И снова стала Русской ширь...

И снова стала Русской ширь (о русском поэте Сергее Макарове)

Мир истинной поэзии прекрасен своими яркими красками и мелодичным звучанием, предельной лаконичностью и высокой выразительностью слова. Настоящая поэтическая ткань восхищает: изящностью вязи размера и чёткостью ритмики строк, высокой мелодикой и увлекательной сюжетной линией, наделённой необходимыми художественными средствами, углубляющими идею произведения и делающими его более зрелым и запоминающимся. Литератор, профессионально работающий в данном жанре, обычно, человек духовный, с широким кругозором, чутьём и зоркостью исследователя, лиричностью музыканта и педантичностью историка, фантазёр, провидец и генератор идей. Лишь подобным авторам суждено создавать безвременные настоящие творения, трогающие душу и сердце читателя и слушателя сегодня и завтра…

Тонкий слух ценителя поэзии не ошибётся в значимости услышанных или прочитанных строк, его не обманешь красивыми переплётами и рекламными трюками. Бог - судья товарищам, многие годы занимающимся стихоплётством и опирающимся лишь на некоторые технические заготовки и литературные штампы при полной пустоте души и отсутствии таланта. Стихи подобных авторов лишь отталкивают любителей жанра от любимого увлечения. Скучно. Плохо. Не радует ни сердце, ни душу…

В данной статье, мне хотелось поговорить о настоящем русском поэте Сергее Макарове, вступившем в Союз писателей ещё в семидесятые годы и талантливо работающим многие годы*. Широко известны его стихи и переводы, поэмы и былины. За долгую творческую жизнь им были опубликованы десятки книг и сотни циклов стихов в разных журналах и периодических изданиях. Сергей Макаров создал свою среду существования поэтического слова, свой Мир понимания красоты и мелодики, где бурлит поток прекрасной, не похожей ни на кого звукописи и разнообразия красок. Удивляет его поэтический угол зрения, придающий стихам свежесть восприятия и новизну оттенков, хотя то, о чём он пишет по-своему, давно пройдено множеством других поэтов.

Макаров старается, там, где это уместно, придавать строчкам сказочный оттенок, набрасывает таинственную вуаль, заводя в свой увлекательный Мир, который оказывается близким и родным для всех читателей. Используя в некоторых стихотворениях минимальное количество глаголов, поэту удаётся достичь высокой динамики, за счёт активных образов, что присуще лишь большому таланту. Автор, при написании многих стихов, использует славянский фольклор или говор северных и центральных народов России, устаревшие слова, а, порой, занимается даже изобретением слов, на его взгляд, более полно передающих смысл и звук фрагмента произведения, особо ярко отражающего русский колорит…

Сегодня читателю необходимы стихи, помогающие вернуть силу корням, питающим истинный дух, развивающий традиции чести, гордости, порядочности и основательности русского человека.

К сожалению, размеры статьи не позволяют более полно поговорить о творчестве Сергея Макарова, поэтому, мы лишь пробежим по страницам некоторых книг талантливого мастера и посмотрим: о чём он думает, что его беспокоит и радует, в чём он хочет разобраться и чем поделиться… А значит, лишь сделаем несколько глотков чистого воздуха в загрязнённой экологически-поэтической среде, не претендуя на всестороннюю оценку творчества.

О стихах поэта говорить легко и очень сложно. Многие стихотворцы, считают за счастье иметь три-пять удачно сделанных творений, которые они рассовывают во все издания и читают со всех сцен. У Макарова таких стихов множество, что делает работу обсуждения его творчества сложным процессом.

Только удивлюсь строчками одного стихотворения, а на следующей странице предстают стихи ещё более интересные и талантливые…

Невозможно равнодушно читать стихи о природе, где нет второстепенных деталей, отсутствуют пустословие и слезливость. Строки доходчивы, но не всякий доберётся до истинного смысла написанного. Завораживает таинственность, сказочность и красота чего-то давнего, былинного, за которым, очень часто стоят реальные сегодняшние дни… Порой, строки настолько оригинальны и теплы, что создаётся ощущение, будто их нашептывала поэту сама природа:

«Толстяк-туман отполз от прииска
И переходит речку вброд…
Закат Луны – всего лишь присказка.
А сказка – солнечный восход!»
(т.3 «Если вспомнить», 1999 г.)

