Клео де Мерод
причёски. Волосы расчёсаны на прямой пробор, лёгкими волнами опущены на щёки
и собраны низко на затылке. У русских дам в начале ХХ века эта причёска так
и называлась – "Клео де Мерод".
Любили власти и народ
Судить о жизненной изнанке
Актрисы Клео де Мерод,
Танцовщицы и куртизанки.
Тому назад почти сто лет
Во Франции гуляли слухи,
Что ей любовника стилет
Оставил шрам на левом ухе.
Но сплетни глупых обезьян
Бессильны против дамы броской,
Свой неприятнейший изъян
Она завесила причёской.
Не зря обиженный урод
Её и резал, и дубасил, –
Причёской Клео де Мерод
Двадцатый век себя украсил!
Мораль:
Девчонки, вовсе не беда,
Что прелесть вечно не хранится.
Весьма полезно иногда
Раз навсегда перемениться.
____________
* Иллюстрации:
Клеопатра Диана де Мерод (1875 – 1966),
снимок начала ХХ века.
СУДЬБА ТАНЦОВЩИЦЫ
Она была дочерью художника Карла де Мерод (1853 – 1909) из старинного дворянского рода, связанного со многими семьями аристократов Европы. Училась в балетной школе при Национальной опере в Париже и с 11 лет уже выступала на сцене. Танцевала в лучших залах Европы и Нового Света, имея славу значительно бо;льшую, чем у Айседоры Дункан. Её гастрольные туры проходили по всему миру.
Она стала любимой моделью многих художников, скульпторов и фотографов эпохи рубежа XIX – ХХ веков. Её писали Эдгар Дега, Анри де Тулуз–Лотрек, Джованни Болдини, Фридрих фон Каульбах, Франц фон Ленбах, почтовые открытки с её изображениями были сверхпопулярны в конце XIX – начале XX столетий. Журнал «Иллюстрасьон» избрал её в 1896 году царицей красоты из 130 мировых красавиц того времени. Баснословно тонкая талия Клео, роскошные вьющиеся волосы и огромные глаза поражали всех, кто её видел, и позволили ей обойти в конкурсе саму Сару Бернар.
Красота балерины свела с ума 62–летнего бельгийского короля Леопольда II, когда он впервые увидел её на сцене в Бордо. Девушка была моложе его на 40 лет, что совершенно не помешало ему потерять голову. Многие современники уверяли, что у монарха с балериной бурный роман, хотя Клео всю жизнь отвергала этот факт. Их личное знакомство началось с гигантского букета роз, который Леопольд преподнёс балерине. И, как она утверждала, на этом всё и закончилось. Но как ни пыталась девушка защитить своё имя, репутация фаворитки короля прочно за ней закрепилась. Весёлые парижане и бельгийцы прозвали монарха–поклонника «Клеопольдом», а пресса буквально наводнилась карикатурами, которые были одна острее другой.
«Я была совершенна ошеломлена теми размерами, что приобрела эта история. Легенда о моей связи с Леопольдом разнеслась по всей Франции, Европе и всему миру. Шаржи, колонки сплетен в прессе, сценки показывали короля и меня за одним столиком в ресторане, в круизе… Я не знала, что делать с этой немыслимой оглаской, и была совершенно потрясена» – писала в воспоминаниях Клео де Мерод. А истинная причина такого резонансного отношения к танцовщице крылась в том, что с XVIII века и вплоть до Первой Мировой войны во французском государстве существовало твёрдое убеждение против девиц, выступающих на сценических подмостках и открыто демонстрирующих свою красоту на сцене. Все они без разбору считались куртизанками.
Ещё один крупный скандал в обществе вызвала представленная в Парижском салоне в 1896 году скульптура Александра Фальгьера (1831—1900) «Танцовщица», для которой позировала Клео. Скульптура балерины была обнажена. И хотя Клео настаивала, что портретной в этом произведении из белого мрамора была лишь её голова, многие современники считали, что автор использовал муляж тела танцовщицы (это мнение разделял, в частности, Поль Гоген). Публика, не желая верить в непорочность балерины, припоминала ей роман с бельгийским королём и другие пикантные истории, обсуждаемые в обществе.
Скандальная слава следовала за Клео буквально по пятам. И она, желая хоть на время скрыться от назойливых почитателей, завистников и очернителей, оставляет Париж и уезжает на длительные гастроли по городам Европы и Америки. Приезжала она и в Санкт–Петербург, причём в Русском балете именно эта французская балерина была первой танцовщицей, кто танцевал на сцене с партнёром–мужчиной.
С развитием искусства фотографии образ Клео приобрёл необычайную популярность во всём мире. Самые известные фотографы Парижа буквально экспериментировали с образом Клео. Её прекрасный лик стал постоянно появляться на страницах известных журналов. Это принесло ей славу первой профессиональной фотомодели. И именно её впервые назвали "иконой стиля". В наши дни её невероятные наряды можно увидеть во Дворце Гальера – Парижском музее моды.
С началом Первой Мировой войны, Клео де Мерод практически ушла со сцены, иногда лишь участвуя в некоторых спектаклях. Окончательно её балетная карьера закончилась в 1925 году, когда Клео переехала в на юго–запад Франции, в Биарриц, и открыла там танцевальную школу.
Ко всем талантам Клео нужно добавить и литературный. Покинув сцену, она стала писать мемуары, в которых вспоминала в подробностях о своей жизни, посвящённой любимому делу, о гастрольных турне по миру и о многом другом, что волновало балерину. В 1955 году, за 10 лет до кончины, Клеопатра де Мерод издала свои воспоминания «Балет – моя жизнь».
Даже в зрелом возрасте, показывая ученикам элементы танцев, Клео де Мерод всё так же была грациозна, великолепна и очаровательна. Её жизненный путь оборвался на 91 году жизни, её сердце перестало биться в 1966–м.
Клео де Мерод никогда не была замужем и не имела детей. Над её последним пристанищем на Парижском кладбище Пер–Лашез установлено скульптурное надгробие, автором которого стал маркиз, испанский дипломат, скульптор–любитель Луис де Перинат. Он единственный человек, о чьих отношениях с Клео, тщательно скрывавшей личную жизнь, действительно известно.
(Компиляция из биографических материалов)
Свидетельство о публикации №120052708081