Жизнь и Время Эссе

 СЕРГЕЙ НОСОВ

          ЖИЗНЬ И ВРЕМЯ
                ЭССЕ


       Вся наша жизнь и вся жизнь вообще - проходит во времени как в главном ее и неуничтожимом измерении. И время неизменно приносит в любую жизнь нескончаемые измерения и превращения.
        Неизменного и вечного в жизни нет вообще.
        Вечность и жизнь фактически - неустранимые противоположности, исключающие (или отрицающие) друг друга.
         Этого не могут и не хотят понять люди религиозные и верующие, верящие в  вечность жизни души после того как она покинет земной мир и во многое другое - в мире, якобы,  вечное и неизменное в нем….
            Чему сама суть жизни и ее быстротекущая и полная превращений природа явно и зримо противоречит.

                -------------------------------------------------


             Свою раннюю юность я провел еще  в период советской власти в одном из неплохих тогдашних новых районов Ленинграда-Петербурга ( в районе Поклонной горы и парка Сосновка) где строилось тогда много новых приличных по всем параметрам домов для сотрудников Академии Наук СССР.
              Я и сейчас живу в Петербурге от тех мест не так уж и далеко (в районе Черной Речки, памятном всем трагической дуэлью Пушкина с Дантесом как раз в этом пригороде Петербурга пушкинских времен).
               И к парку Сосновка нередко приезжаю и ныне купаться в небольшом озере на берегу которого давно уже оборудован приятный песчаный пляж.
                Так вот  ничего в тех местах собственно и не изменилось   с тех пор я как жил там в годы далекой своей юности.
                Прибавилось автомобилей конечно на небольших местных улицах. Но в остальном - все то же самое…
              То же синее неглубокое озерцо к ключевой водой, те же «советского образца» дома в округе и тот же сосновый парк совсем рядом… 
                Кроме одного - выросли деревья всюду в садиках и скверах у домов, по берегам озера-купальни  и в самом парке… Необычно выросли деревья!
                Они уже много выше склоненных вопросительными знаками фонарей вдоль улиц… Они поднимаются уже чуть ли не до пятого и шестого этажей домов…
                Деревья выросли так быстро как растут дети за пару лет если ты  был в отъезде и долго их не видел…
                Конечно прошло не два - три года… Прошло несколько десятилетий со времен моей ранней юности. И нечему казалось бы и удивляться - деревья тоже растут и тоже стареют в этом мире…
                Но живая картина перед глазами все равно заставляет задуматься…. Все то же самое в районе твоей юности - время его не тронуло….
                Хотя столько лет прошло… Только вот деревья выросли.
                Но ведь  - сменилось же все вокруг… Сменились поколения русских людей.
                Умерли мои родители… Ушли из жизни мои школьные учителя и университетские преподаватели… Наверняка многие из тех кто жили в домах у Сосновки в годы моей юности давно уже покоятся на кладбище…
                Да что говорить об отдельных людях…
                Другая власть в стране нашей уже тридцать лет. Совсем другая власть, ненавидящая и презирающая власть прежнюю как это обычно и бывает.
                Я помню напротив песчаного пляжа на нашем озере располагалось известное некогда научно-производственное объединение   «ПОЗИТРОН»…
                И на одном из внушительных его строений маячила «вечная» как казалось тогда агитационная надпись горящими по ночам красными буквами - «ВПЕРЕД К ПОБЕДЕ КОММУНИЗМА!»…
                Нет конечно этой памятной и «знаковой» надписи уже не один десяток лет… А жаль.
                Хорошо было бы все таки и сейчас стремиться к какому-нибудь «коммунизму» или хотя бы к «социализму с человеческим лицом» о котором некогда любили говорить «левые» в Западной Европе.
                А к победе «ДИКОГО КАПИТАЛИЗМА» в России нам всем и стремиться не пришлось …. Этот дикий капитализм победил у нас в стране  сразу уже в самом начале 1990-х годов.
