Бородинская Купина, рок-опера в двух действиях

 
 
Бородинская Купина, рок-опера в двух действиях

Константин Мельник
               
               
Qui tient mon coeur et qui l’agite?
C’est la charmante Marguerite…
(« Кто владеет моим сердцем и кто волнует его?
Прекрасная Маргарита…»,
из письма А. Тучкова М. Нарышкиной).

 Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я встретила, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик,

И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена…
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна…

 М. Цветаева "Генералам двенадцатого года"

   
От автора

  Рок-опера посвящена духовному подвигу женщин, потерявших самых близких людей на войне! Сюжет произведения основан на реальных событиях из жизни замечательной русской женщины-подвижницы Маргариты Михайловны Тучковой, которая вошла в историю как основательница и первая настоятельница Спасо-Бородинского монастыря. В каждом из периодов жизни, Маргарита оказывается в центре исторических событий: сначала участвует вместе с мужем Александром в ряде военных компаний русской армии, а затем и в Отечественной Войне 1812 года. Позднее она становится свидетелем восстания декабристов 1825г.

Константин Мельник – музыка, лирика, либретто

Евгений Абрамов – аранжировка, сведение, запись



  Действующие лица:

1.Маргарита Михайловна Тучкова (Нарышкина) (альт-сопрано), основательница Спасо-Бородинского монастыря (как инокиня Мелания и игуменья Мария).

2.Тучков Александр Алексеевич (лирический тенор), генерал-майор русской армии, погиб во время Бородинского сражения.

3.Митрополит Филарет (рок-баритон), митрополит Московский и Коломенский, прославлен в лике святых в святительском чине.

4.Наполеон I Бонапарт(тенор), французский император, полководец и государственный муж, один из наиболее  выдающихся деятелей в истории Запада.

5.Александр I(бас-баритон), Император и самодержец Всероссийский.

6.Николай I(бас-баритон), Император Всероссийский.

7.Старец-юродивый (тенор).

8.Михаил Нарышкин (рок - тенор), родной брат Маргариты Тучковой, участник знаменитого антиправительственного восстания на Сенатской площади 1825 года.

9.Послушницы монастыря, женский хор.

10.Французские солдаты, мужской хор.

СИНОПСИС

Маргарита и Александр Тучковы обвенчались в 1806 году… (Ария Тучкова "Это чудо случилось") Свадебный кортеж с молодыми возвращался после венчания из церкви на Пречистенке. Внезапно коляску с новобрачными остановил нищий старец, опиравшийся на посох. «Мария! — неожиданно сказал он, — возьми посох!» «Ты ошибаешься, отец, я Маргарита», — ответила новобрачная. (Маргарита и Юродивый Дуэт "Возьми свой посох") Но старец настаивал. Молодая женщина, недоумевая, приняла из его рук странный подарок и застыла в оцепенении и задумчивости, (Ариозо Маргариты "Судьбу ли мою...") а старец в безобразных лохмотьях в следующую минуту словно растаял в воздухе… Оправившись от неожиданности, Маргарита вернулась в объятия мужа. (Ария Маргариты "Радость и свет")
 Долгие годы Маргарита сопровождала мужа в военных походах. Ей пришлось по пояс в ледяной воде переходить Ботнический залив во время шведской кампании. Она училась стойко терпеть зрелище смерти, перевязывать раненых, ухаживать за ними, выслушивать последнее слово умирающего… Александр любил и ценил жену. (Дуэт А.Тучкова и Маргариты "Сто испытаний...")
1812 г конфликты в Европе достигают своего апогея. Наполеон решает напасть на Россию. (Наполеон и Александр 1 Дуэт "Мне осталось всего два шага", Ария Александра 1го "Терпеливая Русь")
Александр Тучков с женой счастливо живут в своём имении, у них родился сын. (Ария Маргариты "Колыбельная")
 Часто Маргарите снились вещие сны… (Дуэт Маргариты и А.Тучкова  "Мне снится сон Бородино" + "Засыпай скорей родная") Вот она проснулась среди ночи от страшного сна… у стола в незнакомой комнате вроде тех, что бывают на постоялом дворе. Вдруг отворяется дверь, входит ее отец и говорит со слезами: «Муж твой пал на полях Бородина». В отчаянии и слезах, даже не поняв, что это был всего лишь сон, она побежала к Александру. Муж как мог успокоил любимую, но на утро явился посыльный из полка, возвестивший о вторжении Наполеона…Началась война!
В тот день в бою с французами под деревней Семеновской Тучков поднял свой полк в атаку. (Бородинское сражение. Танцевальный номер) Солдаты, оробевшие под шквальным огнем вражеских батарей, замешкались. «Вы стоите? — Я один пойду! — крикнул Тучков, схватил знамя и кинулся вперед. Картечь расшибла ему грудь… (Ария Тучкова "Поднимите меня")

