О Бродском
Иосиф Александрович Бродский родился 24 мая 1940 года в
Ленинграде в русско-еврейской семье. Отец Александр Иванович Бродский - к-н 3 ранга военкор, мать Мария Моисеевна Вольперт – бухгалтер.
После блокадной зимы 41г матери с сыном удалось эвакуироваться в Череповец, в 44ом вернулись.
В школе учился плохо. С горем пополам кончив 7 классов, пошёл учиться на фрезеровщика на з-д «Арсенал» Тоже не получилось, В 14 лет пытался поступить в школу подводников, не приняли, видимо из-за зрения. В 16 загорелся стать врачом, но побывав в морге, отказался от медицинской карьеры. Последующие 5 лет работал в котельной, и матросом на маяке, в геологических экспедициях в Якутии, в Восточной Сибири, в Белом море. В эти годы он много читал, работа позволяла ему заниматься самообразованием.
Стихи начал писать в 17 лет, тогда же стал переводить с польского (собственно не зная языка), а 1960г состоялось первое публичное выступление поэта в Ленинградском Дворце Культуры. Началось со скандала. Иосиф читал стих «Еврейское кладбище около Ленинграда». Не понимаю, что тогда в нём так возмутило «товарищей». Конечно, мрачновато и чересчур убого для евреев: кривой забор из гнилой фанеры... и прочее. То ли дело еврейское кладбище в Одессе – там тоже забор не ахти какой, но зато какие пантеоны - произведения искусства. Хочется снять шляпу перед кто увековечил тех, которые никогда «не пахали и не сеяли хлеба».
Тогда же у него со товарищи возник план захвата самолёта для побега за границу. Годы т.н. «хрущёвской оттепели» давали буйные всходы вольнодумства.
У рабочей молодёжи, преданной делу партии Ленина, вызывало мягко говоря неприятие новых (западных) веяний, находивших благодатную почву в нестойких умах тунеядцев и представителей «гнилой интеллигенции». Что тут скажешь?- «Сегодня ты играешь джаз, а завтра Родину продашь». Партийное руководство, естественно, поддерживало свою молодую смену, которая говорила НЕТ «стилягам» и прочим «буржуйским прихвостням».
Им только дай волю. Разрешили Зощенко, Есенина, на свою голову.
Конечно партия тут же стала исправлять свою оплошность и повела решительную борьбу против инакомыслия, тунеядства и антисоветчины.
В этих условиях высылку за границу можно расценивать как своего рода подарок И. Бродскому. 13 февраля 1964 года его арестовали по обвинению в тунеядстве и сослали в Архангельскую область. Работа разнорабочим не помешала ему заниматься сочинительством, изучением английского языка, переводами. По ходатайству А.Ахматовой, Л.Чуковской и самого Корнея Чуковского Бродского удалось определить в Группком переводчиков при Ленинградском отделе СП СССР, что позволило снять с него клеймо тунеядца. Это развязало ему руки. Бродский стал тайно переправлять свои сочинения за рубеж. Стихотворения и переводы вывозились дипломатической почтой. Что вполне оправдывает пословицу «рыба гниёт с головы». В 1967 году в Англии вышел неавторизированный сборник переводов «Joseph Brodsky. Elegy to John Donne and Other Poems / Tr. by Nicholas Bethell». В 1970 году в Нью-Йорке выходит «Остановка в пустыне» — первая книга Бродского, составленная под его контролем. Что тут скажешь, - дыма без огня не бывает. Если Вы думаете, что система может оставить без внимания направленные против неё действия, то ошибаетесь. Инакомыслие у нас не преследовалось в те годы разве что на кухне.
В мае 1972 Бродский оказался перед выбором: эмиграция или «горячие денёчки», т.е. допросы, психотерапия, тюрьмы. Естественно он выбирает эмиграцию, и 4 июня, лишённый советского гражданства, Бродский по израильской визе вылетает в Вену. В июле 1972г он вылетает в США, где получает должность преподавателя ни где–нибудь, а в Мичаганском университете.
