Миоль. Казанский собор
в ожидании…
Ещё квартал,
и ещё один,
и…
распахнёт тебе
свои громадные объятия
Казанский.
Не только тебе, конечно,
но сейчас
до этой частности
никакого нет дела,
потому что,
в отличие от всех остальных,
глазеющих,
проходящих мимо,
ты
идёшь
не в храм даже,
а именно к храму,
в его сквер,
как на свидание.
От дома на Марата
обязательно пешком,
чтобы ощутить…
трепетность долгожданной встречи…
Даже если дождь пойдет,
даже если снег
или град –
не важно,
потому что ничто сейчас
не сможет испортить
приподнятого настроения
от предвкушения...
Ты настойчиво замедляешь шаг,
но волнение
всё время подгоняет тебя,
потому что
очень хочется
побыстрее…
увидеть,
прислушаться,
насладиться…
Почему-то кажется,
что и одной колоннады было бы достаточно,
чтобы испытать нечто,
похожее на потрясение,
сравнимое
с вечно - божественной музыкой Баха.
(Когда я была маленькой и не знала, что сам храм, в котором тогда располагался музей атеизма, спрятан за колоннадой, Казанский воспринимался мной полукругом из множества колонн. Ими начинался, ими же и заканчивался. И было совершенно не понять, где, собственно, мог находиться музей. Мне отвечали: «В соборе», но ответ этот ничего не прояснял, и я продолжала думать, что колоннада – это и есть Казанский собор, в который я не находила входа, смотря на него издалека.)
Потрясала меня часть здания,
выходившая на Невский,
украшая проспект
классической торжественностью
архитектурного стиля,
о чём я тогда ещё
не имела
ни малейшего представления,
но почувствовать всё же могла.
И сегодня,
когда иду на встречу с Казанским,
(да простят меня люди набожные!)
я не в храм иду,
а хочу услышать
музыку части здания,
похожего на орган,
потому что для меня
Бог = Бах = Бог
всегда сильнее проповедей
и фальшивых церковных условностей,
выдуманных людьми
для искусственного поддержания
придуманной человечком веры,
сильнее которой во сто крат –
великое искусство,
от встречи с которым
только и можно испытать
настоящий катарсис,
очищающий от суеты и скверны.
Именно за этим иду я к Казанскому на Невский.
В его уютном скверике
«под небом голубым»
(пусть не часто, но иногда случается и такое в Питере!) –
уникальный ампирный шедевр баховской мощи,
а в нём столько музыки
и так стройно - гармоничен
его архитектурный звукоряд,
что всякие слова
рядом с ним
тускнеют.
Бах = Бог…
И всё это – Казанский,
в котором отпевали
р у с с к о г о
бога –
Петра Ильича Чайковского,
а потому
совершенно справедливо:
Бах = Бог = Чайковский.
Один – начало всех начал, другой – его лучшее продолжение.
И оба – боги.
Казанский…
Почему не монументальный Исаакий,
куда стремится попасть каждый?
Не знаю…
Может быть,
потому что один –
монументальный,
а другой –
звучит?
Не
знаю…
В Исаакий попадаешь сразу,
и уже там,
в сердце собора
начинаются для тебя откровения.
А Казанский начинается до
попадания в него,
он интересен прелюдией,
которая сильнее
последующих впечатлений.
Казанский –
это аура
перед
входом в собор,
это настроение,
которое не сможешь позабыть.
И после выхода из храма
он обязательно окликнет тебя,
заставив оглянуться,
чтобы ты опять и опять
увидел
потрясающей силы
придумку автора,
заставляющую тебя
возвращаться к ней снова и снова –
за архитектурной
баховской
музыкой
камня,
за торжеством человеческого гения –
в котором явлен нам
образец лучших воплощений
образа Бога на земле,
которое имеет право быть
только в форме
многоликой БЕЗликости,
потому что один из Его великих сыновей –
русский зодчий, *
своим бессмертным творением
оставил человечеству
Казанский собор,
пытаясь постигнуть
великое таинство божественной сути.
И вот он,
момент истины…
Сердце
чуть быстрее отстукивает время,
дыхание перехватывает
и голова кружится,
потому что Казанский
во всём величии
предстаёт пред тобой,
словно мессой органной
звучать начиная…
Он приглашает тебя подойти ближе,
ещё ближе
и ещё,
не только увидеть чтобы,
но и услышать,
до полутона
прочувствовав кожей
каждую ноту
величайшего хорала,
сотворённого Мастером.
Настолько мощно
звучит музыка его колоннады,
что никакие религии
не имеют абсолютно
никакого значения,
если стоишь ты
перед любимой иконой своей –
Казанским собором Питера.
Он мог бы стать
самым обыкновенным храмом,
коих на Руси и по миру –
превеликое множество,
но…
В этом и проявляется Гений…
Месса ли органная
в ночи для него прозвучала,
Бах ли ниспослал ему благодатью
одну из своих бессмертных партит,
но произошло что-то такое,
что и притягивает к собору,
всякий раз делая встречу неповторимой.
И… редкий случай,
когда совершенно достаточно
органно - колоннадного звучания под открытым небом,
потому что именно там,
не внутри намоленного пространства,
а под открытым небом п е р е д собором
тебе уже сказано всё.
21 – 22. 05. 2020
Фото автора
http://stihi.ru/2020/05/22/9577
*
• Андрей Никифорович Ворониихин (17 [28] октября 1759, Новое Усолье — 21 февраля [5 марта] 1814, Санкт-Петербург) — русский архитектор и живописец, представитель классицизма, один из основоположников русского ампира.
В тему:
20. Казанский, обнимающий богов
http://stihi.ru/2020/05/21/9854
Казанский собор. Зодчий Андрей Воронихин
http://clck.ru/NbjRi
Свидетельство о публикации №120052300240
http://clck.ru/NbjRi
Верлибры 23.05.2020 00:25 Заявить о нарушении