Маргарита узнала о героической смерти мужа на Бородинском поле в начале сентября 1812 года. Спустя два месяца, с картой, где было помечено место гибели Александра, Маргарита отправилась в Бородино…Не найдя тело своего любимого на поле сражения, Маргарита дала обет построить на месте гибели мужа монастырь, продав для этого своё имение и бриллианты. (Ария Маргариты "Солнце не горит")
Отечественная Война завершилась победой России и бегством армии Наполеона из страны. (Ария Наполеона "Сломлен я битвой ...", Отступающие солдаты Наполеона "Господин император мой")
Император Александр 1 издаёт Манифест!
 Маргарита распродаёт своё имение и строит в Бородино домик и часовню, к которым стекается множество людей, пострадавших от войны, а так же вдов погибших солдат. А в 1820 году общими усилиями строится Спасская церковь. (Хор "Строим , строим...", Ария Маргариты "Храм возведу") Неожиданно к ней приезжает её любимый младший брат Михаил Нарышкин, который посвящает Маргариту в планы декабристов и просит присоединиться к их усилиям в свержении царя. (Дуэт М.Нарышкина и Николая I "Мечтая о вольном народе...") Маргарита пытается отговорить брата от участия в бунте, понимая ошибочность пути заговорщиков. Михаил был непреклонен. Восстание состоялось и было подавлено. (танцевальный номер «Восстание на Сенатской Площади») В 1826 Михаил, в кандалах, был отправлен в Сибирь. Не выдержав горя от всего, что произошло, скончалась ее мать. А самое ужасное: от скарлатины в пасхальные каникулы умер любимый сын, пятнадцатилетний мальчик, в котором с каждым годом все больше проявлялись черты, внешние и внутренние, его отца, Александра Тучкова. Маргарита словно обезумела. Теперь уже ничто не держало ее в миру. Она привезла прах сына на Бородинское поле и похоронила его в склепе церкви Спаса Нерукотворного, построенной на костях ее мужа. Иногда по ночам она выскакивала из своего домика и бежала куда-то в темноту. Так она второй раз встретила Юродивого, вновь указавшего ей будущий путь и направившего её в Москву к Патриарху Филарету.. (Дуэт Маргариты и Юродивого  "Слёзы неба", Хор и проповедь Филарета "Ты человече...")
 К 1833 году поселение вокруг Спасской церкви получило статус общежительства, пока еще не монастыря, а Спасо-Бородинский монастырь возник позже. В 1838 году Маргарита Тучкова приняла постриг и стала инокиней Меланией, а в 1840 году митрополит Филарет совершил над Тучковой обряд великого пострижения и на следующий день посвятил ее под именем матери Марии в сан игуменьи созданного ею Спасо-Бородинского монастыря. (Дуэт Маргариты и Филарета  "Одигитрия", Ария Филарета "Ты избрана им") Сбылось пророчество неведомого старца.
 В честь Бородинского сражения Император Николай I Павлович повелел соорудить на полях Бородина памятник, который торжественно открыт 26 августа 1839 года в присутствии императора и 100 тысячного войска.
 И до самой своей смерти в 1852 году мать Мария возглавляла монастырь и молилась за павших на Бородинском поле. (Песня вдов (хор) "Отступи тоска", Ария Маргариты "Поднимите меня",Ария Маргариты "Бородинская Купина", Финальная песня "Туманы светло-русые...").

Действие первое

Сцена 1.
1806 г. Венчание Маргариты и Александр Тучковых. Колокольный звон!
 На выходе из церкви А.Тучков поёт арию
 «Это чудо случилось»


Это чудо случилось, это счастье нашлось,
Что однажды приснилось - то сегодня сбылось:
Это награда наград, и на все времена
Жизнь наполняет божественным светом она.

Вместе с ветром весенним нам отрадно кружить,
Обновленное сердце так торопится жить.
Словно упрямое время повёрнуто вспять,
Юностью чистой мы можем, как прежде, дышать…

Выше гордого солнца устремилась душа,
Купола мирозданий перед нами лежат.
Это награда наград, и на все времена
Жизнь наполняет божественным светом она.

 Неожиданно из толпы появляется нищий старец, опирающийся на посох и обращается к Маргарите.
Дуэт старца и Маргариты «Возьми свой посох, мать Мария!»

Юродивый

Возьми свой посох, мать Мария,
Возьми свой посох, мать Мария,
Возьми свой посох, мать Мария,
Возьми...

Маргарита

Ты обознался, отче мой,
Я не Мария, отче мой,
Я - Маргарита, отче мой,
Прости...

Юродивый

Возьми свой посох, мать Мария,
Возьми свой посох, мать Мария,
Возьми свой посох, мать Мария,
Возьми...

 Юродивый скрывается в шумящей от неожиданности толпе. Потрясённая Маргарита задумчиво поёт «Судьбу ли мою…»

Судьбу ли мою напророчил сей старец?
Могу ли всем сердцем поверить ему?
Безумец ли он, или божий посланец?
Зачем растревожил он душу мою?..
Безумец ли он, или божий посланец?
Зачем растревожил он душу мою...

Толпа постепенно расходится. Александр обнимает и успокаивает жену. Маргарита исполняет ответную арию. «Радость и свет!..»

Маргарита

Радость и свет, всё в душе моей молодо,
Нет ни обиды, ни страха, ни холода,
Жизнь возрожденная радугой пёстрой горит!
Сердце томилось, как узник беспомощный,
Таяла вера, как парусник тонущий,
Нынче же огненным соколом дух мой кружит!

Друг мой единственный, светоч таинственный,
Словно из солнечной сказки пришедший.
Витязь мой доблестный, честью и совестью,
Силой и мужеством, правдой исполнен.

Вдаль, где луна на волнах, точно олово,
Бухты китовые вспыхнули золотом,
Сердце рвалось от прицела бичующих глаз.
Падало небо жемчужными ризами,
Очи сочились опалами сизыми
В мир, где поля-анемоны простёрлись для нас.

Божии звонницы, белые конницы,
Небо открыто для радужной горлицы.
Друг мой единственный, рыцарь таинственный,
В звездной спирали теперь несёмся с тобой!


Сцена 2.