С 1977 года он уже полноправный гражданин США.
Закончивший в СССР неполные 8 классов средней школы Бродский становится преподавателем Мичаганского университета, занимая на протяжении последующих 24 лет профессорские должности в общей сложности в шести американских и британских университетах, в том числе в Колумбийском и в Нью-Йоркском. Он преподавал историю русской литературы, русскую и мировую поэзию, теорию стиха. Право не знаю что и думать. То ли наша система образования такова, что советский школьник даст фору любому забугорному профессору, то ли и впрямь мы имеем дело с гением. Вспомнилось в этой связи: «учение приносит пользу тем, кто предрасположен к нему, но оно им почти не нужно»./ Ричард Фейнман. Курс лекций по физике/
В 1987 году, ровно через 10 лет после получения американского гражданства Бродский становится Нобелевским лауреатом «за всеобъемлющую литературную деятельность, отличающуюся ясностью мысли и поэтической интенсивностью». После Бунина, Пастернака, Шолохова и Солженицына, Бродский стал ее пятым русским лауреатом. Заметим, что ни автор романа «Живые и мёртвые», поэм и стихов «Ты помнишь Алёша дороги Смоленщины?» и «Женщине из Вичуга», ни автор «Василия Тёркина» или автор поэмы «Двести десять шагов» от которых бросает в дрожь, а именно поэт-диссидент Иосиф Бродский был отмечен столь высоким титулом.
Безусловно Бродский - личность неординарная. Он сделал себя сам. Талантлив? - вне всякого сомнения. А как измерить талант, я не знаю. И есть ли такой критерий, по которому можно определить насколько талантлив человек. Отдельные стихи его мне нравятся, но в целом как поэт он мне не интересен.
Как гражданин, не смотря на высокое положение в социальной иерархии, он вызывает во мне лишь сочувствие, даже жалость. Может быть поэтому я посвятил ему стихи: http://stihi.ru/2013/12/08/3427
Могу сказать, что я не одинок в своём суждении. Приведу пару высказываний известных литературоведов. Пониженная эмоциональность, музыкальная и метафизическая усложнённость — особенно «позднего» Бродского — отталкивают и некоторых писателей. В частности, можно назвать работу Александра Солженицына, чьи упрёки творчеству поэта носят в значительной степени мировоззренческий характер. В подобном ключе отзывался о поэте Дмитрий Быков в своём эссе, посвященном Бродскому: «Я не собираюсь перепевать здесь расхожие банальности о том, что Бродский „холоден“, „однообразен“, „бесчеловечен“…», — далее, тем не менее, пишет: «В огромном корпусе сочинений Бродского поразительно мало живых текстов… Едва ли сегодняшний читатель без усилия дочитает „Шествие“, „Прощайте, мадемуазель Вероника“ или „Письмо в бутылке“ — хотя, несомненно, он не сможет не оценить „Часть речи“, „Двадцать сонетов к Марии Стюарт“ или „Разговор с небожителем“: лучшие тексты ещё живого, ещё не окаменевшего Бродского, вопль живой души, чувствующей своё окостенение, оледенение, умирание».
Может быть Бродский писал «для вечности»? Так ли это – время покажет. В этой связи вспомнилось, как один мой знакомый поэт сказал:
"я мог бы и получше Пастернака, но где взять судьбу?" Кстати, если кому интересно могу дать наводку.
Бродский не изменял Родине, к примеру как Резун, как Калугин. Это Родина его отвергла, а другая сторона, враждебная ей, приняла и обласкала поэта. Хотя и эту Родину он видимо не считал своей, ибо завещал похоронить себя в Венеции. Видимо материнского в нём оказалось больше чем отеческого.
Умер Бродский 28 января 1996г в Нью-Йорке. Значится как русский и американский поэт, эссеист (то- есть сочинитель эссе), драматург, переводчик.
Свидетельство о публикации №120052708232