Любовь к искусственным страстям - цикл

ЗАЧЕМ НУЖНЫ НАМ ВСЕ ТРАГЕДИИ?

Может быть, люди должны пережить трагедию, чтобы начать делать то, что любят.
                -  Чак Паланик


Зачем нужны нам все трагедии?
Как будто нет забот своих.
Зачем проблемы их, сомнения,
И “быть - не быть” решать за них?

Зачем их боль утрат и веры,
У нас проблем своих полно.
Нагрузка нам на наши нервы
О них, чужих - но для чего?

Эдипа жизнь, как и Электры,
Печальна Гамлета судьба,
Концов хороших нет примеров -
На то трагедия она. 

Умрут на сцене лицедеи,
И слёзы зрителя пройдут,
Эмоции свои проверят,
Что в глубине души живут. 

Страх вызывают, сострадание
Для очищения души.
Так в Аристотеля писании
Трагедии роль нашли в тиши. 


КАТАРСИС - СОСТРАДАНИЕ

Бывают трагедии, которые люди постигают чувством, но не могут охватить разумом.
          - Александр Дюма

У греков было «сострадание»
Одним из высших очищений
Души с другой переживанием
Задачей было всех трагедий (1)

«Катарсис» - было то понятие.
Ему сейчас нигде не учат,
Неблагодарное занятие
Сейчас понять чужую душу.

Другие ценности лелеют
И поощряют в нас сейчас,
Растёт другое поколение
Чему их учат про запас?

Не говорят о благородстве,
О чести речи не в чести,
Лишь как поладить с руководством
Другой рукой чтоб руку мыть.

Когда то было неприличным
Быть подхалимом и рвачом,
Теперь - лишь что на счёте личном,
Что за душой - то нипочём. 

Когда воспитанность пинают
И милосердие - дурной тон,
Что свято - то не вспоминают
И для себя другой закон.

Где хамство вместе с матерщиной
В салонах высших - просто шарм,
Где женщина равна с мужчиной,
Забывших про "прекрасных дам".

Воспитывались поколения
На том что можно, что нельзя.
Забыв религии учение -
Мол: "не греби всё под себя".

Забыто всё, мораль другая
Царит куда не погляди...
Чужую боль не замечаем,
Ах, как с душой мы позади!


(1) Катарсис -  Термин, применявшийся Аристотелем в учении о трагедии. По Аристотелю, трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его.



ТРАГЕДИЯ ГРЕЧЕСКОЙ ТРАГЕДИИ

Многие переживают трагедию. Но не для всякого её пишет Софокл.
         - Ежи Лец


Трагедия греческой трагедии,
Что зрителя сегодня нет
Для бури чувств, любви, сомнений
В две с половиной тысячи лет.

Её создали мудрецы
Ещё задолго до Сократа.
В честь Диониса там певцы
Все прославляли и стократно.   

Софокл мудрейший, Еврипид
Слезу из камня могли выжать.
Эсхил - он автор мудрых книг,
Отец трагедий - в них не выжить.

Там жизнь богов, там смерть принцесс,
Там Прометей, Эдип, Электра.
Ревнива Гера, страстен Зевс...
Великих чувств пора, Гомера.

Там Агамемнон, Ахиллес,
Там Пифия пророчит судьбы.
Там Антигоны - верность, честь -
В них жизни смысл даётся людям!

Там от судьбы не убежать,
Там рок тебя настигнет всюду.
Не знать, что ждёт или узнать -
Случится! И не будет чуда.

Там с персами идёт война,
Там социальные законы.
Там слухи, сплетни и молва -
Ну как на лавочке знакомой.

Там время, место и события
Лишь от восхода до заката.
Там очень тонкая интрига,
Там хор вступает, когда надо.

В амфитеатре все в слезах,
Артист - там не звезда, он в маске.
«Катарсис» зрителя - все чтят.    (1)
Там автора - и лавр, и ласки.

Шекспир у них учился, Фрейд -
По ним он комплексы назначил
И даже Ницше считал честь,
Как "Дионис" он подпись ставил.

Теперь всё можно и без чувств,
В печали лишь одни поэты.
Трагедия - первой из искусств
Раскрыла душу человека.

Нам не понять тех чувств, той веры
Что есть судьба и что есть бог.
Для психиатров - примеры,
Для нас - истории итог.


(1) В современной психологии катарсис понимают как индивидуальный или групповой процесс высвобождения психической энергии, эмоциональной разрядки.


ДЛЯ ГРЕКОВ СУДЬБЫ НЕ СЛУЧАЙНЫ

Вокруг героя всё становится трагедией.   
             - Фридрих Ницше

Для греков судьбы не случайны -
Узнать оракула совет
И то, что кажется нам тайной,
Даст пусть трагичный, но ответ.

Трагедий смысл порой не ясен,
Но там всегда проходит мысль,
Что выбор наш тем и опасен,
Чтоб предсказания сбылись.

И чем сильнее избегаем
Судьбы пророчества своей,
Тем мы скорее попадаем
В её ловушку из сетей. 

