Записки пилота, не вошедшие в отдельные рассказы

19.09.2014
Слетали к истоку реки Дон...
---------------------------------------
28.09.2015
Вчера летали к Малоярославцу. Всего час туда лететь, но почему-то первые 2 попытки в разные времена окончились неудачей. Один раз пришлось изменить маршрут, другой раз пришлось на вынужденную посадку пойти в Калужской области. А вчера спонтанно получилось.
---------------------------------------
13.12.2015
"А давай просто поднимемся над облаками. Вон в то окно можно пролезть. Там сейчас красиво" - сказал я. "Давай" - ответил Сергей. Я повёл Корвет вверх по спирали. Поднялись над нижним слоем облаков. Высота 1500. Солнце, пробиваясь сквозь верхние облака, красиво освещает нижние на западе. Вот оно счастье. "Просто так! От нечего делать! Мы можем подняться за облака. Мы счастливые люди, Серёга" - воскликнул я.
----------------------------------------
9.04.2016
Вчера видели птичий клин - летел примерно на нашей 400-метровой высоте, впереди и чуть левее, далеко над лесом. Кто такие - непонятно. Но это перелётные, потому что с юга на север шли. Потянулись, милые, в родные края.
----------------------------------------
25.09.2016
Приземлились в Малино после маршрута. Потом подошла Ульяна с подругой. Серёга подругу прокатил, я Ульяну. Летали с ней минут 20-25. Просто спокойно кружили над полями и перелесками. Ульяна управляла, а я показывал, как при ветре сделать полный вираж так, чтобы получился правильный круг.
Затем, в районе Нового Ступино, примерно на пятистах метрах нам попались коршуны - целых три. Они кружились в потоке. Как же я люблю такие встречи! Конечно не смог оставить их просто так. В восходящем потоке мы летели встречными курсами, поэтому птахи мелькнув, быстро скрылись из виду. Я поменял направление полёта, и коршуны появились. Вот они, милые - парят, нехотя шевеля крыльями. Довольно близко - метров 50. Указал пассажирке на попутчиков. Она охнула восхищённо. Насладившись соседством, мы продолжили полёт одни...
------------------------------------------
16.07.2017
Тренировался один, наматывая круги. Первый взлёт был поперёк полос, с рулёжки. Это потому что ветер на полосе под 90 градусов и под 10 метров в секунду.
Разбежался, взлетел. На высоте метров 50 неожиданно открылась левая дверка, и её прижало потоком к центроплану. Как ни странно дверка не получила повреждений. Происшествие не вызвало у меня никаких эмоций. Левой рукой притянул дверцу к себе за защёлку. Почему-то получилось без труда. Видимо на взлёте обтекание такое, что её прижимает вверх не так сильно как на глиссаде. Притянул, защёлкнул и дальше полетел.
А вот года 4 назад притянуть не удалось. Так и держал рукой защёлку, пока Серёга сажал самолёт. Тогда у нас случилось задымление в кабине. Не было видно вообще ничего, и мне пришлось открыть дверцу, чтобы выветрился дым. Ну её и вырвало из рук, побив о центроплан.
-------------------------------------------
4.11.2018
Катал знакомую. По пути на аэродром встретился коршун на высоте 600. Показался мне очень откормленным, правда.
В следующем полёте управлял Серёга, а я вторым был. Ближе к завершению увидели в полукилометре от себя стаю птиц, штук семь примерно. Белые крылья с тёмной каймой. Большие, вроде гусей или журавлей. Но гуси немного меньше размером, а стерхи (белые журавли) здесь не водятся. Значит это были или аисты, или цапли. Стая следовала в юго-восточном направлении на полукилометровой высоте. Похоже, что перелётные - улетают. Но почему так поздно? Впрочем - хорошая погода затянулась в этом году, вот они и подзадержались. Пока подбирались к глиссаде, обсудили, кому кто больше нравится. Мне - цапли, Серёге - аисты.
