Стимпанк. Свободная территория или вагон потерянно
Большинству прекрасно известно, что такое стимпанк. Он довольно притягателен для широкой аудитории, и является ветвью богатого мира фантастики.
Но обычно под этим названием, понимается целый спектр поджанров, относящихся к так называемому «ретрофутуризму». Все их объединяет стремление авторов предположить альтернативные способы развития технологий 19го и начала 20го веков. Иногда отдельно выделяют «дизельпанк» (прогресс на основе дизельного топлива), «клокпанк» (опирающийся на обилие механизмов, шестеренок и подобной атрибутики), «атомпанк» - (когда уже есть ядерная энергия и первые компьютеры), и другие.
Вообще произведения этого спектра опираются не только на старые механизмы, но и на стилистику, эстетику и социальные аспекты жизни определенных обществ в определенные моменты времени. Например, сам стимпанк перекликается в основном с Викторианской и Эдвардианской эпохой в Великобритании (фильм «Лига выдающихся джентльменов»), а атомпанк – уже с 40 – 60 годами в США (серия игр «Fullout»).
Из вышесказанного становится понятно, что отличным вариантом раскрытия подобного рода творчества является что-то зримое – фильмы, видеоигры, даже дизайн интерьеров. Но есть и книги, в которых присутствуют элементы ретро-технологий.
В чистом виде стиль Жюля Верна используется довольно мало. Из межжанровых же книг можно вспомнить, например, «Вокзал потерянных снов» Чайны Мьевиль или любую другую, где в декорациях Толкиена гномы расхаживают с пистолетами и имеют паровозы, как вершину местных научных достижений. Смешивать фэнтези и механизмы – довольно распространенный подход среди наших пишущих современников. И не всегда это идет на пользу конечному продукту.
Естественно, частенько паровые котлы соседствует с использованием в произведении монархической системы правления и титулов. Но, к сожалению, всякие лорды, графы и тому подобные личности присутствуют не столько ради описания политических режимов и сюжетов, сколько ради общей атмосферы и только.
Разные жанры предоставляют богатый инструментарий для создания ситуаций, в которых главный или второстепенные герои могут раскрыться так, как требуется. Но беда многих творцов в том, что миры, которые они описывают, зачастую нежизнеспособны, или, что, может быть, даже хуже, являются декоративной накидкой, плохо надетой на существующую реальность. Одно дело – создать продуманную и функционирующую вакуумную систему почты или доставки еды из подземного обиталища сращенных с сельхозаппаратами рабов к господам, а другое – налепить на смартфон главного героя чехол с криво наклеенными шестеренками от старого будильника.
В этом плане стимпанк, например, позволяет уйти от повсеместно используемых реальных наукоемких устройств, и сузить, без видимых потерь для логики сюжета, объем декораций, акцентировав внимание на психологических аспектах происходящего. То есть, автору куда проще реалистично и логично описать захват царь-пушки там, где нет моментальной связи и камер наблюдения, чем захват ядерной ракеты – в современности. А читателю – проще понять и поверить. И это только один из инструментов.
Не стоит забывать и про социальную составляющую миров, в основе которых лежат устаревшие технологии. Поскольку их прототипом явилось явно классовое общество, они могут прекрасно подчеркнуть жесткость позиции героев в иерархии, их смелость в стремлении подняться по социальной лестнице, сложность принятия одних решений и закономерность принятия других, нужных по сюжету.
Но мир есть мир. Он должен быть цельным. Выбирая для происходящего декорации, наполненные блеском вычищенной меди и скрежетом шестеренок, нужно помнить, что под этим блеском должен лежать крепкий фундамент - кто-то ведь чистит медные таблички, и этим людям за это платят. Везде есть экономика и толпы народа. Шестерни надо смазывать, пневмопочту – обслуживать. А английский джентльмен конца 19 века, воспитанный, пусть не в полном соответствии со строгим моральным кодексом, но явно хотя бы в присутствии этих поведенческих норм, явно будет вести себя иначе, нежели современный глава маркетингового отдела или «Волк с Уолл стрит».
Что же делать с произведениями смешанного жанра, где изначально даже планета не наша и моральный кодекс может сильно отличаться? Ответ прост – сначала строить фундамент. При этом нельзя забывать, что любой образ, однажды использованный, несет за собой большой багаж связанных понятий и образов. Это не говорит о том, что к рассказу на десять страниц нужно приписать два тома энциклопедического словаря. Но в голове автора весь бэкграунд должен быть настолько хорошо проработан, чтобы описываемые на страницах события выстраивались во вполне логичный и последовательный ряд. И на данный момент, к сожалению или к счастью, ниша хорошо проработанных литературных шедевров в жанре стимпанк достаточно свободна.
Свидетельство о публикации №120052807920