или

«Ухнул филин - летят отголосья,
По-над Вяткой туманы курчавы…
Вот, набухнув, созвездий колосья
Звездопадами прянули в травы»
(кн. «Семь струн радуги», 2001 г.)

Поэт по зёрнышку собрал всю свою любовь к родному краю, и вызрели колосья созвездий… Подобными образами пестрят все книги Макарова. Однако, наш Мир хрупок и его легко испортить и потерять. Поэт чувствует это и не разбрасывает попусту слова и строчки, а заботливо и бережливо затрагивает темы добра и смысла существования:

«Тут, на вечернем просторе сибирской сторонки,
Парень для дудки ножом-острорезом спроста,
Силясь, берёсту сорвал, как с младенца пелёнки,
И на берёзку одну обеднела земли красота».
(т.3 «Если вспомнить», 1999 г.)

или

«Под зорькой засветлелся изумрудно
Таёжный иней – снежных веток сыть…
Пока душа доверчива – не трудно
Её и обмануть, и погубить!»
(кн. «Собираюсь к Егоровне», 2001 г.)

Большинство стихов поэта крепко сбитые, как русские избы и четырёхстопные ямбы и хореи хочется назвать – четырёхстенными. Он не строит стихи-однодневки. Его работа – вековые терема на долгую жизнь:

«Приди, Перун, - починим капище,
Отринув пыль забвенья серую –
Молитвой нашею языческой:
Я лишь Богам славянским верую,

… Рябины-ягоды – два катышка
В ладони тёплой притягательны.
Поклон мой Вам: Землица-матушка,
Ярило-батюшка сиятельный!»
(кн. «Залётка», 2002 г.)

или

«Чащобник – шуба ветру голому…
Тут сети плёл колдун Мизгирь,
Да басурману срезал голову
Сильномогучий богатырь.
И снова стала Русской ширь!»
(т.1 «Любимец России», 1998 г.)

Очень ценно, что автор не замыкается на сиюминутных проблемах, а работает широко и глубоко. Им затронуты такие темы, как история возникновения и последующей жизни славян, его интересуют знаковые события в Мире, он тщательно описывает быт простого человека и раскрывает суть души целого народа. В творчестве Макарова много говорится о славянах – носителях гордости и чести, добра и разума, что является неотъемлемой частью характера данного народа. Слишком мало сегодня об этом пишут и говорят, вводя в заблуждение молодёжь и прививая ей качества прислужников и рабов. Ради правды автор даже позволяет своему герою струсить, не рисковать жизнью, но донести истину до потомков:

«А ты, прислужник – летописец, струсь,
В гнилом омёте схоронись в селе…
Нам надо знать: была какою Русь,
Какие люди жили на земле?»
(кн. «Славянские звёзды», 1996 г.)

или

«Знать, недаром небосвод сутулый
Синеву вселял в цветущий лён –
Подрастали Муромцы, Микулы
У Аксиний вдовых и Алён.

Прикипая сердцем к лучшей доле,
Мощно Русь преподнесла врагу
Гордость нашу – Куликово поле
И Орловско-Курскую дугу!»
(т.3 «Если вспомнить». 1999 г.)

Поэт во всём ищет правду, не желая быть недобросовестным сочинителем стихов. Его работа основана: на фактическом материале, на проверенных фактах, на реальных событиях. А уж окрасить любой сюжет в исконно русский цвет с русским духом Сергей Макаров умеет:

«Бору часы предрассветные любы!
Звёзды из неба в объятия сосен
Выпали… словно молочные зубы
Из розоватых младенческих дёсен»
(кн. «Славянские звёзды», 1996 г.)

или

«Мрачнеет мшистый камень в дёрне,
Насторожён осинник, мглист,
И, как телок на живодёрне,
Трясётся первый жёлтый лист»
(т.3 «Если вспомнить», 1999 г.)