                Это как в живой природе - приведи к волку стадо овец… И он овец этих несчастных сразу и съест… Ну не совсем сразу конечно… В один день все стадо не съест… Но за короткий период времени - съест все стадо запросто…
                И разленится и растолстеет тот волк… разучится гнать и настигать добычу «в поте лица своего»… И возомнит себя «олигархом».
                Это вовсе не подобие некой поучительной басни…
                Так ведь и поступили наши прославленные реформаторы, Гайдар и Чубайс, в начале 1990-х годов - пригнали неисчислимое (как тогда казалось) стадо «советских овец» к хищной волчьей стае местных и международных жуликов и бандитов «на съедение».
                И за несколько лет эти «волки нашей эпохи» все благостояние советского народа (зачастую вместе с самим этим народом) и съели…
                Славные были времена для российской «волчьей стаи»!!!
               Но мы же писали  о Вечности поначалу…
               Так вот я и увидел отблеск этой Вечности (пусть бледный и зыбкий) в том районе моей юности через десятки лет… И в то же время увидел Вечность и  как бы «в кривом зеркале» - ущемленной, покалеченной, неполноценной…
              И приятно и удивительно было мне думать  - нет прежней страны давным давно, деревья в округе выросли чуть ли не вдвое выше и постарели…
           А я все  живу… И все так же полон сил и жизни… Все так же могу дышать радостью земного существования и жить ею…
                Но в то же время было и грустно - остались одни прежние дома…
                И ведь нет уже большинства живших в них людей на белом свете… И что эти дома, эти улицы и эти деревья «сами по себе»… С ними не будешь дружить… И любить их пылкой любовью уже невозможно.
                Это чувство между прочим нередко посещает и любого давнего жителя старого Петербурга - остались одни старые дома и старые улицы…  А былых  людей и нет больше…Ушедшие эпохи не воротишь…
                Уходит, уходит время… И ничем его не остановить.
                Но нужно ли нам «останавливать время» ?
                Вот «вечное великое искусство»… Оно тоже стареет на самом деле (хотя необычайно медленно стареет)… Но когда-то оно конечно же было ошеломляюще и непривычно новым - и без этого не стало бы и «вечным» почитаемым веками, не стареющим за сотни лет… 
                Вспомним живопись французских импрессионистов… Ее же в начале творчества художников этой замечательной плеяды называли «мазней» и презирали… Не воспринимали всерьез…
                И ведь казалось бы - было же за что… Действительно по канонам старой академической живописи - это и на самом деле мазня и больше ничего…
                Но ведь - гениальная же «мазня» как оказалось впоследствии.. 
                Эта «мазня» всю европейскую живопись разбудила и перевернула «с ног на голову»… И в сравнении с ней потуги старых академистов в живописи -  бездушные живописные безделушки при всем формальном мастерстве их авторов.
                На наш взгляд то же самое произошло и с верлибром и вообще со свободным стихом с России и в  особенности в СССР - свободный стих в годы советской власти не признавали и не пускали в официальную печать.
                А именно в верлибре и в свободном стихе - будущее европейской поэзии… Это давно очевидно.
                И свободные стихи созданные русскими поэтами в наше время - самые реальные претенденты на условную «вечность».
                Причем важно вот что - так называемая «вечное» в литературе и искусстве всегда было изначально ошеломляюще новаторским… Всегда!
                Оно поражало и ошеломляло современников… Против него протестовали многие… Но потом именно оно причислялось к «Вечному». И было окружено почитанием десятилетиями и порой столетиями даже…
                Такова наша жизнь.
              Нет в этой нашей жизни неизменного. Но есть удивительные и есть вечные метаморфозы.
