Будем помнить!

Мухаррям Гайниевич Туктамышев родился в 1912 году в деревне Ирек в семье крестьянина Гайнетдина Туктамышева и его жены Минисары.Он был вторым сыном из пятерых детей Гайнетдина от первого брака. .Род Туктамышевых был старинным, Гайнетдин и его шестеро братьев знали наизусть свою родословную шэжерэ до предка, давшему имя роду, знали тамгу – подкову, клич - айтайлак, дерево – ветлу, родовой тотем – цаплю и передовали эти знания своим детям.

Мирную сельскую жизнь прервала первая мировая война. Гайнетдина в 1916 году забрали на фронт, на руках у матери остались пятеро детишек мал-мала меньше. Тяжёлые военные годы, революционная неразбериха гражданской войны подкосила жизненные силы матери маленького Мухарряма и в 1920 году он остался сиротой. Молодая семнадцвтилетняя мачеха не особенно любила шустрого и своевольного мальчика – пятеро сирот доставляли ей достаточно хлопот, да и дети от второго брака не заставили себя долго ждать (всего у неё родилось 10 детей), до 15 лет Мухаррям прожил жизнь обычного деревенского мальчика-пасынка, у которого не было защитницы матери. Поэтому он до конца своей жизни тепло вспоминал свою бабушку – мать его мамы, которая отличала его среди внуков – он больше всего был похож на рано ушедшую из жизни Минисару.Семья не голодала, но жили скудно, у детей не было достаточно зимней одежды и обуви.Чтобы посидеть в старенькой избушке бабушки и почувствовать её любовь и ласку маленький Мухаррям сбегал зимой из дома босиком и в одной рубашке..А у бабушки его ждали не только скромное угощение, но и учёба – бабушка учила его молитвам. Она мечтала, чтобы её любимый внук стал муллой, или муэдзином, и, видя сметливость и памятливость мальчика, всеми силами старалась дать ему то, чем обладала сама – веру в Аллаха, потому что в её понимании не было ничего выше этого. Но времена менялись, перед Мухаррямом открывались новые перспективы.

Летом - работа в поле, зимой - уход за скотиной, всё это ложилось на плечи подростка, родители особенно не требовал от него рвения к учёбе, но его тянуло к образованию. В начальной школе он был первым по успеваемости. Осенью 1926 год прехали представители Стерлитамакского педагогического техникума и объявили, что они проведут испытания и того, кто лучше всех напишет экзаменационную работу примут на подготовительный курс на полный кошт с одеждой и питанием..Это был шанс получить образование, стать учителем, и 14-летний Мухаррям старался изо всех сил. Он был уверен в своей победе, однако комиссия выбрала не его. Вероятно, причиной была старания председателя сельсовета у которого остановились они переночевать. Хороший ужин, несколько слов о том, что мальчишка хулиганист, семья бедна , дети зимой и летом бегают в одной рубашке и что навряд ли из него что-то путное получится. Что ж, люди всегда люди, они прислушались к словам уважаемого человека и назавтра с крыльца школы объявили, что в педтехникум принят сын председателя сельсовета.

Для Мухарряма, который был уверен в своей победе и пришёл к школе с маленькой котомкой, обув новые лапти и самую крепкую одежду, это было как гром с ясного неба.
В телегу рядом с комиссией посадили не его, а он всё никак не мог уяснить себе, что его мечтам пришёл конец. Он продолжал идти рядом с телегой и никакие увещевания не помогали. Сначала его пытались уговорить по хорошему, потом на него кричали, возница даже ожёг неслуха кнутом, но Мухаррям продолжал идти. В конце-концов его молчание прервалось рыданиями и криками о том, что это несправедливо! Что он самый лучший ученик в деревне, что он должен стать учителем. Лошадь медленно тащилась по грязной размытой дороге , а мальчик был сильным и упрямым, поэтому он прошёл все 40 с лишним километров рядом с ними и в ворота техникума они вошли вместе.

Никто не прислушался к крикам малорослого башкирского мальчика, который и по русски то путём ничего не мог объяснить, сторожа вытолкали его за ворота. Однако он возвращался снова и снова и трое суток двор педтехникума оглашали его крики и рыдания. Осенние ночи были стылыми, по утрам ложился иней, днём временами моросил мелкий дождь,а он не уходил и надеялся добиться справедливости и именно его уверенность в своей правоте растопила лёд.Его приняли вольнослушателем. Место за партой в аудитории, тарелка супа и кусок хлеба за обедом ему нашлись, но лишней койки в общежитии не было. Ему предложили спать в подсобке, на куче ветоши.Кроме того, его обязали помогать дворнику, он был согласен на всё!