-------------------------------------------
1.06.2019
Для начала решили потренироваться на воде. Направились под Серпухов на Цимлянку. Первая посадка на акваторию Серёгина. При заходе увидели катер и пару лодок. Они всегда мешают в таких случаях. Но Сергей совершил посадку, отплыл назад до точки начала взлёта и приготовился взлетать. Это взлёт Сергея. Катер и лодки мешаются, конечно. Пересекают наш курс. Чувствуется, что их хозяева ничего не соображают. Тем не менее, Сергей поднял с воды левое крыло и взлетел. Дальше управление переходит ко мне. Опять при заходе видим водные суда. Только их количество грозит увеличиться – увидев амфибию над карьером, люди спешат на своих катерах проникнуть на эту акваторию через канал, соединяющий с Окой. Я приводнился. Точно также поплыл к точке начала разбега. Но по дороге рядом с нами мешались уже вновь прибывшие катера. На одном из них, прошедшем совсем близко, мы увидели весёлых мужчин и женщин. Один стоял и снимал Корвет на камеру. При этом его лицо выражало глупый восторг. Очевидно, что в таком состоянии ничего хорошего он совершить не мог. Лицо его было довольно счастливым, что уже хорошо.
Я вышел к началу разбега. Крутанул Корвет против часовой стрелки, чтобы поднять левое крыло. После отрыва левого поплавка от воды начинаю разбег. Но ситуация критическая. Мало того, что там впереди несколько лодок и катеров. Так ещё один из них движется поперёк нашего курса метрах в ста. И мы, если продолжим взлёт, обязательно встретимся. До катера оставалось метров 50. Я сманеврировал и отвернул левее – очень не хотелось прерывать взлёт. После того, как мы обогнули их слева, я вышел на прежний курс и оторвал аппарат от воды.
Решили судьбу сегодня больше не испытывать и прекратить посадки на воду. Направились к югу – без особой цели, просто полетать.
Кругом хорошие кучевые облака. Я не могу спокойно на них смотреть, и поэтому предложил подняться туда и полетать между султанами. Так и поступили. Полтора километра, выше, ещё выше. Мы среди них. Продолжаем подъём. Достигли высоты две пятьсот. Здесь мы оттянулись по полной, с удовольствием летая между белыми валами. Поснимали немного. Увидели, конечно, цветное круглое гало и Серёга заснял его на видео.
Насладившись, стали снижаться и направились на аэродром в Малино.
После посадки, пока чехлили самолёт, Сергей сказал: «Всё-таки мы счастливые люди». Трудно не согласиться. Но ведь у каждого своё счастье. Мне припомнилось счастливое лицо мужчины на катере, когда он смотрел на нас, снимая происходящее на кинокамеру.
---------------------------------------
9.06.2019
А сегодня я полетел один, поскольку Серёга в отпуске. Был намечен треугольный маршрут примерно на 2 лётных часа. Сначала до Зарайска, чтобы полюбоваться их замечательным кремлём и монастырями. Затем в Пахомово, в аэроклуб. Там я хотел приземлиться, чтобы пообщаться с прекрасными людьми и попить чаю в столовой. И далее на свой аэродром в Малино.
Прекрасный план! Взлетел и ушёл в сторону Зарайска. Но неожиданно, за 5 километров до цели, краем глаза кое-что заметил – шлейф бензина из шланга, который идёт от бензопровода к шприцу справа. Шланг прохудился рядом со шприцом. Такой красивый шлейф был. Бензин попадал на боковое стекло, стелясь по нему. Первое моё действие после того, как заметил – разворот в сторону дома. Только после этого стал думать.
Вариант 1 – немедленная вынужденная посадка на первое попавшееся поле. А полей внизу хватает. Но у меня нет с собой запасного шланга и нет изоленты, чтобы перемотать порванное место.
Вариант 2 – попытаться исправить в полёте. Но для этого мне нужен второй пилот, а его-то и нет сегодня. Раз проблема с его стороны, значит можно было бы отдать приказ приоткрыть боковую дверку и пережать дырявый шланг, или снять его со шприца и завязать узлом. Серёги нет со мной, а значит надо самому всё делать – переползти на место второго пилота, открыть дверцу, заняться шлангом. При этом надо ещё и Корвет вести. Нет, так не получится у меня.
Вариант 3 – просто иду домой. Прикинул объём вытекающего бензина из правого бака – есть большая надежда, что правый мотор не остановится до посадки. А потому – решение принято, и я иду домой.
Больше всего в процессе принятия решения беспокоила мысль о возможном возгорании вытекающего бензина. Если вдруг будет искра из выхлопной, то тогда всё, пиши пропало. Но выхлопная труба расположена над центропланом, а бензин вытекает внизу, и потоком воздуха его вверх не тянет – шлейф топлива горизонтален. К тому же между выхлопом и шлейфом расположено крыло.
Ещё немного беспокоился, что перегреется правый мотор, так как часть бензина вытекает из бензопровода. А это может привести к обеднению смеси в карбюраторе. Но температура Ротакса не изменилась, значит бензин поступает, всё-таки, в нужной пропорции.
