Звукописание в творчестве Виктора Пашкова
чутья - не поэт"
Александр Павлович Квятковский. Литературовед.
1888 - 1968г.г.
Содержание:
Вступление. Роль звукописания в творчестве Виктора Пашкова.
Основная часть:
1.Классические формы звукописания встречающиеся в творчестве Поэта.
а).Аллитерация.
б).Употребление шипящих звуков.
в).Лексическая анафора.
г).Синтаксическая анафора.
д).Употребление гласных и согласных букв для звукописания.
е).Ономатопея.
2.Моё понимание инструментовки в творчестве Поэта.
а).Звуковые глаголы в стихах.
б).Употребление связки глагол + существительное.
в).Употребление существительных, образованных от звуковых глаголов.
г).Композиция и сюжет стихов, задающих их звучание.
Заключение.
Читаются, видятся и обязательно слышатся. Так хочется сказать о стихах Виктора Алексеевича Пашкова.
Человек с тонким музыкальным вкусом, совершенным чувством ритма, получивший музыкальное образование, наделённый от природы великим даром, пишет стихи, в которых звучит каждая буква, каждая строка, строфа и всё стихотворение целиком.
Виртуоз звукописания, он не позволяет ни одной фальшивой ноты, привлекая внимание читателя к своим произведениям. Метафоричность и мелодичность его произведений делют их выразительными.
В своём эссе я хочу выделить основные, применяемые Автором, приёмы звукописания(инструментовки).
Прежде всего остановлюсь на ОБЩЕПРИНЯТЫХ (КЛАССИЧЕСКИХ) ПРИЁМАХ звукописания.
Просмотрев 252 стихотворения Поэта, опубликованные в его электронных книгах,
выделила нижеследующие моменты, о которых расскажу, процитировав стихи Автора.
1. АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение согласных звуков.
Приём, который часто используется Поэтом в стихах.
"Метёт Метель.
Метёт с утра,
Дорогу к доМу заМетая"
(Метёт метель)
Повторение буквы М и соответствующего звука создаёт звуковой фон тягостной, непрекращающейся непогоды.
_
"Ночь моя - беспРобудная пьяница -
пеРегаРом несёт по земле, -
сеРдце с думой к утРу не справляется, -
Рвётся Ритм на гРанёном стекле.
(Ночь моя беспробудная пьяница)
Выделила букву Р - звук передающий тревожность, отчаяние в состоянии героя стихотворения.
_
Восхищение женщиной, приподнятость настроения переданы повтором буквы "С"в стихотворении "Мне нравится, что ты без городского лоска"
"Мне нравитСя, что ты
без городСкого лоСка,
Столичной пошлоСти,
раСпущенноСти чувСтв.
ты - оСнование податливому воСку,
Свеча Сакральности,
мелодия иСкуСств"
Прислушайтесь! Мелодия, пропетая Автором, изумляет.
-
Отчаяние кричит женским голосом в стихотворении "Ты честь и достоинство взял у меня", в строфе которого повтор буквы "Т".
"Ему всё равно:
всё, чТо делаешь Ты -
Тугая Трескучая скука,
оно в пауТине ночной Тишины
безвольно, безумно, безруко"
2.Перейдём ко второму приёму звукописания.
УПОТРЕБЛЕНИЕ Ж,Ч, Ш, Щ (ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ )- Ж,Ш(мягких) и Ч, Щ(твёрдых)
Очень выразителен, как один из приёмов отражения звука в стихах.
Звуки, соответствующие этим буквам, говорят сами за себя.
Прислушаемся к строчкам из стихотворения "Город спит". Мы услышим шум машин во дворе дома.
"Но всё такЖе заставлены ниШи
Табуном зарубеЖных маШин.
Звук моторов за окнами слыШен
И Шипов от проехавШих Шин"
-
Звукообраз тишины передан Автором в стихотворении "Ночь сегодня со мной отдыхает"
"За окном тиШина Стеная
ЧереЗ стёкла Звенит в уШах"
В этих строчках слышится и тишина, и её звон, переданный согласными С,З.
Надо отметить этот момент, как найденный Автором, интересный музыкальный аккорд.
3.ЛЕКСИЧЕСКАЯ АНАФОРА(ПОВТОРЕНИЕ ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ СЛОВ) - ещё один приём, который присутствует в стихах Поэта.
Повтор, как вид инструментовки, слышится в стихотворении "Смотрю ,как в экран, на просторы Вселенрой"
"ИЛЛЮЗИИ сердца,
ИЛЛЮЗИИ жизни,
и наглая власть
над наивным умом -"
Повтор задаёт ритм, строфа звучит.
