Раёшный стих
В Европе и в России
В веке 18-ом,
И даже в 19-ом,
Так представления гласили
Сего Народного стиха:
Что на устах – то как Раёшника,
Что на слуху – то как Райка,
Что до письма – то как Раёшного стиха.
Раёшный стих – форма стиха народного.
Ритм основан на парной рифмовке.
Как и у всякого стиха фольклорного,
Всё остальное в нём – по обстановке.
Нет у науки единого мнения:
Сколько слогов, где ударения?
Как расположены, в какой строке?
Всё остальное в нём есть, без сомнения, –
Текст на строки имеет деление;
Строки – различные по длине;
Есть ударения в каждом стихе.
А это уже – стихотворение!
В ходу лубочные картинки,
Под ними подписи читаются;
Пьесы балагурные, шутилки,
Тексты представлений составляются.
В стеклянных ящиках ещё картинки –
С религиозным содержанием,
Где Ева и Адам в Раю встречаются…
Отсюда, видимо, пошло название.
Разнообразно содержание Райка –
От реклам торговцев, балаганных зазывал,
Как выкрики того тряпичника:
«Тряпьё, рванину,
Худую перину,
Сваляную подушку,
Путаную Аксюшку,
Всякие лохмотья,
Пьяную Авдотью,
Собираем, покупаем,
Хозяина ослобоняем»
До театра кукол и сатиры языка.
И с этим, он стихом фольклорным стал
Со званием Народного Райка:
«А вот, господа, разыгрывается лотерея.
Воловий хвост да два филея!..
Ещё разыгрываются часы о двенадцати камнях
Да на трёх кирпичах.
Из неметчины привезены на дровнях!
Еще разыгрывается чайник без крышки, без дна —
Только ручка одна!..
Настоящий китайский фарфор!
Был выкинут на двор,
А я подобрал, да так разумею,
Что можно и фарфор разыграть в лотерею!
Ну, ребята, налетайте —
Мои билеты раскупайте!..
Вам билеты на цигарки сгодятся,
А у меня в мошне рубли зашевелятся!..»
(из книги «Народно-поэтическая сатира», Л., 1960)
К стиху обращались время от времени
Одни из виднейших русских поэтов:
Пушкин, Некрасов, Блок, Демьян Бедный,
Знать, не в забвеньи стих. форма эта?!
Вот повстречались «поп» и «Балда»
И в форме, и в духе Райка:
«Жил-был поп,
Толоконный лоб,
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.
«Что, батька, так рано поднялся,
Чего ты взыскался?..»
(А.С. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»)
А у Некрасова стихотворение –
По форме прибауточного времени:
«У дядюшки Якова
Хватит про всякого.
Новы коврижки –
Гляди-ко: книжки!
Мальчик-сударик,
Купи букварик,
Отцы почтенны!
Книжки неценны;
По гривне штука –
Деткам наука!..»
(Н.А.Некрасов «Дядюшка Яков»)
Иначе совсем стих Блока звучит:
В нём парная рифма в охватной сидит:
«Чёрный вечер,
Белый снег…
Ветер, ветер,
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер –
На всём божьем свете.
Белый снежок,
Под снежком ледок.
Скользко, тяжко –
Всякий холодок
Скользит – ах, бедняжка!..
От здания к зданию
Протянут канат.
На канате плакат;
«Вся власть учредительному собранию!»
(А.А. Блок, поэма «Двенадцать»)
Но больше всех любил Раёшный стих
Известный Демьян Бедный – поэт и большевик.
Он для агит.-полит.-сатир. произведений
Использовал Раёк без всяких изменений:
«Поужинавши с попадьей обильно,
Глядел поп на попадью умильно:
«Кончала б уж ты, мать, свое чаепитие,
Потому как я чувствую в себе наитие».
И так-то поп в мыслях своих распалился,
Ан, тут мужик к нему в горницу ввалился
И, не отдышавшись, забубнил у дверей:
«Иди ко мне, батя, скорей.