Сколько бед досталось народу, какие испытания пришлось ему перенести и преодолеть, чтобы доказать всему миру – своё величие и значимость. Россия, практически никогда не вела захватнических войн, но обнаглевшего врага, всегда наказывала и давала достойный отпор. После чего, вновь отстраивала разорённые города и деревни, трудилась и достигала новых высот:

«Юг вам ближе, север ли, север ли?
Хвастаетесь вы то чем, вы то чем?
А мы просто сеяли, сеяли…
А мы просто вытопчем, вытопчем!»
(кн. «Семь струн радуги», 2001 г.)

или

«В Иван-городе – стройки, рождается людям жильё,
Тем, которые связаны с Русью навек пуповиной….»
(т.3 «Если вспомнить», 1999 г.)

Враги вытаптывали, а народ изгонял их и бил не щадя, и снова сеял… Стихи поэта ритмичны и искренне национальны. Строки просты, но мудры. Восхищает зоркость поэта, вплетающего в свои поэтические кружева: новые идеи, думы, сомнения и переживания:

«…Гусли взял и сел на завалинку.
«Спой, гусляр, утерев испарину,
Что встеплила твою надбровину!»
«Повторить ли былину – старину?
Всколыбелить былину-новину?»
(кн. «Ладожская былина», 2001 г.)

Удобно сев на завалинку, можно и спеть былинушку… Пример из былины «Зазноба», рассказывающей о временах борьбы русичей с Ордой. В строках густо замешаны колориты красок и видна боль души летописца за Родину, а редчайшая звукопись ещё более завораживает и переносит в реальные события того времени:

«Где ж та даль, где вор с моей зазнобою?
…Вот озёра, пляски карасёвые,
С пристальностью я глядел особою:
На холмах – берёзы бирюзовые
В неба синь вчеканены нетающее.
Ух и даль! Но эта даль – не та ещё…»
(кн. «Зазноба», 1998 г.)

Мне представляется, что автор и сам от работы получает великое наслаждение. Талант, данный Богом, поэт не растранжирил, а вложил в свои книги. Может быть, поэтому в назидание потомкам он изрекает:

«Родясь хоть в шалаше, хоть в роскоши чертога,
Учись оборонять Святыни от врага.
Тебе, родной язык, дарована дорога,
Не разбазарь её – дорога дорога!»
(кн. «Приручи сокола», 1996 г.)

А это всё к тому, что так прекрасен русский язык, что и доказывает своим трудом поэт Сергей Макаров. Берёт простые слова, собирает их в строку… и получается удивительная поэзия, которая превозносит красоту и добро, но может и ранить:

«Мне ведь, знахарю, всё доступнее, всё покорнее.
Сила тайная, диво дивное, чудо горнее:
Тучи озеру в чуде явленном станут – яликом…
Слово русское к сердцу катится спелым яблоком!»
(кн. «Залётка», 2002 г.)

Помимо гражданственной темы, автор активно проявляет себя в философском направлении, где его поиски основательны и глубоки, а стихи привлекают к себе своею неповторимостью и звучанием. Широко известны его циклы стихов, посвящённых выдающимся сынам Отечества. Вот, например, фрагменты из стихотворений посвящённых Игорю Северянину и Александру Грину::

«Сердцем в творчестве, кроме вершин я открыл и подножья –
Будто бросился вдруг, отрекаясь от крыл, под нож я!
Я, король петербургских поэтов, теперь – изгнанник…
Что там стонет? Сарая сырая дверь? Ольшаник?»
(кн. «Славянские звёзды», 1996 г.)

и

«И пахло там упавшей с неба манной!
Но я уже спешил от них вдали,
И поклонился до земли духмяной
Великому Романтику Земли»
(т.1 «Любимец России», 1998 г.)

В своих сочинениях поэт использует не домыслы, а истину сущности жизни, характера и души человека, о котором он пишет. Много стихов посвящено и Петербургу, к которому поэт относится, как к настоящему другу:

«И вновь, приятель, вешним днём,
Доверяясь вспышке озаренья,
Войдём в гостеприимный дом,
Где стали вечностью мгновенья…»
(Альманах ВАНИК №1, цикл стихов, 2003 г.)

