Рецензия на произведение Дом Юл Валерьин
Вступление
В каждом из нас есть " дом своей мечты."
В этом произведении дано представление автора о доме, построенном на освящённом месте, на пригорке.
Римма Долженко
Красивый и чудесный дом,
Построенный добротно,
Из свежесрубленных
Душистых брёвен,
Ещё пахнущих лесом,
ХвОей и смолою.
Построен на месте,
Освящённом до появления его.
Украшенный мансардой,
Словно колоколенкой,
К небу устремлён.
Звенит,он говорит, поёт,
Мелодией неповторимой
Имеет голос свой
Не всеми уловимый.
Дом
Старый бревенчатый дом в дачном посёлке много повидал на своём веку. Времена года и события, радостные и грустные менялись, а он стоял. Но сейчас, дом чувствовал грядущие перемены. С уходом хозяина появилась тревога, - а что дальше, продадут, разберут по брёвнышку. Дом давно не понимал и не чувствовал ауры дочери хозяина, Николая Егоровича, или просто Егорыча. Когда - то она была совсем девчонкой и в доме были ее игрушки, ощущение счастливого и беззаботного детства. Но девочка выросла и превратилась в прагматичную особу. - Не нужен я ей, зачем, лишние воспоминания, с грустью подумал дом.
Мужчина лет 30, невысокого роста, одетый совсем не по случаю, в темный костюм и светлую рубашку, довольно странный прикид для загородного маршрута, осторожно переступил порог дома. В общем-то, дом был небольшой. Зал с перегородкой, за которой находилась кухня с большой печью и мансарда, в которой были ещё две комнаты. Мужчина осмотрелся, - обычный бревенчатый дом, немного перекошенный от времени. Но внимание гостя привлекли картины на стене. - Олег, вы не обращайте внимание, это чудачества папы, он любил рисовать, даже выставлялся, но успеха и славы это не принесло, и вообще это хобби его было. Он работал слесарем в мастерских машинно-тракторной станции, не громко произнесла женщина, ей было около 40, все и одежда и манера держаться выдавали в ней сильную, волевую женщину, умеющую добиваться своего. - А вам не жалко оставлять картины, это же память, парировал Олег. - Да что вы, я ведь уезжаю в столицу, такие перспективы! А картины, кому они нужны и денег больших не выручишь за них! Так что, оставляю вам все, а мне пора, завтра в 10 часов у нотариуса. - А наверху что, спросил мужчина? - Да так, спальня и мастерская отца, он ведь давно бобылем жил, мама умерла много лет назад, онкология. До завтра Олег, не опаздывайте. Женщина закрыла дверь, и вышла. Вскоре чёрный Лексус в клубах пыли уехал в направлении к городу. Олег даже не успел попрощаться, - да уж деловая колбаса, подумал он. На верхний этаж вела узкая лестница. Олег поднялся, лестница загадочно поскрипывала. Действительно, здесь была спальня и мастерская, обе комнаты, разделяла перегородка со старой резной дверью. Спальню заполняла старая ветхая мебель, кровать с железными спинками, двухстворчатый шкаф с поломанными дверцами и небольшой столик с погнутыми ножками. Увидев такую картину, мужчина подумал, - на выходные все вывезу, зачем этот хлам. Потом Олег прошёл в мастерскую, здесь все стояло на своих местах, большой стол, на котором аккуратно лежали кисти и краски, пара венских стульев и мольберт. Ощущение, что ещё вчера художник просто вышел ненадолго и скоро вернётся. Рядом с мольбертом стояла небольшая этажерка, на которой лежали рулоны бумаги и незаконченный портрет, вернее это был автопортрет самого художника. Портрет смотрел на Олега и словно ждал, когда тот скажет что - то важное. Олег немного растерялся, он не знал, о чем нужно говорить. Чей - то тихий голос резанул его слух, - не волнуйтесь, это хозяин, Николай Егорович, вы только постарайтесь настроиться на мою волну, я ведь не просто старый дом, я хранитель времени и событий. Я чувствую вашу ауру, почувствуйте и вы мою! Олег растерянно оглянулся, рядом никого не было, портрет по-прежнему смотрел на него, но Олегу показалось, что портрет изменился. - Странно все это, подумал мужчина, однако завтра нужно к нотариусу. Олег сел в потрепанную Ниву-Шевроле и уехал.
