Полов. Быль
Не исключением была и дисциплина "Импульсная техника", которую преподавал нам доцент Полов. Худенький мужчина среднего возраста и роста, в очочках. Читал, в смысле, писал на доске формулы, он неплохо, уверенно. Только вот, что он писал - это вопрос. Мало того, что часть импульсных устройств он дал на лампах, так остальное время потратил на изучение транзисторного триггера - основного, но достаточно простого запоминающего элемента компьютерной техники. И читал он его по книге "Импульсные устройства" Фролкина - дядьки из МАИ. Этот Фролкин, видать, опубликовал свою кандидатскую, а, может и докторскую, диссертацию в виде учебника для ВУЗов
Работа триггера базируется на паре вполне понятных формул, достаточных для его расчета. Но Фролкин, а за ним и Полов, "творчески" подошли к расчету триггера. Фролкин стал учитывать такие тонкие процессы в транзисторе, которые при инженерных расчетах отбрасывались и давали (что весьма сомнительно) незначительное повышение точности (2...5%). А ведь уже были замечательные книги по этой тематике (Гольденберг, Гершунский). Но почему-то о них мы узнавали гораздо позже и не от преподавателя, а от студентов - старшекурсников, которые тоже кушали эту кашу, но пораньше, чем мы. И так было по каждому предмету. Скажу только одно, что по окончании вуза, первое с чем я столкнулся, были микросхемы, о которых за время обучения не было сказано и полслова. Вот и представьте, что мы были за специалисты после окончания самого престижного факультета самого пре-стижного технического вуза города Горького.
Так вот, Полов добрую половину лекций посвятил расчету простей-шего устройства - триггера, забыв сказать, что само по себе это устройство совершенно бесполезно и очень полезно в таких устройствах, как регистры - главный элемент современных компьютеров. Горы формульного мусора (фуры), которые не гарантировали ничего хорошего, перекочевывали с доски в наши конспекты. Полов вдохновенно гонял фуру в соответствии с учебником Фролкина. Монографией, которая вдруг превратилась в учебник для вузов. Вредительство, одним словом.
Еще был один неприятный момент. Он касался "очкариков" и меня в том числе. Занять первые парты в аудитории на лекции было практически невозможно. Когда я прибегал в аудиторию, первые парты уже были забиты слабовидящими из других групп и девушками с нашего курса. И я оказывался на большом удалении от доски, поэтому списывать с доски бесконечные формулы было очень даже мучительно. Я за время учебы заработал зрение -7, а когда поступал в вуз было -2. На одну из лекций Полова мы пришли из пивного бара и сели в самом конце узкой длиннющей аудитории. Ничего не было видно и мы с одним приятелем начали играть в "слова" на листочке клетчатой бумаги. Но, видимо, как-то громко и заметно. Полов - потом говорили - вроде сделал замечание, но я вот ничего не услышал. Аудитория была длинной, а говорил он всегда не напрягая голоса. Тогда Полов решил сам пожаловать к нам. Я его заметил, когда он уже подходил к нашей парте: "Молодой человек! Покиньте аудиторию!". Я вышел, а он пошел к доске жонглировать своей фурой.
Наступила сессия - время расплаты. Поскольку это был третий курс, то калачи мы были тертые, но с первого семестра третьего курса запросто отчисляли также старательно, как с первых двух курсов. Рубиконом как-раз и являлся эта сессия первого семестра третьего курса. Если ты переходил на второй семестр третьего курса, то можно было, как у нас говорили, начинать встречаться с девушками. И вот наступил день экзамена по импульсной технике. Я беру билет, а при нём задача. Ну, я уже тогда умел готовиться к экзаменам-зачетам по чужим конспектам. Теорию написал, решил задачку. Мы тыщу-пятьцот раз решали подобные задачки на практике.
Иду отвечать. Полов криво улыбается, смотрит решение задачи:
- Вам -неуд!
Вот так простенько, без разговоров.
- Я ещё поггггготвлюсь...
- Смотрите...
Иду, ничего не понимая. Решение мне известно и другого просто не может быть. Через лаборанта пацаны из коридора передают мне записочку с решением. Оно в точности совпадает с моим:
- Нет, неверно, неуд, - кривится Полов.
Я снова иду готовиться. Студент за студентом уходят, сдавшие или не сдавшие экзамен, а я бьюсь с простенькой задачкой. Сдаю экзамен уже часа четыре. Полов добивается, чтобы я смалодушничал и сам забрал зачетку, а он бы аккуратненько вписал бы в экзаменационную ведомость напротив моей фамилии "неуд". Высший пилотаж.
Тогда я делаю отчаянный шаг и говорю:
- Напишите мне правильное решение и я сам заберу зачетку. Он улыбается и кривится, кривится и улыбается. Потом он берет мой листочек с решением и после моего ответа ставит знак равенства и что-то выносит за скобки и...всё. На мои круглые глаза эта сцука достает мою зачетку и ставит "удовл". Занавес. Много ребят повалил. Вообще я заметил одну закономерность: чем поганее читает материал преподаватель, тем жестче он предъявляет требования на экзамене. Есть артисты, которые спрашивают даже то, чего не давали на лекциях. По забывчивости. А двойку мне никак нельзя было получать. Двояк я схватил по "Технике СВЧ" у профессора Сморгонского. Тоже был ещё тот фуфель - фрукт хороший. Но это другая история.
13.03.2020
Свидетельство о публикации №120051802475