Прекрасно разбираясь в истории города на Неве и зная нелёгкие судьбы поэтов, проживавших или проживающих в Петербурге, Сергей Макаров задаётся вопросом:

«В шторм ли, в буран, иль под радугой-нимбом,
Город, влюблённый в стихии,
Будешь ли впредь палачом и Олимпом
Лучших поэтов России?!
Альманах ВАНИК №1 цикл стихов, 2003 г.)

Хочется, чтобы наш Великий город стал для поэтов Олимпом, но никак не палачом. Об этом автор упоминает в нескольких циклах, бурлящих гневом, но и отражающих доброту.

Отмечая эмоциональную и душевную многогранность его строк, нельзя пройти мимо лирических циклов, наделённых чувственностью и тактичностью, задорностью и грустью, разухабистостью и скромностью, сочным юмором и бесконечным оптимизмом:

«…В него лучи живые выльет
Жизнелюбиво солнце дня,
Дабы с угодливостью рабьей
Сдавался без оглядки снег!
…И ночью даже снежной бабе
Приснится снежный человек…»
(т.1 «Любимец России», 1998 г.)

или

«…В моей душе – светлым-светло:
Ведь навсегда ко мне ушла ты,
Чего и быть-то не могло!»
(Буклет №31, секция поэзии РМСП)

В трёх строчках заключены сомнения и радость, юмор и скромность, т.е. именно то, что так обогащает нашу жизнь! Обычная история для строчек поэта – всё реально и, в тоже время - не реально…

Следует отметить, ещё один талантливый ход мастера слова – недосказанность, дающая читателю шанс, самому поразмыслить над стихотворением и стать соучастником создания продолжения сюжета. Важно подчеркнуть, что любая работа поэта, передаёт его неподражаемый почерк и самобытный стиль. В стихах герои плачут и смеются, ненавидят и любят, воюют и создают мирный уют. Они деловиты и смелы, горды и вольны, мудры и честны… Можно сказать: братья-славяне, которые, даже когда трудно и плохо - не льют слёзы, а умеют веселелиться:

«Близ двора постоялого – слив соцветия вешние,
Гусли Тихона – звончаты, гусли Тита – яровчаты:
«Хватит старо-по-старому песни петь старопрежние!
«Начинай первым голосом, в этом, вроде бы, ловчее ты?»
(т.1 «Охапка славянских подснежников», 1998 г.)

Поэт являет собой - истинного певца русской былины и родного слова, обладающего огромной энергетической заряженностью. Он: романтик и реалист, фантазёр и правдолюбец, сказитель и художник… Как в калейдоскопе в его стихах пересыпаются драгоценные рифмы и образы, метафоры и эпитеты, гиперболы и олицетворения… А бескрайний спектр фольклорных звучаний – греет слух и сердце:

«Ливень, радуй-ка всех сникая,
Чтобы радуга молодая
Встала, бодрая, в небо мая –
Крутобёдрая, словно Марья!»
(т.3, «Если вспомнишь». 1999 г.)

Просто и гениально! В своём творчестве Сергей Макаров часто использует перо как штык, когда надо отстаивать интересы Отчизны и хранить память великого былого России, но чаще, его перо похоже на луч Солнца, дающий жизнь ростку современной личности:

«Мы, поэты российские, людям
Дарим строки свои, как сады…
Если мы о корнях позабудем –
Станут мелкими наши плоды»
(т.3, «Если вспомнишь», 1999 г.)

Через все его произведения проходит любовь к Родине и её прошлому, уважение к талантливому народу в целом и, конечно, к каждому человеку отдельно. Поэт пишет светло и многогранно, строки умные и добрые, мысли ясные и бурные… Он никому не стремится подражать, а создаёт драгоценное своё: громкое и тихое, грубое и нежное, знаковое и чуть заметное, большое и малое… Всё это приносит ему успех в трудной, но увлекательной и очень нужной для России работе поэта.

Игорь Деордиев

---
* С. Макаров умер 25 октября 2017 года (статья была написана ещё при жизни поэта).


Рецензии