В один из летних вечеров не молодой мужчина задумчиво смотрел на одну из картин, - завтра отвезу в детский сад. Картина называлась «Летний вечер» и точно соответствовала своему названию. Закат солнца над рекой и красочный пейзаж березовой рощи словно притягивали взгляд. - Егорыч, может, продашь картину, и покупатель хороший есть, спросил внезапно появившийся сосед, поджарый мужчина лет 50, в военной форме без знаков различия. Я ведь много не прошу, так комиссионные 10%, а ты хорошо наваришься. - Эх, дорогой, не все продаётся, это для детей, понимаешь? - Блаженный ты Егорыч, ничего тебе не нужно. Как был бессребреник, так и остался. И живешь бобылем, сколько лет без Марии, все один. Егорыч загадочно посмотрел на соседа, тяжело вздохнул и ничего не ответил.
Молодая учительница, прибывшая в посёлок из города по распределению, сразу обратила внимание на одного местных из парней. Посёлок был не большой, все на виду, вот приглянулся девушке этот непохожий на других молодой человек. Она привезла детей на экскурсию к механизаторам. - А ты к Николаю подойди, он и покажется все ребятам, подсказал девушке пожилой мастер. Возле трактора копался невысокий, смуглый, парень крепкого телосложения. - День добрый, вы Николай, меня мастер к вам направил. - Проходите, я сейчас все покажу ребятам, он посмотрел на девушку грустным, задумчивым взглядом, она тоже смотрела в его карие глаза и не могла отвести взгляд, что - то притягивало ее. Мария Николаевна, пойдёмте смотреть новую технику, окликнули ее ребята. - Да конечно, идёмте дети. - Что Маша на танцы сегодня, спрашивали подруги девушку, нет, у реки прогуляемся, ответила девушка. Чудной он, твой Коля, удивлялись подруги. Двое влюблённых бродили вдоль реки. Они, правда, очень подходили друг другу, нет, не внешне конечно, а душевно, этот смуглый, темноволосый парень и светловолосая тонкая девушка. Осень, пора свадеб, Николай и Мария поженились, но своего угла не было, и Николай решил строить дом. В посёлке было много хороших и удобных мест, но дед Семён настоял, чтобы Николай строил на месте церкви, разрушенной в далекие 20-е годы недалеко от реки. - Место это особое, свящённое, как раньше говорили, строй Коля, потом поймёшь что к чему, произнес дед, поглаживая бороду. Парень удивился, про церковь только старики и помнили. А вот ребята звали на БАМ ехать, романтика, мол, зовёт, а кого - то и рубль длинный. Но внутри что- то останавливало его рвануть на стройку века. Здесь его земля и нечего скитаться по белу свету. Прошло некоторое время, и дом постепенно складывался из брёвен, радуя глаз будущих хозяев. Николай сразу решил строить с мансардой, - дом, так дом, чего мелочится. К весне справили новоселье, правда без особого размаха, посевная страда приспела. Николай допоздна трудился в МТС, а Мария, закончив учебный год, уехала погостить к родителям. В один вечеров Николай сидел на крыльце и смотрел на закат над рекой. Рядом послышался голос, - что хозяин, красиво, а ты смог бы это все на картине изобразить? Николай оглянулся, рядом никого, - может я переработал, спать пора. - Не волнуйся, это не галлюцинация, дом ведь не простой, еще отец деда Семёна сказывал про это место! Теперь Николай стал понимать, что слова деда не были легендой, место особенное, но ведь и в школе и в техникуме, а потом в армии, учили исторический материализм главное, остальное пережитки прошлого. - Именно прошлого, а что я о нем знаю, подумал Николай? Постепенно, общаясь с домом, вернее с домовым как, шутя, называл его сам Николай, пришло понимание, - что нужно идти своим путём и предназначением. Вернувшись, Мария увидела мужа изменившимся, т.