ИРИЙ САД и Эраст Ахметгалеев
Газетчики над ним смеются. В одной из старых газет за 2015 год так и назвали статью о нём – «Щас спою». И фотографию выставили ужасную, исказив его лицо до неузнаваемости. А зря.
Из текста под фото видим: Эраст взял себе фамилию прабабушки подобно Стасу Пьехе из попсы, нацепившему себе фамилию бабушки. Но попса это что? Жизнь бабочки-однодневки. И потому нынче Стасу (Броневицкому по отцу) из попсы особо хвалиться нечем – разве что своей бабушкой – Эдитой Пьехой – певицей из Польши, так и не научившейся говорить по-русски чисто и без акцента.
А с Эрастом – другой случай: он 8 лет назад организовал в Иркутске авторскую Школу «Русского народного пения с пританцовкой» по методике своей прабабушки и за полтора месяца может вам поставить голос по своим старинным фамильным рецептам так, как никто другой. Его прабабушка Евдокия Макаровна Суханова, жена пастуха и профессиональная песельница, перенявшая секреты чистого русского певческого звучания от своих предков, пела сама и учила петь других 100 лет назад в русских сёлах по всей Верхней Лене.
Я познакомилась с Эрастом на фестивале «Про Шекспира» в 2011 году, который проводили Виталий Машуков и Марина Шелест в музыкальном колледже им. Шопена. С тех пор прошло 9 лет. Я вместе с Юрием Коньковым организовала в 2013 году при Иркутском Доме Литераторов клуб Ирий Сад, о котором Лариса Зимина и её друзья из Германии создали фильм.
Мы приглашали Эраста в Ирий Сад. И встреча состоялась на сцене в Доме литераторов … в 2019 году. И всё.
Юрий Коньков ушёл из жизни в том же 2015 году, когда статья про Эраста появилась в «Пятице». В Иркутском госуниверситете нет даже кафедры Русского Языка и литературы. Русский язык студенты изучают как иностранный. Потому и никто из них не пришёл тогда в Дом Литераторов на встречу с русской сказовой поэзией, хотя их и приглашали.
«В русской певческой традиции Эраст выделяет 6 основных древних русских технических приёмов, касающихся не только приговора или читок – ритмического начала песен – но и всего исполнения русской песни по-настоящему, глубоко и ясно:
1. Гудение – звуки с напряжением извлекаются из грудной клетки для придания исполнению особого драмматизма.
2. Зев – казачье-солдатская техника, которая позволяет извлекать звуки на зевке, этот приём часто использовался у крестьян.
3. Грудной зов – приём звукоизвлечения с помощью воздушного столба (не связок)
4. Гуканье — головной звук с небольшим использованием грудного резонатора, который придает исполнению особый колорит;
5. Русское пение — домашняя избяная техника, распространенный и многим знакомый прием, в котором пели некрасовские казаки, жители Северного Поморья и Западной Сибири…»
6. А ШЕСТОЙ СПОСОБ ЗАБЫЛИ? ПОЧЕМУ? СЧИТАТЬ ТОЛЬКО ДО ПЯТИ УМЕЕТЕ? АСЬ? (По материалам газеты «Пятница» г. Иркутск 11 декабря, 2015 г.).
А ПОТОМ ЕГО ВЫДАВИЛИ ИЗ РУССКИХ ПЕСЕН И ТАНЦЕВ ТОЧНО ТАК ЖЕ какс«ИРИЙ САД» из Иркутского Домлита под видом реставрации.
Эраст СТАЛ ЗАНИМАТЬСЯ РИТМОПЛАСТИКОЙ И, В КОНЦЕ КОНЦОВ, снова ВЕРНУЛСЯ В КОННЫЙ СПОРТ.
А когда Домлит открыли после реставрации – «Ирьего Сада» уже не стало, потому что ушёл из жизни его главный организатор – Юрий Коньков.
О чём ещё говорить? В еврейском Иркутске выдавливают всё русское – особенно самое лучшее.
Что можно тут сказать? ВЕРНИТЕ ЭРАСТА НА МЕСТО, А САМИ БРЫСЬ ОТТУДА!
Сам же «Поэтический Сад» сегодня ушёл в Вайбер и может теперь существовать только в электронном виде. Но и на том спасибо. Будем держаться, пока все не перемрём.
И потому возрождение "Ирьего Сада" на Вайбере мы попробуем начать снова. Может лет так через триста у русских проснётся зов к родному творчеству и они его подхватят. Правда, может быть, это будет уже не Вайбер, а какое-нибудь другое электронное чудо! Но всё равно – хочется верить в лучшее.
Вера Козарь
26.05.2020 г.
Свидетельство о публикации №120052601191