Шекспир их следовал примеру
И там и здесь трагедия в том,
Что думали: «Я знаю меру
И этот шаг мне ни по чём».

Отелло верил лживым слухам,
Лир правде лесть предпочитал,
А Гамлет вёл беседы с духом
И «быть, не быть» себе решал. 

Зачем нам знать о том, что будет?
Ведь нам судьбу не изменить.
Решение сделано. Путь труден.
И чаще - быть нам, чем - не быть.



ПО ФИЛОСОФИИ ВОСТОКА

В жизни бывают только две настоящие трагедии: одна — когда не получаешь того, чего хочешь, а вторая — когда получаешь.
          - Оскар Уайльд

По философии Востока,
Где Инь и Ян неразделимы
И там берутся все истоки
Китая древней медицины.

Там душу лечат вместе с телом,
Там нет психологов отдельных.
Там лечат человека «в целом»
Там нет диагнозов «прицельных».

Так было и у древних греков -
При жизни всё неразделимо.
Был общим их лечения метод
И философия единой.

Все их трагедии об этом,
"О жизни и предназначении",
Там олимпийцы все «с приветом»
И секс там - главное влечение.

У христианства разделение
С времён Святого Августина:
Душа - вот цель достойна церкви!
Душа бессмертна и едина.

Спасает душу с тех пор церковь,
С тех пор другая философия -
Душа и тело все отдельно
И все лечения их особые.

И изучают, разделяют
Симптомы, признаки, психозы...
Их именами называют
Кто их открыл, на что похожи.

Теперь их множество и разных
И в каждом есть своя трагедия.
Хоть те болезни не заразны -
Нет хуже кары провидения.

Мне кажется Восток был правым
И организм с душой - едины.
Есть тела и души отравы
И для обоих медицины.




ЛЮБОВЬ К ИСКУССТВЕННЫМ СТРАСТЯМ

Без действия трагедия невозможна, а без характеров возможна.
            - Аристотель


Известно, трудно передать
Словами звук и цвет, и запах.
Вот так же трудно обсуждать
Весь опыт жизни, боль утраты...

И даже для самих, для нас
Все чувства, что остр'ы и свежи
То скоро, может через час,
Они для нас уже не те же.

И если чувств не сохранить,
Как передать и где та лира?
Страстями вроде: "быть, не быть"
Софокла, Данте иль Шекспира?

На то театр и гений сцены
Живёт и умирает там!
Мы смотрим, как взбухают вены,
Как сердце рвётся пополам.

Да, не хватает нам эмоций,
Не бьёт военный барабан,
Но в наших душах отозвётся
Любовь к искусственным страстям;




УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ

Забывшись, академик Павлов
Кормил собачку просто так...
        - Автор неизвестен

Рефлекс условный был описан
Великим Павловым давно,
Он доказал довольно чисто -
Привычка с Личностью - одно.

Вопрос с слюной нам всем понятен -
Звонок к обеду - и течёт.
С ним Маркс конечно был согласен -
Привычка - то же бытиё.

Предствьте, что профессор Павлов
Отвлёкся просто так, на миг...
Случайно покормил собачку,
Рефлекс условный позабыв!

У каждого есть Подсознание.
Забывшись, мыслям вопреки
Душа честней, душа моральней...
От логики добра не жди.

Но если взять немного глубже,
Где наши чувства и мораль,
То удивляться нам не нужно:
Их воспитали в нас всех встарь.

Неужто это всё рефлексы?
Как приручили - так живём?
А мне казалось, что мы в детстве
Впитали с мамы молоком.

Так говорил нам Кант - философ,
Что мы с рождения должны
Знать "хорошо что есть и плохо..."
Кому же верить можем мы?



ФИЛОСОФИЯ ТРАГЕДИЙ СЕГОДНЯ

Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
             - В. Высоцкий

О философии трагедий
Писали много диссертаций
И было много разных мнений -
От порицания до оваций.

Чужды нам чувства, что трагичны,
Поднятых из глубин души
Для поколения циничных
Нам это - рыбы крик в тиши.

Живём средь нищих мы спокойно,
Пусть в кружку бросим медный грош.
Среди трагедий недостойно
Счастливым быть нам невтерпёж.

А в чём трагедии философия,
Кто глубину её познал?
Когда-то Ницше писал строки -,
Себя “трагическим” назвал.

Как философию - трагедию
Забыл наш интернетный век.
Спешим, нам думать - не по профилю,
Что чувств отсутствие - успех. 



ЧЕМ БЛИЗОК НАМ ШЕКСПИР?

Леди Макбет – та же Джульетта, но после свадьбы.
         - Янина Ипохорская


Чем близок нам Шекспир сегодня?
Прошло ведь много сотен лет.
В России царь тогда был Грозный,
И нравов тех простыли след.

В науке много изменилось,
Не много, а почти что всё
Но человечество смирилось -
Не всё решает "бытиё."

Вопросы ставил он, что вечны -
Так "быть-не-быть" и не решён,
Любовь вразрез с семьи решением
Пример Джульетты нам знаком.

