Поэзии таинственная сила
У известного современного поэта А.Аврутина сила стихов, в этом я убеждена, – в реалистической конкретности переживания, в стремлении правдиво передать сложности душевной жизни. Душа – олицетворение вечной жизни, вечных забот и вечных страданий.
Мы пришли и уйдем…
И от нас ничего не останется.
Только плюсик креста,
На котором трепещет душа.
Лирическая исповедь поэта в каждом конкретном случае полна напряженного драматизма, свежести и выразительности поэтической речи.
Поэт находит слова для выражения лучших человеческих чувств. Особенность, неповторимость его поэтического почерка очевидна. В стихах поэт исповедуется, заклинает, объясняется в любви, негодует, плачет. И душа рыдает вместе с ним:
Когда бредёшь в раздумчивой тиши,
Наедине с ночным небесным светом,
Есть ночь и высь…А больше – ни души,
Но всё душа…Но всё душа при этом…
Время от времени поэт итожит то, что прожито и пережито, и выводы, к которым приходит, становятся частью его философского поэтического трактата.
В струенье жизни бесконечном
Слышнее грома – только тишь.
Вовек не станет слово вечным,
Когда о вечном говоришь.
В стихах поэт-философ А.Аврутин выражает очень важную мысль, раскрывающую принцип его художественного метода, его позицию по отношению к русскому слову, в котором мощная сила:
Что лучше – слава иль безвестность?..
Я к лишним спорам не привык,
Мне мама – русская словесность,
Отец мне – русский мой язык.
Так и живу в стране прозрений,
Где воинство – певучесть строк,
Где вся политика – Есенин,
А вся величественность – Блок.
Где словом жалуют на царство,
Где бессловесен пистолет,
Где слово – высшее бунтарство,
И жизнь…
И музыка…
И свет…
Художественность, мягкая тональность авторского голоса основаны на том, что жизнь у А.Аврутина не изображается, а «проживается» умом и сердцем. Таким образом, поэзия порой не укладывается в традиционные художественно-поэтические рамки – у поэта А.Аврутина они свои, особенные.
Талантливый художник «воистину и резко индивидуален», как утверждал М.Горький, и стиль его неповторим. В центре художественного мировосприятия – интерес поэта-лирика, поэта-романтика ко всему живому – земному и небесному.
Счастье для поэта А.Аврутина – видеть то, что рядом. А рядом – незамысловатая картина: «кривое болотце», «поле», «озябшее солнце»:
Я иду по земле…
Нынче солнце озябло…
Перепутались косы на чахлой ветле.
За спиною –
Котомка подобранных яблок,
И я счастлив, что просто иду по земле.
Через поэзию проходит мысль о личной ответственности каждого человека перед страной и людьми. А показать родство человека со всем миром – главная нравственная задача поэта.
И разрешение этой задачи – в даре сострадания, в умении быть человечным. Счастье и несчастье страны и человека поэт-лирик переживает сердцем.
Это кто о несчастье ведет разговоры
И от этого весел и счастлив вполне?
Это где нынче в храмах безлюдно и тихо,
И всё каркают вороны, будто к беде?
Но по чёрному полю бредёт аистиха…
Но танцуют берёзки по пояс в воде…
Природа дает ощущение внутреннего примирения с собой и со всем внешним миром. Мысль о неумолимом движении жизни, в котором необходимо исполнить своё предназначение и уйти без обиды, ощутить себя важным звеном той бесконечной цепи между прошлым и будущим, позволило поэту благословить всё, чем он жил, куда хочется ему «воротиться»:
Туда, где туман над тропинкою ранней,
На луг васильками стекли небеса,
Где первые искорки робких желаний,
Зрачок о зрачок! – высекают глаза.
Где плющ закурчавился возле беседки,
Где гроздья рябины кровавят закат,
Где чахлое солнце повисло на ветке,
А я все хочу воротиться назад.
В одной из статей С.Есенин писал, что «у каждого поэта есть свой общий тон красок, свой ларец слов и образов». Аврутинский «ларец» полон своих образов и слов, и живут они в дружном соседстве со всеми элементами поэтической речи. Изъять их из единого поэтического полотна невозможно – потускнеют и потеряют силу остальные слова и краски.
Музыкальное звучание стихов построено на ассонансах – перекликающиеся гласные поют и плачут, причитают и воют…
Осветила… Зажгла… Заалела…
Утолстила нагие стволы…
Или:
Догорала заря…Сивер выл над змеистым обрывом,
Умерла земляника во чреве забытых полян…
А он шел, напевая… Он был озорным и счастливым…
– Как же звать тебя, милай?.. И вторило эхо: «Иван…».
Поэзию А.Аврутина отличает предельная (или запредельная) искренность, талантливое изображение тончайших нюансов эмоционального состояния лирического героя. Автор фиксирует лишь те реалии, отталкиваясь от которых читатель проникает в глубины авторской мысли и открывает для себя свою вселенную, несоизмеримую по тем масштабам, о каких говорится в поэтическом тексте.
Часто в строгие рамки стихотворения включена богатейшая философская проблематика, и тогда перед читателем возникают вопросы о смысле и ценности жизни, о преемственности поколений человеческого рода, о суетности и суете несбывшихся мечтаний, о жизни страны:
О, сколько было строек и атак
В моей стране, исчезнувшей!.. Однако
Ее люблю, не глядя на ГУЛАГ
И, несмотря на травлю Пастернака.
Теперь она отчетливей видна,
Там дух иной и истинность – иная,
Где радио хрипело допоздна,
Что широка страна моя родная.
Стихи создают целый художественный мир, который принимает читателя, и радует, и лечит, и успокаивает, и вдохновляет лиризмом, теплотой, пронзительной искренностью. Поэт тонко понимает причины усталости, слабости человека, несовершенство земной жизни.
Когда подступает обид череда,
И мир покидают хорошие люди,
Я в миг роковой вспоминаю всегда,
Что лучше не будет…
И в небе напрасную птицу слежу,
И взгляд мне звезда обжигает всевластно.
Но я всё о том же твержу и сужу –
Мол, всё не напрасно…
Так в чём же сила стихов выдающегося поэта современности А.Аврутина? «Я вот думаю, что сила, в правде…», именно в той правде, которую нельзя измерить ни лагами, ни датчиками, ни термометрами и никакими другими приборами…
Силу поэтических строк А.Аврутина нужно измерять сердцем и чувствовать душой!
Свидетельство о публикации №120052900167
С уважением и теплом,
Алексей Прохожаев 05.05.2024 16:22 Заявить о нарушении