е. он был тот же парень из МТС, но в глазах стало больше грусти и глубины. По просьбе мужа, она привозила из города книги и журналы по обучению живописи, Николай зимой и сам приходил в школу и брал уроки рисования. Первые картины, как ни странно, совсем не были ученическими, окрестные пейзажи посёлка уместились на первых холстах. Николай подарил их школе. Дом почему-то, не раскрывал своего расположения к Марии, но она женским чутьем понимала, что их дом совсем не прост. Свободное время Николай проводил в мастерской, которую сам выгородил на втором этаже. Прошло время, из города стали наведываться гости, которые настойчиво предлагали участвовать в выставках. Николай отказывался, но жена уговорила его поехать в областной центр на очередную выставку художников. Оставшись одна, вечером она смотрела на стены дома, увешанные картинами, и думала, может бросить ему эту работу в МТС и перебраться в город. Ее размышления прервал негромкий голос, - не мешай мужу, он своей дорогой идёт, можно и в город, но не сможет он там. Детей вам нужно, что откладываете? Женщина хотела спросить, - а вы кто? Но внезапная догадка осенила ее, дом, это он, конечно, ведь дед Семён ещё рассказывал, а она не верила, думала сказки все это. - Не выходит что - то с ребёнком, не получается. - Все получится, проскрипел дом, дайте срок. И правда, вскоре Мария забеременела. Она долго не решалась рассказать мужу о своём открытии, но однажды он сам, сидя за столом, поведал ей про их странный дом. - Коля, я знаю все, сама с ним общалась, я ведь хотела в город переехать, а он отсоветовал. Муж улыбнулся и в очередной раз посмотрел на неё своими грустными глазами. Пришёл срок и Николай собрался в центр забирать из роддома жену и дочку, которую назвали Ольгой. - Не спеши хозяин, давай поговорим, послышался знакомый голос. - Давай, коль не шутишь, ответил Николай. - А ты готов, к тому, что вас трое теперь будет? Тесно, однако. А потом ребенок же вырастет, поймёт ли тебя? - Ты что же, хочешь, чтобы мы переехали? - Не знаю, тебе решать хозяин, но ты как в той сказке прямо пойдёшь, себя потеряешь. Налево пойдёшь. Дом не успел договорить, - пусть все останется как есть, будем жить дальше. Вечером вся семья воссоединилась в доме. Действительно, мастерская занимала много места, они втроём ютились в спальне, потом сделали из неё детскую, а сами переселились на первый этаж. В доме появилось много игрушек, девочка росла смышленой, Николай часто брал ее на речку, встречать восходы и провожать закаты. Закончились 70-е, пришло время перестройки. Николай Егорович не бросал кисти. Картины становились более зрелыми, пейзажи были более редкими в его работах, больше портреты людей, а потом появилась церковь, снесённая лет 60 назад, откуда он мог ее знать, но старые люди говорили, что это точно она. И портреты людей из того времени, давно минувшего. Только Мария знала, откуда появляются эти сюжеты картин. Ольга уже училась в школе, она была очень способной и даже выигрывала Олимпиады по математике, а вот полотна отца ее совсем не привлекали, конечно, она любила его за доброту и душевность, но уже тогда считала его чудаком. Ведь было столько возможностей стать известным и знаменитым, а он прозябал в своей МТС. Вот и Мария уговаривала мужа продать дом и уехать в город, где ему предлагали хороший заработок, а Ольге возможность перейти в престижную школу. Вечером состоялся серьезный разговор, - ну что ты Коля здесь якорь навечно бросил, все же меняется вокруг, вот и друзья твои в кооперативы подались, а тебе такую работу предлагают, и выставляться будешь чаще. - Папа, я ведь расту, развиваюсь, а здесь что, закаты это прекрасно, но ими сыт не