Военный лагерь где-то на берегу Ботнического залива… Тучков в палатке с нежностью думая о Маргарите, поёт:

Обвивали косы твой изящный стан,
Ослепляли изумрудами глаза.
В одночасье ты, когда пришла война
Собралась со мной, взглянув на образа.

Это трудный подвиг, без речей и слёз,
Женщин, что идут стране служить.
Золотые эполеты вместо кос
Вам на плечи в пору положить.
 
Хлеб, мягок нам чёрствый хлеб (теперь),
День может последним стать...
Свет наших стремительных судЕб,
Свет, долго ль ему мерцать?..


Появляется Маргарита, со словами:

Ну что ж ты загрустил, мой храбрый генерал?
Хандра не может портить аппетита!
А ну-ка быстро щей горячих наливай!
Снимай мундир – петлица не подшита!»

Александр в ответ поет арию:

Помнишь ветхий дом на краю села
В дальней стороне, для нас чужой?
Из степной травы ты венок сплела
Для меня, мой ангел земной…

Согревая руки озябшие
У чугунной старой печи,
Голосом своим исцеляющим
Ты шептала мне о любви.

Сто испытаний яростных
Нам сулит грядущая война!
Сто бастионов каменных
Мы возьмем, любимая моя!

Помнишь наш привал на аландских льдах
В северный наш дерзкий поход?
Дивная ночная Денеб-звезда
Освещала нам небосвод…

Ты в шинели серой, поношенной,
Прижималась робко ко мне,
Избегая взглядов непрошенных
К смелой генеральской жене…

Сто испытаний яростных
Нам сулит грядущая война!
Сто бастионов каменных
Мы возьмем, любимая моя!

Маргарита (отвечает):

Я солдат, лишь верный твой солдат,
Я иду сквозь ужасы войны,
Променяв карету на фурштат,
И надев картуз и сапоги…

Позабыв мирские радости…
 
 Тучков:
- Ангел мой,
Ты к себе не знаешь жалости,
Ангел мой…
   Маргарита:
Я служу всем сердцем раненым
В лазарете и на поле брани,
И всегда везде с тобой…

Сто испытаний яростных
Нам сулит грядущая война!
Сто бастионов каменных
Мы возьмем, любимая моя!
 
 Сцена 3

 Появляются самоуверенный, надменный Наполеон I и строгий, задумчивый Александр I, каждый в сопровождении придворной свиты и генералов.
Дуэт Наполеона и Александра I «Страхом пропитанный воздух Европы…».

 Наполеон (тенор)

Страхом пропитанный воздух Европы
Режет шальная картечь.
Я существую, когда я воюю:
Залпы – отменная речь!
Славу империй во всех поколениях
Делают пики солдат.

 Мне осталось всего два шага
До триумфа владыки мира!
Но до тех пор сверкает шпага,
Но до тех пор палит мортира.
Первым делом – сломить Россию –
Пусть монарха падут регалии,
И венцом исполинской славы
Станет крах хитроумной Англии!

Александр I (бас-баритон)

 Ты здесь найдешь свой судный день,
 Ты здесь найдешь свой судный день,
 Ты здесь найдешь свой судный день,
 Ты здесь найдешь свой судный день

Наполеон

Разум наш, чувства, закон оскорбляя,
Русы идут на рожон:
Козни чиня, договор нарушая (1),
Снова наносят урон.
Вдарить всей мощью своей по иванам -
Это мой лучший ответ...

Мне осталось всего два шага
До триумфа владыки мира!
Вот тогда притаится шпага,
Вот тогда отдохнёт мортира.
Первым делом – сломить Россию –
Пусть монарха падут регалии,
И венцом лучезарной славы
Будет крах вездесущей Англии!

Александр I

Талан(2) сменяется сумой,
Земля срывает с тела тлен,
Колосс становится червём,
Ты здесь найдешь свой судный день.
 
 Наполеон

 Мечтаю о царственной славе,
И самой могучей державе:
От Олборга до Шри ланки,
Британскому льву вопреки!

Но коварный враг, владычица морей,
Выставляет всемогущий флот!
Избегая злой фортуны де Брюе (8) -
Континент - наш истинный оплот!

Мы готовим самый дерзостный поход:
Супостата с тыла обойдём!
Индостан Великой армией возьмём,
И господство Англии падёт!

Наполеон I

 Мне осталось всего два шага
До триумфа владыки мира!
Но до тех пор сверкает шпага,
Но до тех пор палит мортира.
Первым делом – сломить Россию –
Пусть монарха падут регалии,
И венцом лучезарной славы
Будет крах вездесущей Англии!

Постепенно голос Александра обретает силу. Россия готова противостоять вражескому вторжению:

Ария Александра I «Из тягучих болот…»

Из тягучих болот, из дремотных степей,
Зарождалась она - терпеливая Русь,
И стяжала свой путь - плач канунных свечей,
Устремив в небеса молчаливую грусть...

Грозный ворога меч над страною навис,
Закусив удила, мы встаём на дыбы.
Скоро ярый огонь выжжет избы до тла,
Но из пепла всегда поднимаемся мы

И сметаем врага,
И стоим сквозь века,
И зовём сквозь века,
И летим сквозь века...



Сцена 4
Ночь. Дом Александра и Маргариты Тучковых.  Александр спит на кушетке.  Маргарита укачивает малыша в люльке и поёт ему колыбельную.

