Енрико Галавотти. Пьер делла Винья. 3, 4 часть
Третья часть.
Может быть, самый значимый отрывок этой Песни, который позволяет нам понять,
почему Данте захотел создать такой двусмысленный персонаж, это объяснение са-
моубийства, данное самим Пьером. Тем самым, который считал себя объектом повы-
шенного внимания и зависти, тем самым, который идёт против целого мира, вдруг
тот самый делла Винья становится слабым, неспособным защититься и думает восполь-
зоваться этой слабостью, озвучив психологически искажённую мысль:
"Смятенный дух мой, вознегодовав,
замыслил смертью помешать злословью,
и правый стал перед собой неправ."
(Данте, "Ад", Песнь тринадцатая, пер. М.Л.Лозинского)
Обвиняемый, который делает подобные рассуждения, как может думать, что само-
убийство будет рассматриваться, как подтверждение невиновности? Любой совершенно
спокойно мог бы подумать противоположное, увидев в нём подтверждение вины.
Самоубийства совершают либо от огромного отчаяния, либо от огромного стыда
от содеянного. Только помраченные умы думают о самоубийстве, как об оружии реванша,
или самопожертовования( как случается с религиозными фанатиками) или протеста,
пытаясь убедить в том, что это "непрямое убийство",- самоуничтожение, пото-
му, что другие желают этой смерти.
Если канцлер думал именно так, то трудно поверить, что причиной такого бе-
зумного шага была простая "зависть"; ещё более абсурдно думать, что у него не
было никаких средств и возможностей защищаться или, что он был лишён моральной
силы, чтобы использовать эти средства и сопротивляться обвинениям, ложным или
правдивым, какими бы они не были; с ними часто сталкиваются люди, облачённые
властью, особенно такие, как он, скромного происхождения( так о нём говорили
современники, но оно ставится под сомнение фактом окончания университета, тре-
бующего значительных средств: возможно, отец умер, когда Пьер был ещё молод,
оставив жену и трёх детей без достаточных средств).
Этот человек, однажды покинув Капую, после нескольких университетских лет
в Болонье возвращается в родной город, чтобы исполнять обязанности судьи
Курии, и в тридцать лет по рекомендации архиепископа Берардо из Палермо, был
принят в качестве нотариуса в канцелярию к знаменитому двору императора
Фридриха Второго. Благодаря своим способностям и большой образованности не-
сколько лет спустя он уже руководил этой канцелярией, был первым секретарём
и "спикером" императора, какие же безмерные амбиции заставили его совершить
нечто настолько презренное, что подтолкнуло Фридриха приговорить его к пожиз-
ненному заключению и ослепить калёным железом?
Толки на его счёт, дошедшие до нас, совсем не лестны для канцлера:
обвинения в попытке отравить монарха, соперничество в любовных делах с тем
же Фридрихом, махинации и нанесение ущерба государственной казне.
Все эти обвинения Данте заменяет словом "зависть", но тот же Данте даёт по-
нять, что имело место быть кое-что и похуже.
Не исключено, что поэту очень не понравилось, что делла Винья, пользуясь
защитой императора, выступал в своих эпистолярных трудах против католической
церкви и Орденов Миноритов, прославлял языческую концепцию любви.
Не будем забывать, что письма Пьера делла Винья служили не только образцом
стиля в некоторых европейских канцеляриях в эпоху Средневековья, но
также в эпоху Возрождения и Реформы использовались, как аргументы против кор-
румпированной церкви в пользу современного государства.
Часть четвёртая.
В-общем, есть не только странное тщеславие в этом рассказе Пьера о самом
себе, где создаётся впечатление, что Гарпии присутствуют, чтобы уменьшить
этот пафос, но и странная недосказанность самого Данте, который, должно быть,
остался ошеломлён, читая о делах придворного, предавшего своего монарха после
двадцати пяти лет верной службы. Быть может, Данте поэтому решил опираться на
версию случившегося, изложенную Салимбене де Адам, враждебному императору;
согласно которому падение логотета было ещё одним доказательством злодейской
натуры Фридриха.