будешь, подлила масла в огонь Ольга. Глава семейства слушал женщин и долго молчал, а потом тихо произнёс, - так и не поняли вы меня, жаль. - У тебя свой путь доченька, отправим тебя в интернат с математическим уклоном, а там и университет поступишь. А мы здесь останемся. В его глазах стало ещё больше грусти. Мария обняла мужа и заплакала, Ольга, молча, смотрела на родителей. Перестройка пролетела как сон, наступили тревожные 90-е годы, Егорыч отпустил бороду, которая постепенно седела. Выставки канули в лето, работы в МТС совсем не было. И школу закрыли, но выручали заказы на картины, за которые так называемые «Новые русские» платили хорошие деньги. Благодаря этому удалось купить квартиру в городе, и Мария переехала к дочери, которая училась в универе. Егорыч остался один в доме, но скучать было некогда, кроме заказов, он по-прежнему создавал картины для души, которые никто не покупал и они оставались в доме. Рядом появились новые соседи, выросли целые усадьбы. Но дом так и стоял и вечерами скрипел хозяину про изменившуюся жизнь. - Что хозяин, времена нынче другие, деньги правят бал, а ты все такой же. - И я меняюсь, старею, хотя и вижу многое. Сейчас в его картинах появились космические краски, конечно, есть и этому объяснение. На одной из выставок Егорыч познакомился с космонавтом Алексеем Леоновым и тот был в гостях в этом старом доме. О чем они беседовали всю ночь, никто не знает, но с этой поры, Егорыч и космос стали одним целым. На выходные хозяин ездил в город на своей старой Ниве и отвозил продукты с грядки жене и дочери. Женщины уже и не пытались уговорить Егорыча переехать к ним, ситуация всех устраивала. Но однажды позвонила Ольга, - папа приезжай, с мамой беда! Егорыч помчался в город, жену забрали в больницу. Молодой врач, вышел навстречу и мрачно произнёс, - увы, последняя стадия, остаётся надеяться на чудо. Но сказки не случилось, и Мария угасала с каждым днём. Егорыч беседовал с домом, спрашивал совета. Но старый дом скрипел половицами, - поздно хозяин, очень поздно. Мария ушла в один из летних дней. Егорыч обнял дочку, в его глазах стояли слезы. - Вот и все, нет больше Маши. - Ты ведь сильный папа, справишься, и дом, он поможет. А мне работу в банке предлагают. - Ну что же, удачи Оля. Егорыч попрощался и зашагал прочь, он немного сгорбился от перенесенной утраты. Дом, правда, выручал хозяина, они были на одной волне. Иногда приезжали из города, какие - то темные люди и предлагали за землю немыслимые по тем временам деньги, и даже угрожали расправой, но Егорыч отказывался. А с некоторых пор, у него появился новый сосед, Александр, отставной генерал, служивший в известном ведомстве. Однако, годы службы и кабинетная работа, не смогли сделать из него располневшего, циничного чиновника, напротив, Александр был живим, общительным человеком, но при этом любил военную форму и знал счет деньгам. Сосед сразу нашёл общий язык с Егорычем, а незваные гости перестали тревожить художника. Помог ли сосед или, времена изменились, неизвестно. Однако генерал так и не мог понять, почему Егорыч не стремится продать картины. Они часто спорили на эту тему, но Егорыч стоял на своём. А время неумолимо летело, борода художника стала совсем седой. Ольга изредка навещала его, она сделала блестящую карьеру в банковской сфере, стала жёстче, но какая- то грусть появилась в ее глазах. - Что- то гнетёт меня папа, как - то обмолвилась Ольга, все так успешно, а радости нет. - Грусть, говоришь, придет время, и все поймёшь, дочка, а меня может и не будет уже. - Да, что ты, какие твои годы. - Да, годы не причём, все сложнее. Ладно, приезжай чаще, хорошо? - Договорились, ответила Ольга.