А дома его потеряли! Никто не знал куда он делся, сначала думали, что прячется у бабушки, потом решили, что он подался в беспризорники и лишь спустя месяц дошли слухи о том, что он стал студентом. Гайнетдин собрал вещи – новую рубашку и штаны, немного еды и поехал проведать сына. Приехав в училище он не стал дожидаться перемены и вызвал его прямо с урока. Мухаррям вышел из класса. Рубашка, которую он не снимал ни днём ни ночью уже висела клочьями, мальчик выглядел оборванным и грязным, но счастливым. Отец протянул ему вещи и первое что выглянуло из узелка была кумачёво-красная рубаха. Схватить её, скинуть ненавистные лохмотья и натянуть новую было делом нескольких секунд. Попросив отца дождаться конца урока он влетел в класс и его встретили громким смехом. Слишком разительна была перемена между вышедшим минуту назад мальчиком и тем, кто вошёл. Кличка “Красная рубаха” осталась за ним до окончания техникума.

Первая сессия была сдана на одни пятёрки, а кто-то не справился, был отчислен и Мухаррям стал полноправным студентом. Его приняли в комсомол, сообразительный, талантливый юноша стал активистом, чемпионом техникума по бегу и по шахматам, секретарём комсомольской организации, редактором техникумской стенгазеты. В техникуме готовили всесторонне развитых интеллигентов, было много кружков, Мухаррям обладая абсолютным слухом выбрал музыкальный кружок и научился играть на многих музыкальных инструментах, но больше всего его привлекала скрипка. На деньги заработанные во время студенческих каникул он приобрёл скрипку. Тогда же он начал писать стихи, дружба членов литературного кружка продлилась на многие годы. Пять лет пролетели очень быстро.Окончив учёбу с отличием он получил диплом учителя начальных классов.

Возвратившись в 1931 году в родной Ирек учителем, Мухаррям не узнал тихой и сонной деревни. Вновь образованный колхоз, председателем которого был его дядя Шамсетдин Туктамышев уже стал лучшим в районе, комсомольская ячейка колхоза была сильной и активной, детей в деревне было много и молодому учителю было где развернуться! И он развернулся на всю удаль своей активной натуры. В школе на его уроках дети сидели как зачарованные, слушая своего молодого учителя, который оказывается был знаком с молодыми писателями, имена которых были на слуху, и сам писал стихи, печатался в районной газете. Спортивные соревнования – в беге и борьбе он всегда был победителем, шахматные турниры, концерты, в которых он играл на своей скрипке и зажигательно отплясывал башкирские танцы, внося в них свои импровизации – например мог часть танца проплясать стоя на руках , безупречное социальное положение – сын бедняка, героя гражданской войны и одного из первых колхозников, всё это обратило на него внимание не только местных красавиц, но и районного начальства.

Именно в те годы на территории Башкирии начали искать нефть и двадцатилетнему
Мухарряму предложили стать редактором вновь организуемой газеты нефтяников. После долгих споров пришли к единому мнению – назвали её “Башкирская вышка”. Коллектив собрался молодой и энергичный. Опыт , которого не было заменяли азартом и энтузиазмом. На ходу осваивали профессии журналиста, фотографа, наборщика, корректора. Старались оперативно освещать все события, которые происходили в те дни. . Естественно, местные жители издавна знали о так называемых ямах с земляным маслом-нефтью, которая вытекала из под земли. Её собирали и использовали для смазки тележных осей, дверных петель, а так же сапог, чтобы они не промокали в весенне-осеннюю слякоть. Комсомольцы, члены редакции принимали самое активное в поисках нефти. Они были проводниками у геологов, показывали им места, где были нефтяные ямы. В газете писали о поисках и находках. Они же подсказали место, где из земли вытекал ручей, к которому все местные красавицы ходили за маслянистой водой для ополаскивания волос после мытья. Вода обладала свойствами бальзама, косы красавиц были блестящими и славились по всей округе. Именно над этим ручьём и была пробурена скважина, которая в будущем была названа «Бабушка-вышка». Буровые скважины одна за другой давали нефть. Первой забила скважина на левом берегу Белой, на огороде одного сельчанина из д.Ирек(теперь – это Левый берег г.Ишимбай). Через полторы суток дала нефть скважина, которую впоследствии и назвали «бабушка-вышка». Причиной явилось то, что приезжих гостей, которые начали группами приезжать в Ишимбай, посмотреть на нефтеразработки, было неудобно возить на левый берег – моста ещё не было, переправа осуществлялась на лодках. А к «бабушке-вышке» было легко и просто добраться из конторы. Газета пыталась достучаться до начальства, чтобы восстановить правду, но в то время многим казалось не важно, где же впервые забила башкирская нефть. Все жили мечтами и планами об индустриальном будущем Башкирии. В газете писали о геологах, об их дальнейших планах, о новых и новых скважинах, которые давали нефть. Начали говорить о сносе деревень и строительстве двух городов Ишимбай и Салават. Специалисты и простые рабочие съезжались со всей территории Башкирии, соседних областей и республик, и издалека – Азербайджана, Украины и Средней Азии. Всё было грандиозно и захватывающе, Мухаррям Гайниевич принимал в этом самое живое участие.