                Как куколка превращается в бабочку…  Так и мы превращаемся из новаторов в метры… Из бедных людей в богатеи… И наоборот.
                В этом жизнь и состоит.
                Любили когда-то  в старой России  как поэта Семена Надсона…Девушки русские в последние десятилетия Х1Х века повально переписывали в свои девичьи потаенные тетрадки его сентиментальные стихи…
                И где он этот Надсон как поэт сегодня? Кому он ныне нужен?
                А с другой стороны еще недавно существовала серьезная поэтическая премия имени Аполлона Григорьева… 
                Не только Александр  Блок когда-то но и многие вслед за ним вспомнили Григорьева, полюбили его и как поэта и как романтика прожившего жизнь без стяжательства и лжи…
                Превращения…, неизменные превращения в общей жизни нашей
без которых эта жизнь просто невозможна… 
                В этих превращениях есть светлое - Григорьева которого хоронили почти как жалкого бездомного нищего… вспомнили спустя сотню лет как замечательную личность, как подлинного Поэта и как своеобычного и  мыслителя…
                И в то же время - ну вот Надсону когда-то поклонялись… Это как «козу» сделать «священной коровой» и ей молиться…
                Потом такое тоже будет в истории нашей русской (и особенно советской) поэзии и литературы - превозносить станут прохвостов Евтушенко и Вознесенского… Почитать будут лживого и услужливого к власти Исаковского…
                Но все это забылось с легкостью.
                Однако что же пришло ныне взамен? - Море сайтов поэзии в России (их уже более 60-ти штук стало в нашей стране) где НЕИСЧИСЛИМОЕ МНОЖЕСТВО ГРАФОМАНОВ ЗАНИМАЮТСЯ СТИХОПЛЕТСТВОМ…
                Тысячи графоманов, десятки тысяч и наверное сотни тысяч  графоманов… И скоро счет перейдет и на миллионы таких самодовольных графоманов.
                Зачем им чья-то настоящая поэзия? Современная и прошлая… В литературных журналах и в каких-то Антологиях… Они и сами - сочинители…
                «Гуляй рванина от рубля и выше»…
                Графоманы сами издают свои книги стихов за собственные деньги, заказывают хвалебные рецензии за свое творчество тоже за свои деньги конечно, вступают в любой из бесчисленных ныне Союзов Писателей (их уже больше 40 штук в России) и платят учредителям таких Союзов взносы и прочий «калым»…
                Наша эпоха - эпоха торжества графоманов. Теперь они благодаря Интернету наконец отыгрались за то что их не уважали в былые времена.
                Литературный бизнес ориентируется ныне именно на графоманов - с них ведь удобнее всего стричь деньги на публикации и похвалы в печати и за все прочие услуги.
                А кроме денег Бизнес ничего как известно и не признает.
                Но где же настоящая Поэзия и где настоящая высокая Литература? - Она самоуничтожилась в нашу эпоху.
                Нет больше ни подлинной Больной Поэзии ни подлинной Большой Литературы.
                Есть сотни тысяч графоманов которые восхваляют сами себя.
            Это как вместо профессионального спорта все бы начали повально заниматься физкультурой.
                И хвалили бы не выдающегося фигуриста или футболиста, а дворового деятеля фигурного катания и футбола из соседнего двора.
                Но простая физкультура при этом - имеет смысл.
                Она полезна для здоровья.   
                А простое стихоплетство и графоманство - для здоровья ума и души вовсе не полезно.
                Человек, им поглощенный теряет литературные ценности и ориентиры - перестает читать литературные журналы, отыскивает на сайтах стихоплетов подобных ему самому, их только и хвалит… Его литературные идеалы выветриваются… И становится он законченным духовным ничтожеством. Самодовольным и нелепым.
                В отличие от физкультурника… Который все таки и здоров и полон здоровой силы жить…