Егорыч заканчивал автопортрет, раньше он никогда не стремился запечатлеть себя, но сейчас решил, что так нужно, зачем, он и сам не знал. Портрет был почти закончен, остались штрихи, но художник отставил в сторону карандаш и вышел во двор. Закат украшал летний вечер. - Как хорошо, подумал художник и посмотрел на дом. - А ведь старик был прав, если бы я тогда уехал, все было бы по-другому, и Маша была бы жива и Ольга счастлива, но где та чаша весов? Ольга вернулась домой после совещания, - устала очень, зачем все это, ради чего, может отец прав, счастье совсем не здесь? Вдруг зазвонил телефон, - Ольга Николаевна, здравствуйте, это Александр. - А товарищ генерал, что случилось. - Беда, Оля пришла, Егорыч пропал, уже третий день ищем. Приезжайте. Ольга выскочила из дома, бросилась к машине и помчалась в посёлок. Однако поиски не привели к результату и Егорыча так и не нашли. Кто- то видел, что он ушёл к реке, и пропал. Поэтому официально осталась версия гибели в реке. Дом перешёл по наследству к Ольге, сосед Александр настойчиво предлагал продать ей дом и картины, обещал все сохранить, но Ольга была неумолима. - Нет, товарищ генерал майор, это не продаётся, сказала она ледяным голосом. Дам объявление, - отдам в хорошие руки, ничего мне не нужно из этого хлама. Уезжаю я в столицу, новые горизонты зовут. Генерал посмотрел на железную леди и приставил руку к пустой голове, - слушаюсь господин вице- президент банка. Как ни странно, но на объявление долго никто не откликался. Ольга хотела было отдать дом генералу даже бесплатно, но вдруг появился мужчина, - ботаник законченный, подумала Ольга, ему и отдам все хозяйство. Парень действительно производил впечатление совсем не сельского жителя. Костюм, очки и портфель. - Олег, скромно произнёс он. - А чем вы занимаетесь, преподавал на худгафе, потом сократили, работал в школе, но сейчас устроился в одну фирму, дела в гору пошли. - А семья есть у вас, да женат, но детей пока нет. - Замечательно, а дом, зачем вам? - Не знаю, у меня работа связана с посёлком, из города далеко ездить, вот ваше объявление подвернулось! - Тогда смотрите Олег, не передумайте!
Нотариус механически подписал все необходимые бумаги и холодно произнёс, вот и все поздравляю вас Олег Иванович! Вы полноправный хозяин, вступаете во владение домом и землей. Ольга подошла к Олегу, - удачи, не удивляйтесь, вы все поймёте, прощайте. Она вышла на улицу. Олег поправил очки и направился к машине. Вдруг дверь Лексуса открылась, оттуда выскочила взволнованная Ольга, - постойте, забудьте все, что я вам сказала. Он ведь счастливым человеком был мой отец, и знал это, я только недавно, стала понимать это. А вам сгоряча, наговорила, простите, что так вышло. И он жив, я чувствую, ведь дом это не просто собеседник, ну вы уже знаете это. Есть ещё одна тайна, дом это временной портал, он на таком месте построен. Просто он не каждому доступен, я знала, отец показывал, но мне портал не открылся. А вы сможете, я уверена. По щекам железной леди катились слёзы. - Счастья вам Олег.
Молодой человек сидел в комнате теперь своего дома и о чем- то думал, разговор соседа генерала о картинах теперь был не важен, отчаянный поступок внешне неприступной женщины, казался ему чем-то невероятным. Он просто перевернул его мироощущение. - Ты все знаешь, она тебе рассказала про портал. Да Егорыч ушёл туда безвозвратно. Только не спеши, жена пусть приезжает, и вообще здесь много дел ещё, меня нужно подновить, заскрипел дом. - Хорошо, улыбнулся Олег, живем!
Послесловие.
Когда-то мне мой друг сказал, что хотел бы всю жизнь провести со мной в домике на берегу озера.