В 1933 году он вступает в партию и его переводят заведующим отдела народного образования Инзерского района.

Новый жизненный поворот и новая работа. Поездки по деревням, знакомство с работой молодых учителей, а они тогда все были очень молоды – башкирская интеллигенция новой формации, устройство их жизненного уклада и бытовых условий – во всё это он вкладывал всю свою энергию и жар души. И весной 1934 года в деревеньке Буриказган встретил свою судьбу – молодую учительницу Фатиму Халиловну Губайдуллину. Молодость и весна внесли вклад во все их остальные жизненные планы, они поженились, Забегая вперёд скажу что они прожили вместе 62 года, воспитали пятерых детей. Но всё это – события далёкого будущего, а пока на дворе 1935 год, у молодых родилась дочь Луиза, а Мухарряму советуют продолжить образование. Всё было непросто, многое надо было разрулить, на семейном совете они решают, что Фатима с дочкой переедет в деревню к своим родителям, благо там открылась школа и была нужна учительница, а Мухаррям поступает учиться в Уфу в Башкирский государственный педагогический институт на исторический факультет .

Студенческая жизнь! Это прекрасное время для молодых людей! И не важно, что в карманах пусто, зато столько друзей вокруг! Все талантливы, пишут стихи, прозу, музыку. Их называют молодыми поэтами писателями, надеждой башкирского народа. Круг его общения – это Назар Нажми, Сагит Агиш, Мустай Карим и многие другие. Это потом их пути разойдутся, судьба подарит им разные сферы деятельности, а пока они полны надежд на самое лучшее будущее. И хотя одни впоследствии стали известными писателями и политическими деятелями, а другие просто скромными учителями, юношескую дружбу они не забывали долго, и даже спустя 20 лет навещали друг друга, могли собраться компанией и приехать в гости и ночь напролёт просидеть за разговорами о будущем и воспоминания о прошлом.

Однако вот уже трудные но весёлые студенческие годы позади и летом 1940 года, молодой специалист с высшим образованием возвращается в Инзер, место откуда он уезжал на учёбу. Его назначают директором школы в Инзере, в семье рождаются ещё одна дочь – Лира, а в январе 1941 года сын – Марат..

Когда началась великая отечественная война Мухаррям Гайниевич в первые же дни пошёл в военкомат, но его не призвали. Оказалось, что у него правый глаз был практически слеп. А при стрельбе оружие обычно держат в правой руке, прижмурив левый глаз целятся в мишень., Зрячий левый глаз практически бесполезен и ему дали белый билет. Он переживал, не мог себе позволить быть инвалидом тогда, когда решалась судьба Родины.. Поэтому в январе 1942 года он снова идёт в военкомат и умудрятся скрыть слепоту глаза – отодвинув руку, которой прикрывал зрячий левый глаз, притворился , что читает правым.

Его призывают и он получает направление в военное училище Южно- Уральского военного округа в г. Бузулук Чкаловской (ныне Оренбургской) области. Пройдя ускоренные 3-х месячные курсы политсостава Мухуррям Гайниевич получает направление на Калининский фронт. Его служба начинается с должности заместителя командира батальона по политчасти 468 стрелкового полка 3 стрелковой дивизии 30 армии Калининского фронта. Лето и осень 1942 года – время жестоких кровопролитных боёв.. Врага только-только отбросили от Москвы, и зам.командира по политчасти, которого все бойцы по незабытой привычке гражданской войны называют «комиссар» показывает себя храбрым, ответственным, мудрым руководителем и командование назначает его зам.командира 151 армейской штрафной роты 61 армии Западного фронта .

