9. Лепесток сакуры. Нервный узел хайку
В прошлом разделе мы обратили внимание, что существуют так называемые «формулы хайку», благодаря которым возникают образы, навевающие сложно устроенные ассоциации. Здесь уместно остановится на сезонном слове.
***********
"Сезонное слово" (Киго) - нервный центр Хайку.
Сезонное слово - это краткая поэтическая формула, то, что А. Н. Веселовский называл "нервным узлом, который будит в нас ряды определенных образов, в одном более, в другом менее; по мере нашего развития, опыта, способности умножать и сочетать вызванные образом ассоциации" [Веселовский, с. 376].
В Хайку представлен мир без предыстории, его, так сказать, "географический" образ.
История присутствует в Хайку как история времен года, история круговорота, совершающегося в природе, причем смена времен года, которую японцы, по всеобщему признанию, ощущают с необычной остротой, пристально следя в течение года за малейшими изменениями, вовлекает в движение все предметы и события, названные в стихотворении, и принимает космический характер. Конкретные вещи, относящиеся к миру Хайку, включены во всеобщность круговорота, в череду бесконечных изменений, повторяемости явлений природы, так же как и конкретные однократные события, имеющие место в каждом стихотворении. Четыре основных времени года - зима, весна, лето, осень, подразделены каждый еще на более мелкие ПОДСЕЗОНЫ, японцы явственно видят отличие одного подсезона от другого. Круговращение времен года вовлекает в себя все предметы и события, присутствующие в стихотворении, и принимает космический характер, заполняя все горизонты Хайку. Филолог Мацусэки Сэйсэй приводит, например, обширный каталог тем, употребляемых в Хайку и существующих до стихотворения (это горная сакура, белая роса, сумерки года, тысяча птиц, поющие цикады - всего несколько сотен канонизированных слов-тем (Дай) и прослеживает их происхождение от Манъёсю и Кокинсю [Мацусэки Сэйсэй, с. 25-28]. Таким образом, проясняется глубина образов, имеющих давнюю предысторию и связанных со вполне внятными носителю традиции чувствами, закрепленными, "записанными" за изображенными вещами.
*********
Итак, углубившись немного в теорию и историю хайку, подумаем о том, что в нашей географической зоне сменяемость сезонов происходит весьма богато и разнообразно. Например, весна распространяется от капели, вешних проталин до цветения садов и лугов, цветочных клумб. Осень - от первых затяжных дождей, листопада до пороши и метелей. Вспомните, как часто описывая в стихах классического жанра, нам привычного, мы часто рисуем весну в виде невинной девушки, с её порывами, недоверчивостью и непостоянством, а осень... скорее напоминает о зрелости, унылости, увядании, и не только в природе. Почему бы и нам в хайку не передать известные нам ассоциации, пробуждая воспоминания и побуждая к размышлению о жизни и о её смысле. Не будем забывать: хайку - это монолит вечного и сиюминутного, природного и человеческого, ибо сам человек не может быть без неё...
Стоит отметить, что создавать некий словарик сезонных слов - это всё равно, что так и не научиться владеть красками и цветом в живописи. Наш язык слишком богат, чтобы его приводить к каким-то канонам, ибо значение каждого слова будет раскрываться согласно контексту.
Ниже приводятся результаты одноимённого конкурса для авторов Стихи.ру, где участники работали над тщательным подбором сезонных слов Киго:
1-Е МЕСТО разделили следующие работы:
ветер качает
кисти сирени в каплях
зонт на скамейке (автор Мари Полякова)
*
под иконами
горка яиц на столе
солнечный зайчик (автор Владимир Коробов)
*
вдоль обочины
рассыпанная мелочь
мать-и-мачеха (автор Арина Шик)
*
2-Е МЕСТО
на голой ветке
взъерошенный воробей
гроздья калины (автор Мари Полякова)
*
3-Е МЕСТО разделили:
Толстушки почки
Воробушки на ветках
Навстречу солнцу (автор Наталия Белоус)
*
Порывы ветра
Круженье льдин по речке
Причал без шлюпок (автор Наталия Белоус)
*
4-Е МЕСТО
дрожат на почках
крупные капли сока
девочка плачет (автор Владимир Коробов)
*
Продолжение следует...
Свидетельство о публикации №120052509479