Маргарита

Засыпай малыш, засыпай малыш,
Юный месяц украдкой глядит...
Потекли ручьи с серебристых крыш,
И лампадное око горит...
Рассыпает ночь мириады звёзд
По карманам безбрежных миров...
Спят птенцы в тёплых домиках гнёзд,
Кружится царствие снов...

Для тебя, малыш, для тебя, малыш,
Птица Сирин по небу летит.
Сквозь блаженный сон ты её услышь:
Песню счастья она голосит...
Пролетят года как хвосты комет
Мимо тлеющих звёзд-светлячков.
Спи спокойно, пока ты согрет
Нежностью маминых слов...

По окончании колыбельной  Маргарита засыпает сама и видит странный сон, в котором экзальтированный Наполеон, играя на органе, поёт с дьявольской усмешкой «Твоя судьба решиться …»

 Наполеон:

В планах – азиатский поход,
В Индию фортуна ведёт:
Больно ранить Англию с тыла,
Чтобы она поостыла...

На пути – российская хмарь,
И самоуверенный царь!
Александра мы принудим
С нами до Ганга идти!

Есть в России место одно:
Это - поле Бородино,
Там твоя судьба разрешится,
Сможешь слезами упиться!

Маргарита просыпается в тревоге, будит мужа и рассказывает ему о сне…
Дуэт Маргариты и Александра «Мне снился сон: "Бородино"…».

Маргарита

    Мне снился сон: "Бородино",
    Как приговор, звучало в нем.
    Стелется тень, стелется тень,
    Стелется тень в душе моей...

Александр успокаивает Маргариту...

Прочь гони свой страх, родная,
Кто же верит глупым снам?
Слышишь: ветер утихает,
Свет крадётся по стогам...

Маргарита
 
Вещие сны - всюду со мной,
Вещие сны – тяжёлый дар!
Стелется тень, стелется тень,
Стелется тень в душе моей...

Александр

Засыпай скорей, родная,
Прочь гони ненужный страх.
Видишь: тьма ночная тает.
Блеск рассвета на полях…
Засыпай скорей, родная,
Кто же верит глупым снам…
Утро.

 Появляется военный посланник и объявляет Александру императорский приказ о призыве в армию. Александр надевает китель, целует на прощание спящих жену и сына и поспешно уходит.


Сцена 5

 Под инструментальное сопровождение происходит сцена Бородинского сражения: в присутствии императоров, Наполеона I и Александр I, солдаты французской и русской армий во вспышках света изображают бой в замедленных движениях, затем ложатся на пол, изображая тела погибших воинов.

Авторский голос на фоне музыки произносит слова:
«Генерал армии Пётр Багратион - смертельно ранен в сражении. Генерал армии Александр Кутайсов - погиб в сражении. Генерал армии Николай Тучков - смертельно ранен в сражении. Генерал армии Александр Тучков - погиб в сражении.»

Ария Александра «Поднимите меня»:

Поднимите меня выше звёздных огней,
Я хочу посмотреть, как вращается мир,
Я хочу погрустить из далёких пустот
О любимых губах, чуть солёных от слез...

Опустите меня на земную тропу:
Я хочу посмотреть как рождается жизнь.
Я хочу отыскать властелина времён,
И спросить у Него разрешенья войти

В царство вечной любви,
В царство вечной любви,
В царство вечной любви,
В царство вечной любви.

 Сцена 6

Свет гаснет.
Маргарита с фонарем в руках, медленно бродит между погибшими в отчаянной попытке отыскать тело мужа и исполняет арию «Солнце не горит»:

Маргарита

Ты оторвался от нас навсегда...
Как примириться с жестокой планидой?
Как безотрадные выждать года?
Как не пропасть в пустоте?

Катится с неба седая звезда,
Словно слеза опадает с ладони...
Как же мы счастливы были тогда...
Что мне осталось теперь?

  Солнце не горит, солнце не горит,
  Солнце не горит в душе моей.
  Солнце не горит, солнце не горит,
  Солнце не горит в душе моей...

Память упрямая жаром обдаст,
Боль неизбывная высушит  тело...
Сколько тепла было раньше у нас,               
Что мне осталось теперь?

Счастье, как призрак, явилось во тьме
Так ненадолго - и скрылось навеки.
Как покориться надменной судьбе?
Как не пропасть в пустоте?

   Солнце не горит, солнце не горит,
   Солнце не горит в душе моей.
   Солнце не горит, солнце не горит,
   Солнце не горит в душе моей…

Сцена 7

Утро. Мрачный Наполеон объезжает поле сражения и поёт арию:

Сломлен я сей битвой кровавой,
Хоть и враг истерзанный наш отступил...
Я, наверное, так заигрался с лукавым,
Что лукавый меня в этот раз обхитрил.

Я увидел нрав непокорный,
Закаленный безжалостным бременем...
Я считал, что фортуна ко мне благосклонна,
Но сегодня раздавлен я варварским племенем!

Отступив, он заставил шагнуть нас в неведомый мрак.
Хоть и стар, но хитер и коварен, как мир:
Sainte Madone! Князь Кутузов, до сель неизведанный враг,
На погибель нас в русскую хлябь заманил.

Сцена 8.

 Поздняя осень. Просёлочная дорога, заметённая снегом. По ней движется небольшая группа отступающих на запад войск Наполеона. Двое солдат останавливаются на обочине, прикуривая трубку.

 - Замерзаю, Фернан!
 - Я, как лошадь, ем сено!
 - Ну а где же наш бог: император вселенной?
 - Вон его двууголка чернеет, как ворон, вдали... Только многим из нас до границы уже не дойти...

