Введение в специальную теорию лирической поэзии
(рукопись конца девяностых годов)
03:40
Публикация номер 9287
Предисловие
Задача создания фундаментальной поэтики ставилась за последние два с половиной тысячелетия с завидным упорством, в своих попытках внося в знание о поэтическом искусстве бесценные открытия - но все эти попытки порой напоминают титанические усилия Сизифа, особенно в наш век (примечание: двадцатый век), давший блестящие образцы теоретизации ряда областей знания - прежде всего,физики.
Меня побуждает к собственной попытке множество причин, которые в обобщённом виде можно представить как перегрузка вопросами, неудовлетворенность существующими ответами на них, и необходимость преодоления, духовного преодоления чумы социалистического реализма.
К несчастью, соцреализм продолжает господствовать сегодня, невнятно отказавшись от имени и от всей своей бессмысленной трескотни, сохранив беспощадную беспринципность и принципиальную дегенеративность - конечно же, никогда и не быв теорией, оставшись чем-то вроде полусекретного заговора редакторов по неукоснительному исполнению прихотей правящего бескультурья.
Я всегда был отчужден от редакций, но даже мой бедный опыт общения с ними способен привести в ужас здравомыслящего человека - к сожалению, у публикующихся поэтов несколько притупляется чувство дурности (примечание: омерзения). Столица и провинция - два полюса, между которыми они сами же и находятся. В Ставрополе мне довелось услышать бесценное откровение одного литератора, в ту пору стоящего на грани перехода от "молодых" в "члены". Он обнажил и усилил требование практического официоза: "Писать нужно так, чтобы было понятно дебилу".
Видимо, полагая формулу гиперболой, автор не заметил, что она абсолютно адекватна практике редактирования, публикации и официозного стихописания.
Понимая это, я назвал их концепцию дебилизмом.
Надо сказать, что в предстоящем исследовании я, если и буду касаться стихов и положений дебилизма, то вовсе не как особой школы лирической поэзии (и поэтики - соответственно), но исключительно как псевдопоэзии, точнее лжепоэзии, иногда - антипоэзии.
К сожалению, дебилизм в среде подлинных поэтов,всегда бывших вне соцреализма, вызвал отвращение к теоретическому как таковому, а иногда ко всему внеинтуитивному вообще; это явление порождается чувством самосохранения я и потому ложно, хотя и понятно. И, всё же, я ближе к темя кто испытывает отвращение к дебилизму и в борьбе за право выхода к читателю идёт на обман дебилизма, но не на компромисс. И здесь меня ожидает ещё одна теоретическая трудность: за некоторым исключением, поэзия эпохи соцреализма мимикрирована под дебилизма, и я предполагаю необходимость значительных усилий по различению поэзии и лжепоэзии.
Синкреазия к теории не заслуживает обсуждения: один из героев Чехова внушал Каштанке превосходство столяра над плотником, и для не критического обывательского сознания (которое сейчас модно считать положительным) характерны все виды дискриминации в пользу социумая к которому принадлежит субъект.
Тем не менее, я должен выступить с апологией теории: теория является уникальным средством проверяемости утверждений, в том числе и в сфере духа, где почти все факты столь же не очевидны, как шарообразность Земли, вращение Земли вокруг солнца и так далее.
Во-вторых, текорря вовсе не претендует заменить поэзию или даже хотя бы научить писать стихи кого-то, - эту глупость культивируют весьма неплохие поэты, но даже если она и мила в каком-то поэтическом произведении, то всё же мила как глупость, и за разумное выдавать её не стоит.
У биологии достаточно хулителей, - впрочем, есть ведь люди, являющиеся противниками дождей, - но не стоит хмурым поэтам, которых теория раздражает, пояснять, что биология не учит переваривать нам пищу.
Я нисколько не сужаю предмет исследования, говоря не об общей поэтике, но лишь о теории лирики: лирика достаточно самоатоятельна и определённа, нынешнее же определение поэзии склоняется часто к формальным признакам. Дело в том, на мой взгляд, что вот всей исторической полноте охватить поэзию как целостность непросто, поскольку по формальным признакам она включает явления совершенно ей чуждые - это пришлось отметить ещё Аристотелю. Поэтому, говоря о лирике, возможно, я буду говориь о поэзии в собственном смысле слова,оставляя за пределами исследования иные явления, представленные стихотворными текстами, не делая ни малейшей попытки за счёт их включения утратить опреденность предмета.
Но это означает то, что в настоящем исследовании термин "поэзия" и "лирическая поэзия" будут использоваться как синонимы, что каждый раз договариваться не будет.
Я не хочу скрывать, что для меня в самом деле поэзия есть лирика, а иные стихотворные явления, включая эпос и т.д. - поэзия лишь в истореском смысле, как я говорю - протопоэзия, если речь идёт о древнем творчестве.
Но это моё убеждение не кладется в основу концепции: я надеюсь среди следствий своё теории получить ответ на вопрос о нелирической поэзии, что будет возможно, если ответ не задан заранее в качестве неявного постулата.
Остаётся сказать о том, что настоящее исследование будет строиться не как готовый результат, но как процесс, что потребует его двучастного строения, вторая часть которого будет систематическим изложением первой.
Более подробно порядок исследования предполагается следующим:
во-первых, обсуждение предмета исследования и, что то же самое, предмета теории лирической поэзии.
Во-вторых, я собираюсь особо поговорить о личности человека, чувствах и душе.
В-третьих, я займусь проблемой речи.
В-четвёртых, я особо рассмотрю прекрасное.
В-пятых, я намечу черты концепции поэтического.
В-шестых, я рассмотрю вопросы поэтического творчества.
В-седьмых, я коснусь проблемы поэтического произведения.
В-восьмых, я рассмотрю проблемы творчества поэта.
В- девятых, я обсужу вопрос личности поэта.
В-десятых, я выскажусь по теме "лирическая поэзия".
В-одинадцатых, я коснусь вопроса динамической классификации.
В-двенадцатых, я обсужу перспективы теоретизации с точки зрения данного исследования.
Что же касается второй части исследования, то, по-видимому, её должен будет предварить особое предисловие.
***
Следующая часть предполагается отдельной публикацией:
1. Предмет исследования.
Предмет теории лирической поэзии
14 сентября 2021 года примерно 04:55
***
© Copyright: Август Май, 2021
Свидетельство о публикации №121091400760
© Copyright: Август Май, 2019
Свидетельство о публикации №119051904536
Свидетельство о публикации №120051901380
Читая подобные вещи, словно нужно устоять при неком ветре, сшибающим с ног. Ну ты дуть!
Лора Ланко 15.09.2021 09:41 Заявить о нарушении
Сейчас счёл, что есть кое-что любопытное
Август Май 15.09.2021 09:46 Заявить о нарушении
Август Май 15.09.2021 14:40 Заявить о нарушении