Глава 33. Созерцание

          — В чём преимущество жития в провинции? — это первая часть моего вопроса к собственному нутру. И вторая — почему я до сих пор не уехал в любой город, куда меня звали друзья и коллеги по ремеслу? — размышлял широко известный (автор уже без всякой опаски употребляет сей звучный термин!) провинциальный поэт Модест Шиншилов, расположившийся, как всегда, под Пищитой с двумя фидерами и норовящий выудить из Десны с полдюжины, а то и больше (как повезёт!), ленивых крутобоких жирнющих лещей, приятно хлюпающих своими необыкновенно удлиняющимися ртами-хоботами. — А преимуществ здесь немало. Но мне необходимо выделить главное, как учили нас предшественники-философы. Так вот — этим главным качеством, способным развиться у мало-мальски мыслящего провинциала является… созерцание… да-да, господа, — обратился Шиншилов к несуществующей аудитории, — именно созерцание окружающего и последующие за этим всевозможные душевно-мыслительные процессы есть, говоря простым и надёжным языком, квинтэссенция пребывания в удалённом от столицы пространстве.
          — Только всмотритесь в историю искусств: любая величина (да хоть и Пушкин! — вторило ему внутреннее чувство, — не говоря о менее масштабных соратниках-предшественниках) норовила попасть в провинцию, чтобы после блеснуть в столице тем или иным явившимся в глуши шедевром. Ведь нашего, с позволения сказать, Гоголя жажда отъехать подальше от столицы для написания «Мёртвых душ» завела аж в Италию! Вот уж глушь так глушь! А здесь как-нибудь… э-кхе-кхе… — то ли усмехнулся, то ли закашлялся Шиншилов, — сам Бог велел, так сказать…
          А меж тем Бог являл нашему поэту шикарный майский день — солнечный тихий, тёплый, с воздухом, насыщенном восточными ароматами цветущих луговых трав с крепкой ноткой полыни, мягкой прозрачной водой, быстро текущей в чёрт-те какие земли и вообще… закрывая глаза, можно было почуять, что вокруг рай да и только. Даже простое прищуривание очей от яркого солнца рождало сие ощущение, поглощавшее нашего героя почти целиком. Ну, кроме, конечно, отдельных мыслей, гуляющих под бейсболкой  с девизом «сами по себе».
          Это было сродни умной молитве или молитве делания, о которой поэт слышал  когда-то от своего знакомого дьячка. Суть была в том, чтобы монашествующие творили Иисусову молитву, повторяя ея при том как можно дольше. И вот когда сей процесс начинал занимать круглые сутки, включая даже сон, монах мог «сверху», так сказать, или «вторым этажом» произносить новое обращение к Богу, которое-то и сбывалось непременно, в отличие от «одноэтажной» профанной, оттого и не доходящей до горнего мира, молитвы большинства из нас… Да вот взять хотя бы огромное вражеское войско, которое, подойдя к столице, постояв в оцепенении и развернувшись, начинало многокилометровый поход восвояси несолоно хлебавши. Сколько всего подобного происходило и происходит в родной истории, когда уж кажется — всё, хана, кирдык!..
          — Семь!.. Да, семь таких умелых монахов должны были жить и служить одновременно, чтобы Отечеству ничего не угрожало! — вслух воскликнул Шиншилов, словно вспоминая о чём-то.
          Над его белой головой высоко на белой меловой круче горел, возвышаясь над белым тысячелетним Собором, золотой крест!
          — Созерцание и при этом — никакого специального фокусирования на созерцании! Вот главный секрет оного мастерства, ё-моё! — в сердцах воскликнул наш Модест и пнул на радостях левой ногой правый фидер. Тут же кончик последнего резким отскоком возопил, что происходит поклёвка!
          — Вот оно — подтверждение моих мыслей! — продолжал неистовствовать Модест и схватил дёргавшуюся снасть. Чувствовалось, что на другом конце лески ходуном ходит сильная рыба.
          — А вот я тебя, голубушку, — спокойно приговаривал, аки Хемингуэй, прерванный мыслитель, выкачивая рыбину упругим удилищем и тут же подматывая свободную леску. Но рыба не собиралась сдаваться, как и мысль-озарение о созерцании. Ещё многое предстояло ей, чтобы удобно улечься в шиншиловском мозгу, равно как и рыбе попасть сначала в подсачек, а затем и в садок.
          Но чем ближе подводил Шиншилов рыбу к берегу, тем более странно она себя вела: не торопилась улечься плашмя на поверхности, хлебнув райского воздуха, как, положим, местный лещ, а напротив, норовила, всячески извернувшись, с фонтаном брызг уйти на глубину. Только странного вида спина без устали извивалась, нагнетая в шиншиловском воображении ряд сомнений о принадлежности к лещовому семейству.
          Наконец, дотоле остановившееся время сдвинулось с мёртвой точки, и наш знакомец завёл-таки рыбину в подсак. Из него теперь смотрела на Шиншилова умная рыбья морда, как бы спрашивая: «Что делать-то будем, голубчик?»
          — Ё-моё! — Шиншилов присел мимо рыбачьего кресла. — Ни хрена ссебе — стерлядь! Килограмма под два! — на него действительно смотрела морда с длинным вытянутым носом, под которым находилось две пары усов и акулий рот. Глаз, напомнивший поэту знаменитый ленинский прищур, будто издевался над рыбаком, понимая двусмысленность момента.
          — Краснокнижная, зараза! — выдохнул Шиншилов и засобирался было выпустить непрошенную гостью обратно в реку. Но тут справа, метрах в пятидесяти, зашевелились кусты, и из оных стал мало-помалу материлизовываться Иван, живший неподалёку на Набережной. Он, как всегда, был немного выбрит и до синевы пьян.
          — Привет, Модест, мать твою за ногу! — стал он издалека вежливо приветствовать возившегося с рыбой Шиншилова.
          Последний инстинктивно спрятал согнутую рыбину в пятнадцатилитровое пластиковое ведро и захлопнул крышку. Усевшись на него верхом, он ответно, борясь с одышкой, выдал:
          — И тебе не хворать, Иван! Ты либо опять свою Лыску потерял?
          — Да не-е, — пропел Иван, приковыляв поближе, — бабка корову нашу ещё с утра на луг отвела. Клюёт? — без всякой остановки спросил он.
          — Да хоть бы один лещ, подлец! — Шиншилов махнул рукой. — Пойду домой теперь.
          — Ты прям как я! — хохотнул Иван. — Я вот тоже теперь домой пойду. И, кстати, бабке своей всё выскажу, вот непременно всё! — задиристо дополнил он и, покачнувшись, рубанул правой рукой воздух.
          Через некоторое время, когда Иван дематерилизовался в прежних кустах, Шиншилов открыл ведро для продолжения диалога с рыбой и дальнейшего расставания в пучине вод. Однако на него уже смотрел не ленинский, а какой-то остекленевший глаз, неподвижное рыбье туловище как-то неудобно расположилось в пластиковом ведре.
          — Уснула, Иван твою дивизию! — сокрушённо выдохнул Шиншилов. Отпускать в реку было некого: рыбина собралась домой к нашему поэту в качестве редкого трофея, откинув плавники.
          — Ну что ж, значит, судьба-а! — протянул Шиншилов с известной долей грусти и отправился к машине. Подойдя к оной, рыбак отправил нехитрый скарб в положенное ему место, поставил в салон ведро с рыбиной и уселся за руль. Весь длинный подъём в гору и дальнейшее передвижение по родному городу были заняты сумбурно вращающимися мыслями о редкой рыбе, о созерцании и почему-то о своём друге Авеле Перепряхине.
          — Вот кто созерцатель, настоящий матёрый созерцателище! — приговаривал Шиншилов. — Нет, ты обратись к его творчеству, почитай его стихи, — говорил он, обращаясь к ведру с рыбой, — он не использует какие-то там сюжеты, не напускает в строки мелодраматического туману, не-ет, — Шиншилов оторвал от руля правую руку и высоко задрал вверх указательный палец, — он переплавляет процесс созерцания в поэтические строки, смело используя любой лексический штиль, да чего там… — он снова, взмахнув рукой, взялся за руль.
          Последние минуты рыбьего пребывания в машине, не спеша перемещавшейся по тихим улочкам провинциального городка, были ознаменованы шиншиловскими размышлениями о секретах поэтического мастерства, коими безукоризненно владел его старинный друг Перепряхин, среди которых отдельно и чаще других звучало странное слово — созерцание!


