Бхагавад-гита, глава 15. Высшее Существо
Высшее Существо.
15.1. Всевышний сказал: Писания гласят, что вещественный мир подобен
баньяновому дереву , корни которого растут вверх, а ветви вниз. Это дерево
существует вечно, хотя и живет недолго. Его листья - ведические изречения.
зная, как устроено это дерево, человек постигает смысл вященных писаний.
РАЗЪЯСНЕНИЕ:
Корни окружающего мира берут начало нематериальном мире, в обители
Всевышнего, а следовательно, удаляется от Него. Ветви, растущие вниз, означают:
чем больше душа действует из корыстных побуждений, тем в более низкие формы жизни
она опускается. В ведах это дерево называется Ашваттха - эфемерное или,
буквально,"то, что не доживет до завтра". При этом оно вечно. поскольку
вырастает всякий раз, когда души (частицы сознания) начинают действовать ради
собственной выгоды - заново выстраивать цепь причин и следствий (карму).
Листья на этом дереве олицетворяют собой последствия деятельности, описанной
в разделе Вед под названием Карма-канда. В Ведах также объясняется, что до тех
пор, пока живые существа действует (из корыстных побуждений), дерево будет
расти и плодоносить.
Другими словами, хотя материальный мир произрастает из вечной иллюзии
(майи), он недолговечен. И хотя живые существа растят и питают этот мир своей
деятельностью, они могут упорядочить эту деятельность с помощью Вед, срубить
дерево под корнь и вырваться из его цепких ветвей.
В Шримад-Бхагаватам(11..3.43-46) говорится:
" Хотя в Ведах объясняется, что такое действие, бездействие и запрещенное
действие, истинный смысл этих понятий остается недоступен даже великим мудрецам,
поскольку в образе Вед в материальный мир приходит Сам безграничный Господь.
Истинный смысл писаний скрыт за пышным языком и красивыми изречениями.
Для того, чтобы образумить Своих чад и направить их на путь истинный,
Господь цветистым языком живописует райские наслаждения и обещает их взамен
благочестивой деятельности, подобно тому как заботливый родитель дает больному
ребенку лекарство в виде сладкого леденца. Заманивая Своих детей в рай,
Всевышний побуждает их отказаться сначала от греховной деятельности, а
затем и от мирской деятельности вообще."
Итак, дерево материального мира вечно, поскольку произрастает из вечной
энергии Бога, и временно , поскольку высыхает, как только живые существа
перестают действовать - либо по собственной воле, пожелав вернуться в обитель
Всевышнего, либо против неё, во время всемирного уничтожения.
15.2. Некоторые его ветви растут вверх ( в миры небожителей), некоторые
вниз ( в миры людей, животных иеще более низких существ). Его победы - три
состояния иллюзии ( материи) и объекты чувств( звук, запах, поверхность, вкус,
цвкт). У этого дерева есть корни, закрепившиеся и внизу, в мире людей,
звнятых корыстной деятельностью.
РАЗЪЯСНЕНИЕ:
" Вечный и временный" материальный мир населяют бесчисленные частицы
сознания. Одни, находясь в состоянии просветления, обитают в высших его сферах и
мыслят себя богами. Другие. находясь в состояниях возбуждения и помрачения,
живут в низших мирах в оболочках людей, животных, деревьев, примитивных существ.
Объекты чувств - звук,запах,поверхность, вкус и цвет - олицетворяют собой
молодые побеги на ветвях дерева материального мира, поскольку они - ни что иное,
как видоизменившиеся пять основных стихий - земля, вода, огонь, воздух и
пространство, которые возникают в индивидуальном сознании, когда ему
требуется поле деятельности.
Хотя основные корни дерева материального мира уходят вверх, некоторые из
его ветвей становятся корнями и прирастают к почве человеческого общества,
занятого корыстной деятельностью. Это означает, что желание людей наслаждаться
плодами своего труда становится ещё одной причиной ( корнем дерева)
материального мира.
15.3,4. Глазами человека невозможно видеть это опрокинутое вниз дерево.
Без помощи писаний людям не дано понять, откуда оно растет, как развивается
и на чем держится. Но в общении со святыми душа получает в руки острый меч
отречения, срубает дерево иллюзорного существования, пустившее корни
отвращения к Всевышнему, и переходит на иной уровень бытия, откуда нет возврата
к недолговечной жизни, прерываемой смертью. Там она находит убежище у стоп
Господа и предается Ему с молитвой:
" Я вручаю себя Изначальному Существу, моему Повелителю, из чьей иллюзии
произрастает вечное дерево призрачного мира".