 Им отвечают так же остановившиеся поодаль замерзшие, голодные, раненные французские солдаты, которые поют слова, обращенные к Наполеону.

Песня французских солдат

(основной вокалист (тенор)):

Господин-император мой:
Твою душу уже не спасти!
С каждым часом редеет наш строй,
Ты заставил нас в землю врасти.
Всё равно ты не сможешь затмить это небо собой:
Господин-император мой!
(Повтор хором)

На фоне энергичной музыки на французов налетает партизанская кавалерия, сметая всех на своём пути…
Свет гаснет.

 Сцена 9.

В глубокой тишине звучит Манифест Александра I

Вокализ – церковный хор,
На его фоне прочитываются быстро слова молебна святителя Филарета,
которым отвечает Александр 1 (словами из своего манифеста):

 Хор: Помяни, Господи, усопших рабов Твоих: благочестивых императоров и императриц, царей и цариц, благоверных великих князей, великих княгинь и княжен, царевичей и царевен, наипаче же миру Святыя Церкви и благому жительству человеческому споспешествовавших, и упокой души их, идеже присещает свет лица Твоего. Аминь.

Александр: Благородное дворянство наше… да украсится бронзовою на Владимирской ленте медалию с тем самым изображением, каковое находится уже на медали, учрежденной на 1812 год (оригинал).
 
Наше благородное дворянство пусть носит на Владимирской ленте бронзовую медаль с подписью 1812 года.


Хор: Помяни, Господи, усопших рабов Твоих: православных святейших патриархов, преосвященных митрополитов, архиепископов и епископов, священноархимандритов, игуменов, иеромонахов, протоиереев, иереев и всех священническаго, монашескаго и клирическаго чина, и наипаче послужив-ших православной вере и душам ближних своих словом, и деянием, и молит-вою, и упокой их, идеже присещает свет лица Твоего. Аминь.

Александр: Священное духовенство наше… да носит на персях своих, начиная от Верховного пастыря включительно до священника, нарочно учреждаемый крест с подписью 1812 года. (оригинал)

Упрощенно: Всё наше духовенство, от Верховного пастыря до священника, пусть носит на своих перстах специально учрежденный крест с подписью 1812 года.

Хор: Помяни, Господи, усопших рабов Твоих, иже от правительства, военачальников, градоначальников и во всяком начальстве, и власти, и служении блага ради общаго потрудившихся, православных воинов, граждан, поселян и всех христиан, в православной вере и в покаянии скончавшихся, и упокой души их, идеже присещает свет лица Твоего. Аминь.

Александр: Почтенное мещанство и крестьяне… Крестьяне. Верный наш народ, Да получит мзду свою от бога... занавес…

             ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Сцена 1.

Идёт строительство храма на Бородинском поле. Звучит хор «Строим, строим…»
Строим строим строим строим дом владыке,
Строим строим строим строим храм великий,
Строим строим строим строим храм небесный,
Строим строим строим строим путь из бездны!

Строим окна строим купол строим стены.
Чтоб от скорьби в них укрылись все мы,
чтоб рассеялись в молитве слёзы наши,
мы старанием укрепим дух монаший.


 На фоне падающего снега Маргарита и поёт арию «Храм возведу…».

Маргарита

В снежные ризы, холодные,
Робко берёзы укутаны...
Таинства просит земля безутешная...

  Храм возведу я во славу всем воинам!
  К Богу воззвав, будет петь его колокол!

Долгие ночи, метельные,
Поле усыпали скорбное...
Спаса зовёт сторона опустелая...

  Храмы небес душам их уготованы!
  Будем во век величать русских воинов!

Тихим приютом безропотным,
Станет он вдовам потерянным...
Милостью Божьей найдём примирение...

  Храм возведу я во славу всем воинам!
  Сквозь тишину будет петь его колокол!
  Храм возведу я во славу всем воинам!
  К Богу воззвав, будет петь его колокол!


Сцена 2
Брат Маргариты Михаил Нарышкин посвящает Маргариту в детали предстоящего восстания декабристов и предлагает, присоединившись к заговорщикам, призвать народ к мятежу.
Дуэт М. Нарышкина и Маргариты «Настало время…»

Нарышкин:
Настало время, когда нельзя,
Молчать и видеть, что реки зла
Текут на нас стремглав с алмазных царских престолов...
Рукою властной вершит тиран:
Удел крестьян – лишь сплошной обман,
Лишённый голоса всегда удобно покорный...

Но настало время изменить страну!
Обновлений резких сердце просит!
Мы, сестра, хотим монарха сбросить,
Даровать всем новую судьбу!

Маргарита:

Милый брат мой, я предвижу реки слёз, (реки слез),
План незрелый, план опасный ты принёс (ты принёс),
Вы одержимы мечтой, погибельной мечтой,
Вам не поднять этот груз, проклятий полон он,
Не в пору этот бунт. Горек час. Прочен трон...

Нарышкин:

Мы долго ждали заветный час,
Мы искушали судьбу не раз:
О наших замыслах знали придворные слуги.
Теперь, когда Александр мёртв,
Без промедлений, без лишних слов
Нам нужно действовать, ведь счёт идёт на секунды.

Ты на трудный подвиг нас благослови!
Будь, сестра, духовным нашим стягом!
Как апостол на Ареопаге, (9)
Ты нам мудрость божию яви!

 Маргарита:
 
Милый брат мой, на закланье ты идёшь, (ты идёшь),
Не спасенье, только смуту ты несёшь (ты несёшь),
Наш молчаливый народ порыв ваш не поймёт,
Вам не поднять этот груз, проклятий полон он,
Не в пору этот бунт, горек час, прочен трон...