Я подумала тогда, что и мне бы хотелось жить с ним на берегу голубого тихого озера в уютном доме, окружённой детишками с таким чутким, всё способным понять, защитить от всех невзгод, юношей.
Он был в Европе.
Там видел миниатюрные домики на одну семью в отражении чистых вод.
И теперь во мне по прежнему живёт этот образ французско-швейцарско-германских шале, затерянных среди высоких Альпийских гор.
Сколько идеальных жилищ мне пришлось сменить.
Можно ли забыть небольшой, почти игрушечный дом на берегу Тихого океана.
Как сейчас вижу его резное крылечко застеклённую террасу, с расставленными по стене книги, в образцовом переплёте, с иллюстрациями, покрытых тонкими прозрачными прокладками из рисовой бумаги.
Кладезь знаний на японском языке.
Как уютно было жить в нём, в этом домике из трёх окон, смотрящих на крылечко.
А другое окошко из залы смотрело в переулок.
И ещё два давали обзор на миниатюрный палисадник.
Казалось, что летом на розовый куст прилетает соловей и поёт. Мы провели в этом доме, с ванной из большой бочки, с коридорчиком, ведушим к запасному, хозяйственному входу, куда привозили дрова и уголь, зиму, с октября по апрель.
А фаянсовые чашки и пиалы, расписанные цветами.
Только цветы: пионы , хризантемы.
Там не было фигур японок в кимоно, с зонтиками в руках, с сандалиями на босу ногу, гуляющих по садам Икебаны, с перекидными мостиками через петляющий по всему
парку ручей.
Таких сервизов, с чайником и сахарницей и молочницей много появилось в Европе,
рекламирующих японский быт, заявляя о себе на другом континенте.
И бревенчатый дом на берегу залива, в нескольких километрах от Японии, с огромной террасой, где жили летом наши цыплята
Он дал нам приют на целых два года. Там и я и мой брат пошли в школу на пригорке, где в сетябре пылали гроздья рябины.
постскриптум
Тема Дома, в котором мы живём, или жили когда-то, неисчерпаема.
Хорошо, плохо ли провели люди в нём. Исполнили ли своё предназначение.
В наше время многие не имеют "своего дома", скитаются
по съёмным квартирам, но и это временное жилище оставляет след в их душе.
Повесть Юл.Валерьина "Дом" основана на реальном событии о продаже дома, в котором раньше жил художник.
Николай Егорович, герой повести, встретил Марию, учительницу, добрую, отзывчивую
девушку
Построил дом, чтобы завести с ней семью, иметь детей.
Родилась дочь- маленькое сокровище.
Их образ жизни- наглядный пример, как в песне говорится:"Да тихое и безмолвное житие поживем, во всяком благочестии и чистоте".
Пейзажи за окном сами стали просится на полотно: Николай, незаметно для самого себя стал художником.
Повествование окутано лёгкой вуалью мистики, которой проникнуты все,-почти,- произведения Юл Валерьина.
Хозяин дома не умер, не утонул. Он просто вышел в таинственный "Портал"
В его мастерской всё остаётся, как при хозяине без изменений.
Хочется верить, что он скоро вернётся.
Не верит в это только его дочь, но о ней сказано, что Ольга стала практичной, по современному, особой.
Поэтому дом нельзя продать,: хозяин может вернуться и рисовать картины, которые становятся под его кистью необыкновенными
Не всё продаётся, не всё покупается- лейтмотив, пронизывающий
повесть.
Нельзя продать картины, написанные детям, закат над рекой, берёзовую рощу на шёлке.
Только в общее пользование, для познания мира, в школу.
В этот дом можно только поселить того, кто сможет принять такой дар, сохранить лучшее, сделать ещё краше.
Настоящий Хозяин най
Свидетельство о публикации №120052106974
Юл Валерьин 26.05.2020 05:41 Заявить о нарушении
Работа над Вашим произведением продолжается.
Оно волнует, побуждает к действию.
С уважением к Вашему творчеству,
Римма Долженко 26.05.2020 14:36 Заявить о нарушении