15.5. Кто порвал с суетной жизнью и его страстями, отказался от общества
порочных людей, кто остается невозмутим в радости и горе, понимая, что это
две стороны одной иллюзии, кто избавился от похоти и невежества и мыслит себя
частью вечного мира, тот возвращается в Мою обитель, в наивысшее место
предназначения души.
15.6. Тот, кого Я забираю в Свою высшую обитель, больше не возвращается
в этот мрачный мир, где всё временно. В отличие от призрачного мира Моя высшая
обитель не освещается Луной, Солнцем или иным источником света, поскольку
сама лучезарна.
15.7. Сознание (душа) - часть Меня, Моя особая сила, наделенная свободой.
Будучи вечным, сознание получает во временное пользование ум и пять чувств,
которые являются составными частями материи ( иллюзии) - другой Моей силы.
15.8. Сознание также получает в распоряжение грубое тело и оживляет его
чувствами. Покидая тело, оно забирает с собой чувства и переносит их в
следующее тело, подобно тому, как воздух переносит аромат цветка.
15.9. Обретя органы чувств: уши, глаза, кожу,язык и нос, частица сознания
пытается наслаждаться объектами чувств: звуком, цветом, поверхностью, вкусом и
запахом.
15.10. Глупцы не видят, как сознание живет в теле, как покидает его,
как наслаждается объектами чувств. Однако тот, кто прозрел и смотрит на мир
глазами мудрости, видит сознание внутри тела, и то, как оно взаимодействует
с внешним миром и как переходит из одного тела в другое.
15.11. Погрузившись внутрь себя, любой может увидеть сознание ( душу). Но
глупцы, обитающие во внешнем мире и оскверненные похотью, не способшы увидеть
его, как бы ни старались.
15.12. Я излучаю сияние, котрое в бренном мире воспринимается как солнечный
свет. Огонь и свет Луны - это отражение света Солнца.
15.13. В виде Солнца Я проникаю в почву Земли и поддерживаю её обитателей.
В облике Луны Я питаю злаки.
15.14. Входя в тело живого существа в виде нисходящего и восходящего
воздушных потоков Я станов люсь его пищеварительной силой и сжигаю четыре
вида пищи.
15.15. Как Мировая душа ( Сверхсохнание) Я присутствую внутри каждой души
( сознания), наделяю её памятью и знанием или лишаю памяти и знания -
в зависимости от её поступков. Я приношу в этот мир знание в виде священных
писаний и объясняю иъ подлинный смысл. Цель любого знания - постичь Меня.
15.16. Есть два вида сознательных существ те, что подвержены иллюзии, и те,
что не подвержены. В этом мире всё от создателя вселенной до низших тварей
подвержены иллюзии, поскольку не понимают истинной цели,, ради которой
существуют. Не подвержены иллюзии и пороку лишь те, кто открыл свою изначальную
природу слуги - кто понял, что существует только для того, чтобы служить
Безусловной Красоте. Они предаются играм со Мной в Моей вечной обители.
15.17. Я, Высшее Существо, не отношусь ни к тем, кто пребывает в иллюзии.
Я , Безусловная Красота, стою над всяким сознанием и повелеваю всем сущим.
Присутствуя в каждой точке бытия, Я поддерживаю жизнь во всех душах.
15.18. Я, Безусловная Красота, выше всякого вида сознания - подверженного
и неподверженного иллюзии, порочного и непорочного. Поэтому священные писания
называют Меня Высшим Существом, Пурушоттамой.
15.19. Кто понимает, что благодаря Мне, Безусловной Красоте, существует
всё и вся, а Сам Я вне Своего творения предаюсь блаженным инрам со Совими
спутниками,, тот обладает совершенным знанием. Такую душу Я допускаю в Своё
общество и позволяю иметь со Мной личные отношения.
15.20. Теперь, Арджуна, когда Я открыл тебе тайну всех писаний, ты можешь
осуществить свое предназначение, как это сделали многие души с праведным нравом.
Желающие глубже изучить Бхагавад-Гиту могут слушать в интернете на
русском и английском языках с комментариями Щрилы Прабхупады.
Свидетельство о публикации №120052109032
Почему вы не читаете 12-ю главу?
Это сердце Вселенского
произведения " Бхагавад-Гита".
С почтением.
Аля Аджигитова 30.08.2021 18:48 Заявить о нарушении