Сцена 3
На фоне барабанной дроби идёт построение полков на Сенатской Площади.
Сцена восстания. Танцевальный номер, повторяющий сцену Бородинского сражения.

Сцена 4
Маргарита в ужасе просыпается от сна…
    Снова сон, вещий сон,
    Брат мой Михаил среди других,
    Пытался совершить переворот,
    И осуждён…и осуждён…
 
Трагическое поражение декабристов приводит к арестам зачинщиков. Тюремная комната. Николай I лично допрашивает М.Нарышкина.
Дуэт Нарышкина и Николая I «Мечтая о вольном народе…».

Нарышкин:
Куплет 1:

Мечтая о вольном народе,
Об отнятой, гордой свободе,
Сорвавшись с насиженных мест,
Мы подняли каторжный крест.
Припев:
Но от нашей крови стал горячим снег
Мы наивно верили в успех.
Обратили пушки нас в позорный бег.
И наш смелый бунт на раз померк.

 Николай I (баритон)

Преступный замысел тая,
Вступив на подлую стезю,
Предав законного царя,
Вы сами выбрали судьбу!

Куплет 2:
Противясь бессовестной доле
Несчастных народных героев:
Солдат-крепостных, что страну
Спасли, оставаясь в плену.
Припев:
Нарышкин:                Николай:
Мы хотели разом изменить судьбу                Преступный замысел тая,
Опрокинуть людоедский строй!                Вступив на подлую стезю,
Не вздымая вновь народную волну,                Предав законного царя,
Повести державу за собой!                Вы сами выбрали судьбу!

Николай (речетатив):

Пока монархия незыблима
Прочны устои, как броня.
А ваши либеральные идеи
не доживут до завтрашнего дня.

Нарышкин:

Огромной могучей державе
Отпущена новая слава,
Где сгинет помещичий гнёт
И бремя царизма падёт.


Сцена 6

Голос автора произносит:  " Год 1825 принес Маргарите страшный удар: ее родной брат, декабрист Нарышкин, был сослан на вечное поселение в Сибирь; узнав об этом, мать Маргариты, не перенеся горя, умерла через три недели, а вскоре после этих событий на Маргариту обрушилось и главное несчастье: ее единственный сын Николенька внезапно скончался на руках матери от скоропостижной болезни.
Отчаявшаяся Маргарита, чувствуя свою вину в произошедшем, была близка к потере рассудка". Часто, ночами она уходила из дома куда глаза глядят. В один из таких «побегов», в помутнении, она встречает Юродивого.

 Дуэт Маргариты и Юродивого. «С мокрого дерева…»
 
 Маргарита:

Господи, за что ты отнял у меня всех моих любимых людей: и мужа, и сына, и мать, и отца... И брат мой в далёкой Сибири томится...
Всё отнято: и любовь, и сила, и надежда...
 
Юродивый кружится вокруг Маргариты, не замечающей его, и поёт…
Юродивый:

С мокрого дерева капают слёзы,
Неба слезами земля наполнена.
Стелются в сердце белые росы,
С осенью сердце нынче помолвлено.

 Маргарита:

(Речитатив)
Господи, так хочется заплакать, но не могу: больше нет слёз...
Все дни становятся поминальными...
Безысходная боль пронизывает меня насквозь...

Припев:

Тихо плачет израненный лес,
По полям стелется грусть...
Горько звезды взирают с небес,
В отчий дом я не вернусь...

 Юродивый:

Розовым всполохом грянули грозы,
Бурное лето навеки прогнано.
Осень расправила жёлтые косы,
И красными листьями до боли огненна!

 Маргарита:

(Речитатив)
Господи, время идёт, но скорбь не утихает... Каждый день, как живых, я вижу перед собой Николеньку и Александра... От отчаяния стынет в жилах кровь...

Припев:

Слово ночь накрывает меня,
Солнца свет скрылся навек...
Тихий ветер играет в ветвях -
Шепчет вдруг, как человек...

 Юродивый:

Бесятся воды в артериях мира.
Неба слезами земля просолена.
Пой, не молчи, онемевшая лира,
С осенью сердце нынче помолвлено!

 Юродивый вкладывает в руку Маргариты всё тот же посох, на этот раз увитый тернием, указывает ей путь в сторону Москвы.
Свет гаснет. Звучат с нарастающей мощью колокола. Когда затихает последний удар, зажигается свет.

Сцена 7
Москва. Успенский Собор. Митрополит Филарет поёт проповедь…
Филарет:

Ты, человече, подобно Творцу, создаёшь мир, (жаждешь творить),
Ты - господин, созидатель и зодчий, спешишь жить (жаждешь любить),
Ты - паче всех есмь... Это борьба от начала веков:
Божия искра и мириады постыдных грехов!

 Хор прихожан:

Отче храни нас от нетерпения,
Плотских стремлений, сомнений и слабости грех отпусти.
Убереги нас от преступлений,
Божией милостью и наставлением души спаси!

 Филарет:

Ты, человек, господином творений земных был, (поставлен был),
Ты превратил благолепие жизни в хмельной пир, (холопий пир),
Ты забываешь Художника мира в своих скорбях,
Ты ускользаешь из руцы Господней в мирских трудах...

 Хор прихожан:
Благостный отче вдохни в нас надежду,
Слабые духом, мы ищем в пустыне источник любви!
Мы заблудились в стенаниях грешных,
СвЯтым внушением к праведной жизни нас благослови!