Любовь к отцу и благодарность
Как жажда власти в мире том,
Не изменилась здесь с веками,
Сейчас похоже мы живём. 

Знакома и слепая ревность
И беззаветная любовь...
То, что зовётся "человечность"
В Шекспире видим вновь и вновь.



НАШ ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ МИР

Неважно, что Гомер был слеп.
А может, так и проще...
Когда стихи уже – как хлеб,
они вкусней на ощупь. 
             Римма Казакова,  “Гомер”


Другое время страсти те же -
Не изменился человек.
Гомер все описал прилежно...
А ведь прошло три тысячи лет.

А жил он в “тёмные века”
Цивилизации Эллады.
Культура пала и тогда
Забыты письменности клады.  (1)

Но сохранились сквозь века,
Да что века, тысячелетия
Его гекзаметра строка,
Герои, их страстей соцветия.

Его поэмы - грекам дар
Заветом Древним - иудеям.
И Библией - для христиан,
Значение не меньше, верим.

Наш внутренний и внешний мир
Были всегда в противоречии,
Хотя эмоции внутри
Не изменились сквозь столетия.

Менялся строй, менялся век,
Рождались, гибли все империи,
Но оставался человек
С его душой, с его стремлением.

Понятны нам Гомер, Вергилий,
Рабле и наши Гоголь, Чехов -
Всё потому, что их герои
На нас похожи в том и в этом.

Понятна нам "любовь до гроба",
"Отцы детей не понимают",
И "быть-не-быть" вопрос не новый
Я и сейчас воспринимаю.

Тысячелетия промелькнули
Но делаем грехи всё те же,
Не изменились все мы в сути
И ошибаемся не реже.

Пусть технология до крыши,
Пусть демократия в расцвете.
Мы те же будем, как и были...
Не важно где, в котором веке.



ИНТЕЛЛИГЕНТ

Интеллигент - образованный человек, имеющий склонность к мечтательностии питающий отвращение к труду.  В России интеллигентом может стать каждый.
               - Леонид Шебаршин

В России есть такое слово,
Как состояние души.
В другой стране им не знакомо,
Что это значит, как и "щи".

Сугубо русская черта -
Россией создано сословие:
В глазах мечта, в душе тоска...
Судить о всём, ну и не более.

Возьмем мы классику в пример:
Герои Чехова такие -
Все разговоры, все без дел,
И темы узко бытовые.

Горят страстями, чувств полны,
Но чувства местного значения...
То ли Шекспир: Джульетта,  Лир,
И Гамлет - живы в поколениях.

Было понятие "гуманист"
В Европе, время Ренессанса,
Как будто близок общий смысл
Но предлагал свободу, братство.

В России же интеллигент
И водку пьёт, и матом кроет,
Но изменить, что -  импотент,
Мыслитель с сложною судьбою.

Он был героем тех времён,
Когда еще читали книги
И "самиздат" под плеск знамён
Передавали, как интриги.

Интеллигенция России -
Как много вас теперь везде?
Проблемы миры вы решили
Или создали по себе?



ИСТОРИЯ ЛЮБИТ ПОВТОРЯТЬСЯ

Затянувшаяся трагедия рискует выродиться в комедию.
               - Эрих Ремарк

Трагедия в двадцатом веке
Коснулась всех - тебя, меня...
И фарс идет ему на смену,
Сравни события в свете дня:

Страна встает из унижения,
Из поражения в войне,
И начинается движение -
"Мы лучше, мы достойней всех."

Вооружились под завязку,
Взялись за пересмотр границ.
И вождь великий неустанный
Так мудро, чутко смотрит вниз.

Без боя взята территория,
А с ней возрос патриотизм.
Теперь с соседями поспорим -
Перенести межу хотим.

В трагедии конец печален,
И в фарсе смех лишь для глупца.
И там, и там народ шагает
К ножу...   Послушная овца.



ЭТО МОЖЕТ КАЖДЫЙ

Комедия — это трагедия, которая случилась не с нами.
             - Анджела Картер

Так говорят, что может каждый
О жизни книгу написать.
И будь трагедией иль фарсом
Та жизнь его.  Ему ль не знать?

Уверен я, есть в каждом искра
И та особенность судьбы
В копилку нашей общей жизни
Они могли бы принести.

И только их переживания,
Их смех, их стон, их только плач...
Любовь, потери и изгнания,
Их опыт жизни - всем нам врач.

Могли б мы стать мудрее много
Набравшись опыта других,
Ничто не ново под луною,
Но нов для нас их каждый стих.

Чтоб судьбы не прошли бесследно,
Оставьте строчку или штрих!
Ничто не будет бесполезно -
Откройтесь право, хоть на миг.


Рецензии
высокий стиль.маштаб невероятный,палитра
всех веков в замес.Огромный труд,я вижу
кладку с земли до самых до небес.

Илья Эйдин   09.11.2021 21:55     Заявить о нарушении
А кирпичи для этой кладки
Мной собирались много лет.
В мудрейших книгах есть закладки;
На их полях оставлен след.
.
Спасибо за отзыв, Илья.

Оскар Хуторянский   10.11.2021 02:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.