Прибилась ко мне утресь старушка,
Убогая побирушка,
Попросилась с устатку — прилечь,
Пособил я ей взобраться на печь.
Бесперечь весь день на печи она кашлем дявилася,
А нынче у нее икотка появилася,
Губами шевелит, что-то сказать старается,
Видать по всему — помирать собирается!»
(Демьян Бедный «Повести о том,
как четырнадцатая дивизия в рай шла»)
***
ХОЛОСТОЙ СТИХ.
Когда в строфе одни стихи рифмуются,
Другие ж несрифмованы – без пары,
То эти Холостыми именуются,
На них направлены судьбы удары,
Они – отшельники в любой строфе,
Хоть ритмам подчиняются единым, –
По рифмам всяк гуляет каждый по себе,
Средь строк живут они, как «нелюдимы».
Обычные схемы рифмовки Хол. стиха:
ABCB, ABAC, AABA…,
Где мы ожидаем отсутствие рифмы.
Но есть у строфы и другие места:
AAAB, ABBB, ABAA…, –
Совсем не там, где ожидали мы.
И создают они в своих скитаниях
Эффект обманутого ожидания:
«И какой-то малыш A
Показал ему шиш, A
И какой-то барбос B
Укусил его в нос – B
Нехороший барбос, B
Невоспитанный!» C – Хол. стих
(К.И. Чуковский)
«Человек сидит в седле, А
Ноги тащит по земле, – А
Это едет дядя Стёпа B – Хол. стих
По бульвару на осле!» A
(С.В. Михалков)
«Нет не сдамся: папа-мама, А
Дратва-жатва, кровь-любовь, B – Хол. стих
Драма-рама-панорама, A
Бровь, свекровь-морковь… носки!» C – Хол. стих
(Саша Чёрный)
Есть предположение в науке,
Что традицию стихов холостых
Русские поэты переняли в духе
Стихов немецких, – ярких, сложных и простых.
В то время из Европы пришло веянье,
В средине девятнадцатого века,
Переводить стихи поэта Гейне –
Великого немецкого поэта.
Его стихи звучали с Холостой рифмовкой.
Её поэты расхватали как обновку.
С тех пор используется заготовкой
На всякий случай – с толком и без толку.
«Я, к мачте прислонясь, стоял, A – Хол. стих
За валом вал считая, B
Корабль летит вперёд быстрей, – C – Хол. стих
Прощай, страна родная!» B
(Г. Гейне)
«Травка зеленеет, А – Хол. стих
Солнышко блестит, B
Ласточка с весною C– Хол. стих
В сени к нам летит» B
(А.Н. Плещеев)
«От германского поэта А – Хол. стих
Перенять не в силах гений, B
Могут наши стихотворцы C – Хол. стих
Брать размер его творений. B
Пусть рифмует через строчку А – Хол. стих
Современный русский Гейне, B
А в воде подобных песен C – Хол. стих
Можно плавать, как в бассейне…» B
(Д. Минаев)
«Зарыться бы в свежем бурьяне, A – Хол. стих
Забыться бы сном навсегда! B
Молчите, проклятые книги! C – Хол. стих
Я вас не писал никогда!» B
(А. Блок)
***
МОНОРИМ.
Если мы стих с одной рифмой дадим,
И в ритме едином и в интонации, –
Этим стихом будет стих Монорим,
Несущий свою информацию.
В Европе стих этот встречается редко,
Но корни старинные есть и свои.
В средневековье во Франции где-то…
Рождён в результате эксперимента –
Уж был к популярности на пути,
Но что-то мешало дальше идти,
И он стал писать для шуток стихи.
Персидская форма стиха Рубай,
Которой писал знаменитый Хайям,
Генетикой ближе к Восточным краям,
Соседних по юго-востоку с Европой.
Персид.-таджик. поэт Омар Хайям,
Из 400-сот философских Рубай,
Для вразумленья представил нам:
«Не завидуй тому, кто силён и богат.
За рассветом всегда наступает закат.