 Филарет:
Ты, человече, наследником высших даров был, (божьих даров),
Ты променял их на яркий блеск золотых тельцов, (божьих врагов),
Ты преумножил свой род повсеместно, но позабыл
Божию правду, и демон гордыни тебя сразил!

Повинуйтесь глаголу Господню!
Повинуйтесь глаголу Господню!
Потрудитесь, живым во спасение,
Благодатным примером смирения.

Сцена 8

 В полутёмной комнате за письменным столом при свете свечей, митрополит Филарет размышляет о судьбах Родины; в другом конце сцены словно в своей комнате рядом с кроватью у образов стоит на коленях молящаяся Маргарита…Звучит удалённый диалог - дуэт двух героев.

  Митрополит Филарет (баритон/тенор)

Шатаются языцы
В лукавый этот век.
В предместья Вавилона
Вступает человек.

 Распри, ищущих власть, нескончаемы;
 Паствы тщетным трудом содрогаемы...

 Всякий час Ты, Одигитрия (3), свет очей!
 Всякий час мы вопием о любви Твоей!

  Маргарита

Сияние во храме:
Столь хрупкий, тёплый свет.
Как рдяными слезами,
Лампадами согрет

 Воздух. Нашим наполнен молчанием...
 Воздух: Божьим волнуем дыханием...

 Всякий час Ты, Одигитрия, свет очей!
 Всякий час мы вопием о любви Твоей!

  Митрополит Филарет

Жемчужины святилищ
Не растеряются.
Но сеятели скверны
Преумножаются.
 
 Время, ризы с икон обрывающих (4),
 Грянет громом на праведных пастбищах...

 Всякий час Ты, Одигитрия, свет очей!
 Всякий час мы вопием о любви Твоей!
(поют на два голоса).

 Сцена 9

 Голос автора произносит : " Не в силах справиться с отчаянием, Маргарита обратилась за помощью к митрополиту московскому Филарету, который стал её другом и духовным наставником на долгие годы".

 Митрополит Филарет стоя на авансцене исполняет арию:

Мати, отчаяньем дух не губи.
Мати, на подвиг во имя любви
Ты избрана Им,
Ты избрана Им,
Ты избрана Им,
А-а-а-а-а

Чадо, высокий свой путь утверди.
Светоч, здездою над нами взойди.
Ты избрана Им,
Ты избрана Им,
Ты избрана Им,
А-а-а-а-а

  Он пребывает в нас Духом Нетленным,
  Мы - Его промысел: дети вселенной!
  В годы бездолья и чёрных мучений
  Сто тысяч солнц запалит Его гений.
  Слушай же голос Его в своем сердце...

Свет твой потомки узрят впереди,
Мати, на подвиг во имя любви
Ты избрана Им,
Ты избрана Им,
Ты избрана Им,
А-а-а-а-а

Мати, отчаяньем дух не губи.
Мати, на подвиг во имя любви
Ты избрана Им,
Ты избрана Им,
Ты избрана Им,
А-а-а-а-а...
В 1838 году официально был утвержден Спасо-Бородинский женский монастырь, настоятельницей которого и стала Маргарита, сначала как инокиня Мелания, а в последствии в сане игуменьи под именем Мария. Маргарита стала настоящей матерью для сестер обители: под её чутким покровительством сестры пряли, ткали, красили ткани и одежду, шили рясы и даже писали иконы, а также выпекали хлеб по собственному рецепту, ставшему известным как "Бородинский". Маргарита, будучи обладательницей прекрасного голоса, создала из послушниц монастыря великолепный хор, послушать который приезжали даже высочайшие особы из Петербурга.»

 Сцена 10

1839 год. Император Николай I со свитой торжественно открывает памятник на Бородинском поле. В день открытия на Бородинском поле было собрано около 150 тысяч войска. Николай I, в праздничном мундире исполняет арию:

Здесь дрожали флеши, здесь гремели бои,
Войско Александра усмирило французов:
От Москвы до Немана их кости легли.
Пали семенами в землю тысячи русов...

  Золотом стреляет в небо крест.
Купол золотой буравит тучи.
Мы, птенцы своих плакучих мест,
Стаями кружимся над святою Русью...

Сила русского клинка во веки веков
Правду всенародную и жизнь утверждает.
О высоком подвиге могучих отцов
Гимны и предания потомки слогают.

  Колокол расколит тишину
Над многострадальною державой,
Мы встречаем новую весну,
Мы - лишь отголоски той нетленной славы...

Канут ли в былое окаянные дни?
Или это время мира зыбко, как слава?
Дух самодержавия и веры огни:
Долго ли вам вместе жить грифоном двуглавым?

  Ангел петропавловский летит,
Горний мир перстами указуя.
Родина исполнена молитв,
Жнёт и пашет, любит, терпит и воюет...

Внезапно из толпы выходит Маргарита и обращается к царю, показывая на толпу убогих калек героев войны. «Этого ли они заслужили..?». Царь по милости своей посещает монастырь, поражаясь мужеству и трудолюбию послушниц.
 Группа женщин (послушницы монастыря), занимаясь повседневными трудом, исполняют хором «песню вдов».

Песня вдов:

 Труд наш вдохновенный льётся песнею,
Звонница нам внемлет благовестная.
Денные старанья - утешение,
С Господом в молитве - примирение.