-
Таким же образом задан ритм и звучание в стихотворении "Надоело любить и влюбляться", где наблюдается повторение союза "то".
"ТО в брюнетку
окрасишься к лету,
ТО в блондинку -
к началу зимы,
ТО с одним -
на расстрел в оперетту,
ТО с другим -
в драмтеатр мечты"
4.Перейдём к СИНТАКСИЧЕСКОЙ АНАФОРЕ, что означает ПОВТОРЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ.
Приём нередок в стихах Поэта при его особенной композиции стихов - "разорванности "строк, что придаёт своеобразие звучания и даёт возможность Автору выделить наиболее важные смысловые моменты своих произведений.
В стихотворении "Парк. Апрель. Буреют почки" Автор так выстроил строфу:
"ПАРК.
АПРЕЛЬ.
Буреют почки"
Встречаются в строфе два назывных предложения-синтаксическая анафора.
-
Безличные глаголы тоже относятся к этому приёму инструментовки.
"УМОЛКЛИ.
ЗАБЫЛИ.
В квартире сквозняк."
(Ненужная встреча. Бокалы пусты)
5.Рассмотрим возможность СОЗДАНИЕ ЗВУКОРЯДА ПРИ ПОМОЩИ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ БУКВ
и соответствующих звуков.
Чередование букв и звуков, которые они выражают, придаёт стихам определённую звуковую окраску.
Возьму одну строфу из стихотворения "Снег выпал ночью, а к утру растаял"
"Снег выпал ночью,
а к утру растаял -
на линии дорог
осенний перелом;
поднялось солнце,
через час устало:
дождь сонно засопел простудой за окном"
Гласных (с повторением) 46.
Согласных(с повторением) 53.
Согласных больше в русском языке, они всегда превалируют, "держат" конструкцию стихов, придают чёткость звучания при прочтении.
Лексический подбор таков в этой строке, что позволяет смягчить согласные буквы и звуки , которые они выражают, чтобы заставить негромко звучать мелодию осеннего утра.
Согласные смягчаются гласными И,Е,Ю,Я в словах "снЕг, лИнИи,осЕннИй,пЕрЕлом, поднЯлось,солнцЕ,чЕрЕз, засопЕл".
Кроме того, в словах ночЬю, поднялосЬ, дождЬ , смягчение происходит за счёт "Ь".
6.ОНОМАТОПЕЯ-ещё один общепринятый приём в звукописании.
Поэтом используются в своих произведениях слова имитирующие звук.
Например, в стихотворении "Приходи тихой памятью ночью" Автор употребил слово "плюхнуться", в котором слышится звук падения в воду.
Или глагол "прокурлыкать", более чем "говорящий глагол" введён в стихотворение"Осень в ночь в тишине прокурлыкала".
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.
Свидетельство о публикации №120052000396
Пожалуй, что впервые вижу здесь
Такие тонкости, что в словах, строчках были,
Да и сейчас имеются - и есть!
Работа Ваша - труд собой огромный,
Его проделать надо много сил,
И времени "кусок", совсем не скромный,
Чтоб каждый вывод смыслы приносил!
Всё это Вами найдено! Сумели
Нам показать анафору - легко,
Аллитерации все отразили цели,
Да так обильно, ярко, глубоко!
Приёмов много все мы получили,
И термины все в лексику включили!
СВЕТЛАНА, БЛАГОДАРНОСТЬ ВАМ ЗА ТАКОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ВАШЕЙ РАБОТЫ, ПОЗВОЛЯЮЩЕЙ ПОЛУЧИТЬ ВАЖНЫЕ ЗНАНИЯ, ОБОГАТИТЬСЯ ВИДЕНИЕМ ЭТОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ВЫ - ЧЕЛОВЕК ГЛУБОКИХ ЗНАНИЙ, УМЕЮЩИЙ ИХ ПРИМЕНЯТЬ НА ПРАКТИКЕ. ЭССЕ - ОТЛИЧНАЯ ПОМОЩЬ ЧИТАТЕЛЯМ, ПОСТИГАЮЩИМ ПОЭТИЧЕСКОЕ БОГАТСТВО ВИКТОРА ПАШКОВА.
Николай Вершинин 2 13.09.2022 03:31 Заявить о нарушении
Эти работы раскрывают лексическое богатство в стихотворениях Виктора, его ювелирную работу со словарем русского языка.
Всего хорошего.
Светлана Климашова Дерягина 13.09.2022 07:21 Заявить о нарушении