Ночной трамвай

В Варшаве дождь, в Смоленске ветер,
И ты идёшь накинув свитер,
Не позабыть твой образ сразу,
Здесь твой каприз как по заказу.

Над Вислой дождь стекает с крыши,
А ты всё ждёшь чего-то свыше.
Одна идёшь толпе навстречу,
Вдруг дверь найдёшь и будет вечер.

Тогда поймёшь свой серый город,
В котором дождь и век не долог.
Уснул проспект, с небес моргнуло,
Погас фонарь, река зевнула.

Раздался гром, другие звуки
Разрушит он на зло науке.
Беспечно спит твой старый город,
Трамвай звенит и месяц молод.


Рецензии
Судя по стилистике и уровню сжатия материала, автор-рассказчик интроверт и не просто самоуглубленный созерцатель, но и в какой-то степени ментальный отшельник. Обычно у тех, кто предпочитает уединение — особый склад речи и способность компенсировать паттерны общения в написанном слове. Здесь подача образов и деталей дана скупыми штрихами, почти лишенными экспрессии. В стихотворной речи она исполняет роль почти что переводчика с индивидуального на доступный, в данном тексте этого нет. Слова стоят как солдаты и держат оборону чувств.

Лирическая героиня с "накинутым свитером", символизирует некий паттерн свободы от обстоятельств и силу своего влияния на повествователя. Удачной выглядит неточная, но богатая рифма (ветер/свитер), она задает какой-то авантюрный вариант восприятия текста. Пространство и время здесь меняются местами, и вечер наступает не на закате, а когда "она вдруг найдет дверь". Такое смещение делает образ центром пространства стиха и даже сквозь закрытые ставни эмоций, только описывающих, но ничего не раскрывающих, ощущается, что этот образ дорог. Образ грома, перезагружающего город и разрушающего его звуки, выглядит почти как проявление фатума из области научных знаний. Почему он становится оппонентом науки — не очень понятно, как и вообще этот уклон в научную область.

Обещанный названием трамвай появится только в последней строфе без каких-либо аллюзий, связанных с главной героиней и повествователем. Его образ в решении всей композиции расшифровать сложно, в тексте только описательные картины вроде "В Варшаве дождь", "В Смоленске ветер", "одна идешь", "серый город", "уснул проспект", " с небес моргнуло", "погас фонарь", "река зевнула", "раздался гром", "трамвай звенит", "месяц молод". Такое перечисление картинок, соединенное редкими конструкциями мыслительного процесса "на позабыть твой образ сразу", " а ты все ждешь", "тогда поймешь" делает восприятие отстраненным, а резонанс - холодным. И создается впечатление, что основанием текста стало небольшое воспоминание, обрамленное картинами из области дополненной реальности. Послевкусия от стиха не остается...

Кшесинская Деметра   26.11.2020 22:45     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Деметра, за столь глубокое прочтение!

Виталий Хомин   26.11.2020 23:51   Заявить о нарушении