Отступи, тоска! Пропади, печаль,
Улетай навек за пустынный край.
Уходи, кручина, горькая и злая…
Благодатна жизнь в нашей пустыни,
Облетели с древ взоры грустные,
Расступилась тьма, надежде уступая…
 
Трудные ремесла наши спорятся,
Житницы сердец оживших полнятся.
Хор наш благозвучный манной стелется,
К Господу взывая, души греются.

 Благодатна жизнь в нашей пустыни,
Растворились бед тени тусклые,
Отошла пора мучительных сомнений.
Утверждая жизнь, мы летим на свет:
Исцеляющий, несказанный свет,
Укрепляем веру, павших вспоминая…               

Труд наш вдохновенный льётся песнею,
Звонница нам внемлет благовестная.
Денные старанья - утешение,
С Господом в молитве - примирение.


 Сцена 11

По окончании арии Николая I продолжает звучать женский хор, на фоне которого голос автора произносит: “Маргарита Михайловна Тучкова скончалась в 1852 году в возрасте 72-х лет, пробыв настоятельницей ею же основанного монастыря в сане игуменьи Марии почти 20 лет. Более двухсот одиноких сердец, в основном вдовы погибших воинов, нашли приют в стенах монастыря при жизни Маргариты. Именно эту женщину по праву нужно назвать первой в истории сестрой милосердия. По словам великой княгини и будущей императрицы Марии Александровны, «плач по матушке Марии стоял по всей Руси, откликался в каждом сердце”.

Маргарита Тучкова, выйдя на авансцену, с посохом, выпустившем цветы, исполняет свою заключительную арию:


По весне прорезывает тишь
Нежный голос, будто бы на крыше..
Тогда, мне чудится, я вижу:
Ты белым аистом летишь!

Стынет время каплей смоляной
На пятнистой чешуе берёзы...
Лишь ты один в наивных грезах,
И в помыслах всегда со мной!

  Твоих очей ли бирюзовый пожар?
Иль серебром искрит волна?
Лиловый свет ли ярких звёздных тиар?
Или алмазная луна?
Это любовь, это наша с тобою любовь!
Горящая, как Купина!

Я училась состраданьем жить,
Всё прощать, за всё молиться богу...
Как далеки его чертоги,
И как хрупка меж нами нить...

То, что с нами, не перестаёт,
Переносит всё и долготерпит (6)...
Мы стрелами цветущей вербы
Пронзаем божий небосвод!

 Твоих очей ли бирюзовый пожар?
Иль серебром искрит волна?
Лиловый свет ли ярких звёздных тиар?
Или алмазная луна?
Это любовь, это наша с тобою любовь!
Горящая, как Купина!


 Артисты присоединяются к Маргарите и вместе исполняют финальную песню:

Туманы светло-русые,
Окутали леса...
Серебряными бусами
Рассыпалась роса...

Лишь выйду за околицу-
Как рай передо мной:
Березовая рощица,
Да нив пожар ржаной...

 Припев (хор):

 Дождь смывает хворь
Нежной бирюзой,
Смотрят мокрые луга
В дымке золотой...

Малиновый, родимый дом -
Души моей причал,
Где всюду - колокольный звон,
И степи без начал...

И трели соловьиные,
И рыжая луна.
И запахи полынные,
И в сердце - купина.

 Припев (хор):

 Стая лебедей,
С озера взлетев,
Словно плач души моей
В вечной синеве...

Как свет лазоревой звезды-
Баюкает туман,
И нежный плеск речной волны
Ласкает сердце нам...

Земля бесчисленных чудес-
Наш благодатный край,
Заката рдяного навес,
И тени птичьих стай...

 Припев (хор):

 Родина моя,
Чувства не тая,
Обнимает, будто мать,
Ласково любя...

 Припев (хор):

"Открылась бездна, звЕзд полна; ЗдездАм числа нет, бездне - дна".
Открылась бездна, звЕзд полна; ЗдездАм числа нет, бездне- дна" (7).


Занавес

1 – Тильзитский мир (мирный договор, заключённый между Александром I и Наполеоном I).
2 - Талан - удача, счастье, судьба.
3 - Одигитрия - один из наиболее распространённых образов Богоматери с младенцем Иисусом (включая "Смоленскую" и "Казанскую" иконы Божией Матери).
4 - предсказание митрополита Филарета о богоборческих временах в России.
5 - Многие из декабристов прошли военную кампанию 1812-1815 годов Щмолодыми офицерами и видели в простых солдатах своих товарищей. Для них было дико, вернувшись на родину, осознавать, что этот солдат из крепостных, и его семья крепостная, и, вернувшись с войны, он снова попадает под неограниченную власть своего помещика.
6 - первое послание к Коринфянам 13:4-8
7 - из стихотворения М.В. Ломоносова "Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния".
8 - битва при Абукире (1798 год), когда флот Французской республики был почти полностью уничтожен Королевским военно- морским флотом Великобритании, командующий французским флотом адмирал де Брюе погиб).
9 – проповедь апостола Павла в Афинах на Ареопаге (древняя скала), Деяния гл.17 (16-34)


Рецензии
Очень понравилось!
Искренне желаю Вам настоящего понимания и тепла читателей,
Жаль что не музыкален,
Но чувство Вашей личности приятно вызывает уважение и признательность! Примите мой поклон благодарности!
Александр

Александр Полуев   27.10.2021 21:10     Заявить о нарушении
Александр, спасибо большое за отзыв!Для этого произведения самое главное, чтобы появились слушатели, т.к. оно, прежде всего, музыкальное, и, конечно, эти тексты должны восприниматься только с музыкой. Будут ли слушатели - время покажет!

Константин Мельник   13.01.2022 22:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.