По правде сказать, тщеславие этой приговорённой души можно заметить сразу
с момента, когда Данте ломает ветку дерева, в которое она помещена; ничто,
по сравнению с вечными муками, причиняющими ей Гарпиями. Реакция преувеличена:
"...и ствол воскликнул:
"Не ломай, мне больно!"
Мы были люди, а теперь растенья,
и к душам гадоа было бы грешно
выказывать так мало сожаленья".
(Данте, Песнь тринадцатая, пер. М.Л.Лозинского)
Вся сцена, кажется, основана на глубокой двусмысленности, хорошо выражен-
ной словами "Учителю, мне КАЖЕТСЯ, КАЗАЛОСЬ, что мне КАЗАЛОСЬ будто это крик
толпы какой..." Вергилий знал, как обстоят дела в этом лесу, но подталкивает
Данте совершить действие, которое принесло бы боль грешной душе, и в котором
Данте тотчас бы раскаялся. Потом подталкивает душу из самолюбия рассказать
свою историю, чтобы быть поминаемым на Земле не как предатель, а как верный
слуга.
Создаётся впечатление, что с одной стороны, Данте должен был поместить
Пьера делла Винья в Ад, чтобы соблюсти теологические каноны католической
церкви, при этом, представив его, как жертву придворной зависти, дал понять,
что было в его деяниях нечто большее. Поэт, возможно, хотел сказать, что сло-
вам интеллектуалов нельзя доверять до конца.
Неизбежно, после стольких сомнений и предположений обращение к историческим
рассказам из хроник той эпохи. "Анналы" гибеллинов города Пьяченцы рассказыва-
ют о конце делла Винья следующим образом: в начале 1249 года император прибыл
в Кремону, чтобы заключить в тюрьму канцлера, который к тому времени уже
был арестован городской милицией по обвинению в "измене". Поскольку кремонцы
хотели тут же расправиться с ним, Фридрих распорядился отправить его в цепях
в Борго Сан Доннино. Затем, согласно тем же "Анналам", император отправился
в Пизу, канцлер следовал за ним; в Сан Миниато "был ослеплён", там же окончил
свои дни. Нужно заметить, что в Сицилийском Королевстве при Норманнах,
династии Штауфенов, Анжуинов предателя ослепляли перед тем, как предать его
пыткам и казни. Можно предположить, что он покончил с собой, чтобы избежать
всего этого или скончался от последствий ослепления.
Фридрих Второй о вине канцлера пишет единожды в послании к своему зятю,
графу Риккардо да Сазерта, помеченном весной 1249 года. Согласно ему, вина
канцлера заключалась в его "алчности"( он объявлял врагами государства невин-
ных людей, чтобы конфисковавать их имущество).
Согласно другим источникам, Пьер, который решал судьбу всех обращений к импера-
тору, очень разбогател, благодаря разным формам коррупции.
Также не стоит исключать, что некоторые прелаты требовали от делла Винья
оставить преданного Папской анафеме и низложенного указом Лионского Консилиума
1245 года императора и вернуться в лоно церкви. Не случайно Пьер попросил
у Генриха Третьего право на английское гражданство.
Свидетельство о публикации №120053005909
Что бы мы знали о Букингеме, Рошфоре, и часто ли вспоминали даже кардинала Ришелье и Анну Австрийскую, не будь бы романов Дюма? То же самое с Дианой де Пуатье и так далее... Не очень многих людей интересовал бы Сирано де Бержерак, не будь героя Ростана. В своё время так же было с персонажами "Божественной комедии" - Данте как бы дал им шанс быть пищей для пересудов потомков. Литература обеспечивает живость исторических воспоминаний при всём своём субъективизме.
Аркадий Кузнецов 3 01.06.2020 18:04 Заявить о нарушении
достойные внимания исторические фигуры именно по этой причине остаются в тени.
... Но... Нельзя объять необъятное... Спасибо большое за такие интересные
отклики!
София Ладзарус 01.06.2020 18:49 Заявить о нарушении