О внесистемном ударении
дактиль - 100 100 100,
амфибрахий - 010 010 010,
анапест - 001 001 001.
Практически они возможны при использовании только трехсложных или 2-сложных + 4-сложных слов.
Это очень ограничивает возможности поэта. Поэтому приходится прибегать к внесистемным (дополнительным) ударениям.
Вот первое мое стихотворение, написанное на практическом занятии, отобранное преподавателем и опубликованное в стенной газете вуза без моего ведома.
Я увидел в нем амфибрахий – 010 010 010
011 010 110 Брожу по знакомым мне тропам.
010 010 01 До боли знакомы места.
110 010 110 Вот ели, березы и тополь
010 011 01 Листвой шелестит у моста.
010 011 010 Рябина глядит на перила.
010 010 01 Лазурью сверкает вода.
010 010 010 Гляжу. Вспоминаю ревниво
010 010 01 Прожитые мною года.
Внесистемными оказались предлоги, союзы… Короткие слова, не несущие особой смысловой нагрузки, поэтому особого значения не имело, внесистемное ударение стоит перед или после системного. Если же внесистемное ударение принадлежит значимым словам, заметен сбой ритма, особенно, если внесистемное ударение стоит перед системным.
В дактиле (100 100 100) качество ритма снижается в последовательности
100, 110, 101, 111.
В амфибрахии (010 010 010) ухудшение ритма в последовательности
010, 011, 110, 111.
В анапесте (001 001 001) ритм снижается при переходе от
001 к 101, 011, 111.
Легко заметить, в ряде случаев трудно однозначно сказать, к какой системе относятся отдельные стопы и определить, в чём причина неудобоваримости строки. В таких случаях бывает достаточным расставить ударения и переставить слова местами.
Свидетельство о публикации №120052603684