Рецензии
Здравствуйте, Геннадий! Замечательная вещь, в которой меня больше всего поразили воспоминания Модеста Петровича об "умной молитве или молитве делания", про которую ему рассказал дьячок. Найдутся ли в наше время семь монахов, которые по чувствованию своему могли бы одновременно совершать такие молитвы?
Секрет этой чудной молитвы, открытый Модестом Петровичем, как будто прост. Но, чтобы научиться не фокусироваться на созерцании, а жить в нём, некоторым и жизни не хватит.
С самыми дружескими
чувствами и теплом,

Татьяна Павлова-Яснецкая   18.05.2020 20:13     Заявить о нарушении
Уважаемая Татьяна! Раб божий Модест наш, невзирая на то, что батюшки Петра у него отродясь не бывало, сильно благодарит Вас за эмпатию и велит автору кланяться Вам в пояс, что автор сей и делает. А остальное, включая внезапно свалившиеся испытания, Господь да управит! Аминь!

Геннадий Соболев-Трубецкий   18.05.2020 21:55   Заявить о нарушении
Ни минуты не сумняшеся, так написала. Даже не знаю почему. Видимо он в моей душе поселился именно с таким отечеством, поскольку, как же может не иметь отчества такое знаменитое имя? А, если серьёзно, прошу прощения за свою невнимательность.
С теплом
сердечным,

Татьяна Павлова-Яснецкая   19.05.2020 16:32   Заявить о нарушении
Многоуважаемая Татьяна! Наисквернейший многогрешник Модест имеет дерзновение уточнить сей скользкий момент в его биографии упоминанием третьей главы опуса сего, где всё и разъясняется ко всеобщему удовольствию.
http://www.stihi.ru/2017/05/29/2759т его имени и по его нижайшей просьбе,

Геннадий Соболев-Трубецкий   19.05.2020 16:53   Заявить о нарушении
Понятно теперь, почему я не запомнила отчество. При более близком знакомстве, всё больше и больше проникаясь симпатией к Вашему герою, я просто выкинула из памяти его неблагозвучное отчество. Какой же он Заскорузлович, Господи прости?! Я не согласна, теперь могу сказать это с полной уверенностью. Уж на худой конец - Незаскорузлович.
С неизменной симпатией
и теплом,

Татьяна Павлова-Яснецкая   19.05.2020 17:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.