С этой жизнью короткою, равною вздоху,
Обращайся, как с данной тебе напрокат»
Сейчас мы старинный европейский Монорим
По смыслу и форме с Рубайем сравним:
«Холодеет жар камина,
Смолкли звуки пианино,
Отзвучала каватина…
Где ж иных небес картина,
Белый лебедь Лоэнгрина?»
Не потому ли Монорим
Для Европы – арлекин?
У русских поэтов стихи – моноримы,
Как составные части произведения,
Встречаются часто, но в чистом виде,
В виде отдельного стихотворения, –
Являются редко, как те пилигримы.
Встречаются часто:
«Пример такой на свете не один:
И диво ли, когда жить хочет мещанин,
Как именитый гражданин,
А сошка мелкая, как знатный дворянин»
(И.А. Крылов)
«Есть чёрный тополь, и в окне – свет,
И звон на башне, и в руке – цвет,
И шаг вот этот – никому – вслед,
И тень вот эта, а меня – нет»
(М. Цветаева)
Встречаются редко:
«Когда будете, дети, студентами,
Не ломайте голов над моментами,
Над Гамлетами, Лирами, Кентами,
Над царями и президентами,
Над морями и над континентами…»
(А.Н. Апухтин)
Здесь Монорим – отдельный и свободный
Сатир. юмористический субъект, –
В нём, с нагнетаньем рифмы однородной,
Достигается комический эффект.
Прообразы русских Моноримов –
Скороговорки, потешки, загадки.
Они к словам относятся игриво –
С созвучными играют в прятки:
Села Алеся
С печи ноги свеся,
Не смейся, Алеся,
А на печи грейся.
(русская скороговорка)
Один из памятников стихотворных,
Где Монорим из древней формы:
Но еже к Богу верою вооружився,
и креста честного силою
укрепився,
и молитвами пречистые Богородицы
защитився,
и предстательством небесных сил
оградився,
и Богу помолився…
(«Задонщина», 14 век)
Анализ Монорима древнеродного:
- Рифма женская, однородная,
Для таких стихов вполне пригодная.
***
СТИХОТВОРЕНИЕ В ПРОЗЕ.
Стихотворенье в прозе? Ну и ну!
А как же это я пойму?
Заглянем в прозы глубину –
И что там, как и почему?
Смотри-ка, строки всё бегут, бегут
От начала, до конца страницы,
И в связке длинной не поймут,
Что уж пора остановиться?!
Похоже, что в конце произведения.
А где же тут стихотворение?
Я прощу оксюморонное название,
Если лирику в потоке слов найду.
И выражу своё признание,
Если мелодичность в прозе отыщу.
Ещё мне нравятся тексты покороче,
Чтоб интонация звучала, паузы,
Чтоб вопросов, восклицаний больше,
Больше романтизма, места для эмфазы.
Для прозы, по её потребности,
При скучном описаньи повседневности,
Эмоциональную окраску речи дать
И чуточку напевности придать,
При случае, и свечи зажигать, –
Для достиженья стихотворной речи.
Вот что напомнить бы прозаику при встрече,
Когда он скажет что-то вроде:
«Я пишу стихотворенья в прозе
По заявке важной, иль по просьбе…»
А у кого стих в прозе получается?
У Р. Роллана, О. Берггольц встречается.
Конечно же в произведениях
Бодлера, Гоголя, Тургенева,
У Паустовского, Эдгара По.
Не так уж много их всего.
И вот настало время расставания.
Примеры почитайте, что приводим мы:
Поэтические по содержанию,
И прозаические по их форме.
«Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса
и горы полные воды свои. Ни зашелохнет; ни прогремит. Глядишь, и не
знаешь, идет или не идет его величавая ширина, и чудится, будто весь
вылит он из стекла, и будто голубая зеркальная дорога, без меры в
ширину, без конца в длину, реет и вьется по зеленому миру. Любо тогда
и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод
стеклянных вод и прибережным лесам ярко отсветиться в водах.