 --------------- ---------------



                Ну а жизнь вообще … И Вечное и Преходящее в ней как таковые…
                Хочется верить что можно  Преодолеть Время…
               Но если это мистически и возможно то - за счет чудесных превращений…. Ты можешь даже не осознавать что эти превращения - чудесные… Но они чудесные по своей сути…
            Как то что я приезжал купаться «на свое озеро» через многие десятилетия….. И видел это озеро точно таким же как в юности…
              Это по своему чудо.
              И если бы я пришел в любой храм и молился в возвращении юности - ничего бы я такого не пережил и не почувствовал.
                Время возвращается для нас. Но тайно и мистически возвращается.
                И только в том случае если мы сами что-то таинственно значим в этой жизни.


СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов  Сергей Николаевич.  Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге)  в 1960-м году. Историк, филолог,  литературный  критик, эссеист  и поэт.  Доктор  филологических наук и кандидат исторических  наук.  С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником   Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии  Наук. Автор большого числа работ по истории  русской литературы и мысли и в том числе нескольких   известных книг  о русских выдающихся  писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории  русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990;  В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб.  Издательство «Дм.  Буланин» 2008;  Антирационализм в художественно-философском творчестве  основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009. 
    Публиковал произведения разных жанров  во  многих ведущих российских литературных журналах  -  «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской  русскоязычной газете  «Русская мысль» и др.  Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате  - в ленинградском самиздатском журнале «Часы»   1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки»  был допущен и в официальную советскую печать.  Входил как поэт  в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал  стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ»  и «ДДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в  петербургском  «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь»  и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах. 
После долгого перерыва  вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и  во многих изданиях за рубежом от  Финляндии  и Германии,    Польши и Чехии  до Канады и Австралии  - в журналах «НЕВА», «Семь  искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «КОЛЬЦО А», «МОСТЫ» (ГЕРМАНИЯ), «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК»,  «КУБАНЬ».  «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «СЛОВО/ WORD» (НЬЮ-ЙОРК), «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ),   «МУЗА», «НОВЫЙ БЕРЕГ» (КОПЕНГАГЕН), «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ,  «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12»,  «БЕРЕГА»,  «НИЖНИЙ НОВГОРОД» . «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др.,   в  изданиях  «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА», «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД»,  «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН»,   «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» ,  «АВТОГРАФ»,  «Форма слова»  и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я  ПАРАЛЛЕЛЬ»,  «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА),  «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) ,  «КОВЧЕГ»,   «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ),  «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ»  в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ  ГОЛУБИ(К 125-летию  М.И. Цветаевой),  «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и рассказов о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019)  и   в целом ряде  других   литературных  изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий - премии  «Поэт года», «Наследие»   и др.   
Является автором более 15-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков.  Живет в Санкт-Петербурге.   





СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов  Сергей Николаевич.  Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге)  в 1960-м году. Историк, филолог,  литературный  критик, эссеист  и поэт.  Доктор  филологических наук и кандидат исторических  наук.  С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником   Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии  Наук. Автор большого числа работ по истории  русской литературы и мысли и в том числе нескольких   известных книг  о русских выдающихся  писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории  русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990;  В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб.  Издательство «Дм.  Буланин» 2008;  Антирационализм в художественно-философском творчестве  основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009. 
    Публиковал произведения разных жанров  во  многих ведущих российских литературных журналах  -  «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской  русскоязычной газете  «Русская мысль» и др.  Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате  - в ленинградском самиздатском журнале «Часы»   1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки»  был допущен и в официальную советскую печать.  Входил как поэт  в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал  стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ»  и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в  петербургском  «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь»  и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах. 
После долгого перерыва  вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и  во многих изданиях за рубежом от  Финляндии  и Германии,    Польши и Чехии  до Канады и Австралии  - в журналах «НЕВА», «Семь  искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП»», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ»,  «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК»,  «КУБАНЬ».  «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» ,  «ЛИТЕРА  НОВА», «ГРАФИТ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!»,  «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ),   «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ»,  «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ»,  «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА»,    «НИЖНИЙ НОВГОРОД». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ»  и др.,   в  изданиях  «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА». «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ»,  «ПОЭТОГРАД»,  «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН»,   «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» ,  «АВТОГРАФ»,  «Форма слова»  и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я  ПАРАЛЛЕЛЬ»,  «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА),  «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) ,  «КОВЧЕГ»,  «СОВ, «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ  ГОЛУБИ(К 125-летию  М.И. Цветаевой),  «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и прозы о Любви. «Перископ»-Волгоград.  2019) и   в целом ряде  других   литературных  изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – -премии  «Поэт года», «Наследие»   и др.   
Является автором более 15-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков.  Живет в Санкт-



         
               
               
               
               

          
 
               
            
               
      
               
               
               


Рецензии