Воевать с бесшабашными штрафниками вдвойне ответственно, но комиссар показал себя достойно – его уважали и бойцы и командование. Добиться уважения у штрафников Мухарряму Гайниевичу помогли его храбрость и … молитвы, которым его обучила бабушка. Штрафная рота была укомплектована мусульманами – башкиры, татары, азербайджанцы, узбеки - им был по душе комиссар-мусульманин. К тому времени, Мухаррям Гайниевич уже давно был атеистом, но выученные в детстве молитвы и знание арабского алфавита в глазах рядовых бойцов добавляло ему авторитета. Его слово было непререкаемым. «Наш комиссар – из уммы Магомета!» – с таким кличем, бойцы шли в бой за своим комиссаром. Скорее всего, для них было важнее имя пророка, но уважение к комиссару тоже присутствовало. Мухаррям Гайниевич дипломатично просил не вспоминать имени Магомета , а использовать общепринятое - .»За Родину, за Сталина!»

Армия с боями продвигалась на запад и в октябре 1944 года его переводят зам.командира по политчасти комендатуры г.Любартов в Польше. Интеллигентный, но простой, требовательный, ответственный и в то же время доброжелательный – политработник комендатуры сумел наладить отношения с жителями города и даже провёл несколько уроков истории в местной гимназии. Поляки называли его «пан профессор», потому что в Польше всех преподавателей так называют, но в комендатуре это было поводом для дружеских шуток. Однако командование оценило его дипломатический талант и в январе 1945 года его назначают зам.командира по политчасти 416 дивизии 5-й ударной армии Белорусского фронта и в рядах этой дивизии он дошёл до Берлина и празднуя победу расписался на стенах рейхстага.

Во время войны он получил награды:

- Ордена

красной звезды – 18.07.1943

отечественной войны – 4.06.1945

- медали

За взятие Берлина - 9.06.1945

За победу над Германией - 9.10.1045

.

Выписка из боевой характеристики.

…. Капитан Туктамышев М.Г. работая зам.командира дивизии по политчасти показал себя способным и знающим своё дело политработником. В боях с немецко-фашистскими захватчиками, особенно в уличных боях за г. Берлин проявил себя стойким и отважным офицером. В боевой обстановке ориентируется, партийно-политическая работа в боевых условиях велась непрерывно. Коммунисты и комсомольцы под руководством т.Туктамышева показывали в боях с гитлеровцами образцы мужества и героизма. Политически развит, систематически работает над повышением своего идейно-политического уровня . Работает по овладению артиллерийского дела. Делу партии Ленина-Сталина предан.

Вывод: Занимаемой должности соответствует.

 

В июле 1945 года его назначают парторгом 416 стрелковой дивизии Западной группы оккупационных войск в Германии. Он прослужит на этой должности до января 1947 года.

Послевоенная страна залечивала свои раны, восстанавливались разрушенные города и сёла, люди верили в светлое будущее, молодёжь тянулась к знаниям. В это время очень остро встал вопрос с квалифицированными кадрами и офицеры, не имеющие специального военного образования , должны были демобилизоваться из армии.

Сначала капитана Туктамышева переводят в в запас в Южно-Уральский военный округ, а в апреле 1947 года по письму из министерства просвещения БАССР окончательно увольняют в запас.

 

Выписка из письма зам.министра просвещения БАССР Енакиева Р. От 27.01.1947.

….По просьбе обкома ВКП(б) Башкирии, на основании приказа НКО СССР о демобилизации из рядов РККА специалистов народного хозяйства в связи с острым недостатком руководящих кадров , областной комитет ВКП(б) просит вашего содействия в демобилизации из рядов вооружённых сил капитана Туктамышева М.Г. и направить его в распоряжение министерства просвещения БАССР для использования на руководящей школьной работе….

 

 

….Мухаррям Гайниевич возвращается к мирной жизни. С апреля 1947 года по май 1949 года он работает в отделе народного образования Инзерского района, потом его назначают директором школы им. Ленина в г. Стерлитамак(ныне школа имени Заки Валиди).. Директор школы был одновременно директором стерлитамакского детского дома для детей, потерявших родителей в Великую Отечественную войну.