Зеленокудрые! они толпятся вместе с полевыми цветами к водам и,
наклонившись, глядят в них и не наглядятся <…>»
(Н.В. Гоголь «Страшная месть»)
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, – ты
один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный
русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что
совершается дома? Но нельзя верить,чтобы такой язык не был дан великому
народу!»
(И.С. Тургенев «Русский язык»)
«У бабы-вдовы умер её единственный, двадцатилетний сын, первый на селе работник.
Барыня, помещица того самого села, узнав о горе бабы, пошла навестить её в самый
день похорон.
Она застала её дома.
Стоя посреди избы, перед столом, она, не спеша, ровным движением правой руки(левая
висела плетью) черпала пустые щи со дна закоптелого горшка и глотала ложку за ложкой.
Лицо бабы осунулось и потемнело; глаза покраснели и опухли.. . но она держалась
истово и прямо, как в церкви.
«Господи! — подумала барыня. — Она может есть в такую минуту.. . Какие, однако, у
них у всех грубые чувства! »
И вспомнила тут барыня, как, потеряв несколько лет тому назад девятимесячную дочь,
она с горя отказалась нанять прекрасную дачу под Петербургом — и прожила целое лето
в городе!
А баба продолжала хлебать щи.
Барыня не вытерпела, наконец.
— Татьяна! — промолвила она. — Помилуй! Я удивляюсь! Неужели ты своего сына не
любила? Как у тебя не пропал аппетит? Как можешь ты есть эти щи!
— Вася мой помер, — тихо проговорила баба, и наболевшие слезы снова побежали по
её впалым щекам. — Значит, и мой пришел конец: с живой с меня сняли голову. А щам не
пропадать же: ведь они посоленные.
Барыня только плечами пожала — и пошла вон. Ей-то соль доставалась дешево»
(И.С. Тургенев «Щи»)
«Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов
уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я
хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском
семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
— Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, —
нЕ на что будет соли добыть, похлебку посолить...
— А мы её... и не соленую, — ответил мужик, её муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!»
(И.С. Тургенев «Два богача»)
РИТМИЧЕСКАЯ ПРОЗА.
Если в речи прозаической
Ты услышишь ритм, такты,
Будто в речи поэтической, –
Повезло тебе, ведь это факты,
Чтобы речь назвать Ритмической.
В русской прозе литературной
Иной раз стопный ритм мы слышим:
То, вдруг, Хорей по ритмике дежурный,
То Ямба ударения отыщем,
То Дактиль повстречается порой.
А вот удача – слышен Ямб сплошной:
«Я так люблю ласкать тебя,
мой славный, ты так высок,
что я не достаю твоих
кудрей, когда ты встанешь.
А я люблю, как я люблю вот эти чёрные,
вот эти демонские кудри!»
(Н.С. Лесков «Островитяне»)
Заметно в прозе постоянство разных стоп,
Но чаще ударенье падает на 3-ий слог,
Неужто от Анапеста идут?
А как же Дактиль, Амфибрахий – их найдут?
Да не волнуйтесь вы, их метры ценят, ждут.
«С конюшнею каменной, с дворницкой, с погребом
— не прилипающий к семиэтажному дому, но скромным достоинством двух
этажей приседающий там, за литою решёткою, перевисающий кариатидами,
тёмнооливковый, с вязью пальмет — особняк: в переулке, в Леонтьевском!...»
(А. Белый «Маски»)
Но всё ещё понятья «Ритм. прозы»
В науке нет, есть лишь прогнозы.
Теория Р.п. не разработана,
Заявка на патент не подана.
Совет прозаику:
- Пока не взяли за руку,
Ты прозу аккуратно расчлени
На нужные ритмичные куски,
И будет целое стихотворение –
Поэтическое произведение.
Чуть погоди, пока в науке шум не стих,
И громко вопроси: «Чем не Верлибр… Белый стих?!»
И скромно бросишь им в ответ:
«Я и прозаик, и Поэт!»
Продолжение следует...
Свидетельство о публикации №120051905162