постриг принял,
С именем Климент,
И в Сергиев Посад переехал;
Скончался Леонтьев,
От пневмонии,
12 (24) ноября 1891 года,
И похоронен был,
В Гефсиманском скиту,
Троице-Сергиевой Лавры,
Близ храма Черниговской,
Божией Матери,
Это Черниговский скит, ныне;
Философия К. Н. Леонтьева в том,
Что согласно воззрениям мыслителя,
Большей частью,
Человеческие помыслы,
Социально опасны,
А потому свобода человека,
Должна уравновешиваться,
Политическими,
И религиозными институтами,
В этом Леонтьеву созвучно,
Консервативное человекопонимание,
Так называемый,
Антропологический пессимизм,
Однако его охранительство,
Своей особенностью имеет,
Выраженную религиозную окраску,
В своей антропологии,
Леонтьев выступает,
Резким критиком,
Абсолютизации человека,
Характерной для секулярной культуры,
Секулярный,
Это не подверженной,
Влиянию церковных,
Канонов и правил,
И вообще находящийся,
Вне влияния церкви,
То-есть свободный от оков,
Церковных постановлений,
Такую личность не тревожат,
Церковные обеты,
В современной Европе,
По мнению мыслителя,
«Антрополатрия,
Пересилила любовь к Богу,
И веру в святость Церкви,
И священные права,
Государства и семьи»,
Леонтьев указал,
Что европейская мысль,
Всякого человека желает сделать,
Равноправным и счастливым,
Такую мораль Леонтьевым отвергал,
Ей он противопоставлял,
Иную мораль:
Леонтьев утверждал,
Движение к Богочеловеку,
Путь к которому,
Не лежит через эвдемонизм,
Согласно приверженцам эвдемонизма,
Наивысшим благом для человека,
Является счастье.
Согласно Н. А. Бердяеву,
Мораль Леонтьева,
Это «мораль ценностей,
А не мораль человеческого блага,
Сверхличная ценность,
Выше личного блага,
Достижение высших целей,
Целей сверхличных,
И сверхчеловеческих,
Оправдывает жертвы,
Истории страданий,
Называть это аморализмом,
Есть явное недоразумение,
И Ницше не был аморалистом,
Когда проповедовал мораль,
Любви к дальнему,
В противоположность,
Морали любви к ближнему,
Это - иная мораль»,
Согласно воззрениям мыслителя,
Большей частью человеческие помыслы,
Социально опасны,
А потому свободу человека,
Надо уравновешивать политическими,
И религиозными институтами,
В этом Леонтьеву созвучно,
Консервативное человекопонимание,
Так называемый,
Антропологический пессимизм,
Леонтьевское охранительство,
Имеет ярко выраженную,
Религиозную окраску,
Леонтьев главной опасностью считал,
Для России и других православных стран,
Либерализм,
Или «либеральный космополитизм»,
Его «омещаниванием» быта считал,
И культом всеобщего благополучия,
Выступал против эгалитаризма,
«Бессословности», «демократизации»,
Проповедовал «византизм»,
Церковность, монархизм,
Сословную иерархию,
Союз России со странами Востока,
Как охранительное средство,
От революционных потрясений,
Леонтьева иногда относят,
К «поздним» славянофилам,
Но он скептически относился,
К славянофильству и славянству;
Леонтьев написал,
Критические этюды о Л. Н. Толстом,
И. С. Тургеневе, Ф. М. Достоевском,
Толстого и Достоевского критиковал,
За «розовое христианство».
Как и Н. Я. Данилевским,
Человечество делил,
На культурно-исторические типы,
Проходящие в своем развитии стадии:
Юности, зрелости и старости,
В терминологии Леонтьева:
Первичной простоты,
Цветущей сложности,
И угасания, ведущего к смерти,
Таким образом,
Леонтьев применил,
Эстетический принцип,
К оценке общества,
Государства, культуры, истории,
Его назвали «эстетизм» Леонтьева,
Интересовался он,
И социалистическими учениями:
П. Прудона и Ф. Лассаля читал,
Европейской цивилизации предрекал,
Политическую победу социализма,
Описывая его в виде,
«Феодализма будущего»,
«Нового корпоративного,
Принудительного закрепощения,
Человеческих обществ»,
«Нового рабства»,
В греко-болгарском конфликте,
Леонтьев полагал,
Что Константинопольский патриархат,
«Фанариотское» духовенство стояло,
На канонически безупречных позициях,
В то время как болгары отошли,
От единства со вселенской Церковью;
Библиография:
Благодарность» (в рукописи — «Немцы»), (1854);
Подлипки, роман (1861);
В своем краю : Роман в 2 ч. (1864);
Исповедь мужа (Ай-Бурун), повесть (1867)
Грамотность и народность, статья (1868)
О всемирной любви, статья (1880)
Воспоминания загорского грека,
Одиссея Полихрониадеса, роман (1876-1882);
Византизм и славянство (1875);
Из жизни христиан в Турции, В 3-х т. (1876);
Как надо понимать сближение с народом? (1881;
«Восток, Россия и Славянство». В 2-х т.
(1885—1886);
Записки отшельника, статья, (1887);
Письмо студенту, (1888);
… Национальная политика, как орудие,
Всемирной революции, (1889);
И другие.
Свидетельство о публикации №120053007689