Не секрет, что в послевоенных детских домах царил беспорядок, казнокрадство, многие директора не стеснялись обкрадывать сирот и наживались за их счёт. Человек, привыкший к военной дисциплине и армейскому порядку, сам хорошо помнивший голодное и босоногое детство Мухаррям Гайниевич навёл идеальный порядок в детском доме. По воспоминаниям выпускника Киленбаева Нурдавлета, до этого сбегавшего из многих детских домов, которые по своим порядкам мало отличались от колонии для преступников, ему сначала не верилось, что такое возможно.. Что на столах , застеленных белоснежными скатертями могут стоять хлебницы с щедро нарезанными ломтями хлеба и никто не следит сколько ты съел. Во всех остальных детдомах хлеб вносили под охраной самых сильных воспитанников и раздавали строго по одному ломтю в руки. Вымытого, постриженного, одетого с головы до ног в новую одежду подростка привели и посадили в такую столовую. Заново одетый, он планировал отъесться, отоспаться и снова пуститься в бега. Спустя полвека он вспоминал, как жевал этот хлеб, а дежурные девчонки, пробегая мимо посмеивались и только пополняли пустевшую на глазах хлебницу. Он перестал есть хлеб, только после того, как у него устали челюсти. И в голове появилась мысль:»А может, стоит здесь задержаться?» А потом в столовую начали собираться воспитанники – чисто одетые, румяные, доброжелательные. Они весело приветствовали новенького, спрашивали откуда он. Дежурные расставили тарелки и принесли большие кастрюли с густым и наваристым супом. А когда он съел всё за одну минуту, спросили, не хочет ли он добавки? Как, ещё и добавки дают? Вторую тарелку он уже ел с чувством, толком и расстановкой, смакую давно забытый вкус доброй еды. А когда принесли тарелку с макаронами и большой котлетой с подливой он заплакал , оттого что уже не было места в желудке. Правда компот из сухофруктов он выпил, и твёрдо решил, что он отсюда никуда не убежит, а наоборот перевоспитается, начнёт учится и станет образованным человеком.

Его определили в подготовительный класс, и он за год догнал своих сверстников В 1953 году закончив школу с отличием поступил в Уфимский нефтяной институт. Всего в тот год выпускников было почти 40 человек и все они стали студентами институтов и техникумов Уфы и Стерлитамака. При выпуске их снабдили всем необходимым для жизни: пальто зимнее и демисезонное, плащ, валенки, ботинки и сандалии, кепка, шапка, шляпа, печатки и варежки, носки, трусы и майки, рубашки, два комплекта костюмов – лёгкий для лета и бостоновая тройка для зимы, спортивный трикотажный костюм . А так же комплект постельного белья, подушка и одеяло…. Может и не стоило приводить такой подробный список, но пожилые люди спустя 50 лет собравшиеся на встречу вспоминали каждую мелочь своего приданного. «Мы были самые модные в институте! – смеялись они со слезами на глазах. Все они прожили достойную жизнь, построили карьеру, создали семьи, родили и воспитали хороших детей. И все они с благодарностью вспоминали своего директора – красивого, кудрявого, требовательного, но справедливого Он умел похвалить за хорошо сделанную работу, а за недостойное поведение отругать сразу на трёх языках – русском, немецком и башкирском. Он сумел этим сиротам заменить погибшего отца. Много лет спустя они приезжали к нему в гости, или неожиданно встретив, старались залучить к себе домой и принимали как самого дорогого гостя.

В 1954 году Мухарряму Гайниевичу предложили сменить место работы. Был выбор – инспектором в министерстве просвещения или директором школы в Бурзянском районе. И он выбрал Бурзян – охота, рыбалка, простые отношения с простыми башкирами были ближе его душе. Несколько лет проработав директором Старосубхангуловской и Байназаровской средних школ, он более 25 лет преподавал историю в Байназарово. Его общий педагогический стаж составил 50 лет.

В середине восьмидесятых они с женой решают вернуться в Ишимбай, потянуло на родину. Устроившись в ЖЭУ 6 г. Ишимбая парторгом – опять, вспомнив военные годы, он в 70 лет сумел заработать себе однокомнатную квартиру, в которой прожил до 2003 года, до конца жизни.


Рецензии
Это живая история нашей страны.

Кованов Александр Николаевич   04.09.2024 12:16     Заявить о нарушении
Спасибо, вам Александр Николаевич! В следующем году 80 лет Победы, но эта война на Украине! Боже мой, я только недавно сообразила, что в в 41-ом эта мразь шла к нам в том же полном составе, что сейчас! И что им неймется! Уж и били их, и выбивали, а ума как не было, так нет....

Нина Набиева   14.09.2024 19:43   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.