Все эти мысли и решения промелькнули в голове за пару секунд. Мозг работал как компьютер – холодно и быстро.
Сел на грунтовую полосу. На пробеге тряхнуло сильно боковым ветром. В результате порванный шланг и вовсе отвалился от шприца. И бензин полился на землю. Но всё обошлось.
-----------------------------------
12.06.2019 - праздничный выходной посреди недели.
Приехал в Малино. Сегодня я один. Сначала, довольно долго, возился с правым мотором. Один из контуров (на каждом моторе их два - это дублированная система зажигания), почему-то, слишком много оборотов сбрасывает при отключении второго. Выяснил, какой именно контур. Подозрение на электронный блок зажигания (катушка). В результате экспериментов с переподключением различных контактов выяснил, что катушка в этом контуре работает хорошо. Заменил свечи, вместо новых поставив старые. И мотор даже  лучше стал работать со старыми. Видимо у них зазор чуть меньше. В общем всё нормально. Оба контура работают. Но проблема пока осталась - сильный сброс оборотов при отключении второго контура. Надо дальше разбираться.
Потом полетел. Сегодня я хотел просто потренироваться на кругах и слетать после этого недалеко - отработать виражи и насладиться пейзажем. Взлетел с бетонки. Сделал три посадки с конвейером на грунтовку. И далее, взлетев, ушёл немного на юг. Поработав в зоне, вернулся в круг и пошёл на грунтовую полосу с целью окончания полёта. Прекрасное, мягкое, касание. Пробег... Вот тут-то и началось. Ещё на кругу обратил внимание, что погода ухудшилась. Дул сильный боковик. Корвет вообще капризен на пробеге, так как основные два колеса - передние. При такой конфигурации управлять судном на пробеге после касания непросто. А если при этом дует сильный ветер поперёк полосы, то это становится очень даже сложно. Аппарат начинает вести себя как дикий, необъезженный мустанг. По лётно-техническим характеристикам для этого самоля предельный боковой ветер 4 метра в секунду. Но колдун (указатель ветра) рядом с полосой горизонтален. А это означает, что у меня боковик 10 метров в секунду поперёк полосы. В результате, после мягкого касания и начальной части пробега с уменьшением скорости, амфибию сильно бросило на ветер. Да так, что я еле удержал аппарат от заваливания на левое крыло. Дал полный газ левым мотором. И только это спасло ситуацию, так как рулей не хватило бы. Такое поведение Корвета связано с тем, что киль имеет большую парусность. На пробеге моторы работают на холостых, и обдув киля слабый - поэтому и управляемость не очень. Если дует сильный боковик (например слева), то хвост самолёта начинает поворачиваться вправо, а капот влево - на ветер. И нас начинает сносить с полосы на ветер. Так это происходит.
Остановившись и освободив полосу, я долго не раздумывал о дальнейших действиях. Вот так уйти? Побеждённым боковым ветром, пускай даже и превышающим в два с половиной раза предельный допуск для Корвета? Нет.
Вырулил на полосу и доложил, что взлетаю на круг. Взлёт, коробочка, глиссада. Планирую посадку с остановкой. На глиссаде сильно сдувает вправо, и приходится бороться, повернув капот на ветер. Подхожу к торцу полосы. В таких ветровых условиях на Корвете возможна посадка только единственным способом - на разнотяге двигателей. Ветер 10 метров в секунду слева под прямым углом к полосе. Правый мотор перевожу на холостые обороты. А левый оставляю примерно на 4000 (или чуть больше) оборотов в минуту. Ведь после уменьшения скорости на пробеге меня резко потащит влево, на ветер. Тогда и поможет левый Ротакс - он будет тащить вправо. Без разнотяга моторов эффективности рулей всё равно не хватит.
Мягкое касание передними колёсами. Затем опустилось и заднее. Качусь по полосе. Чувствую, что самоль пытается рвануть влево, на ветер. Но активно работаю педалями, и левый двигатель помогает удержаться на оси полосы. Остановка. Всё. Я победил. И могу ехать домой.
Пока ехал по Новорязанке, увидел красивый закат. Но недолго любовался - всё смешалось на небе, и наступили сумерки. Появились строчки в голове моей садовой:

Закат краснеет полосой
Между землёй и облаками.
Вот колокольня-сухостой,
На фоне неба чёрный камень.

Пейзаж недолог. Пять минут -
Поблекли краски у дороги.
Но не могу порвать я пут -
Их бог заката бросил в ноги.
------------------------------------
16.05.2020
Сегодня видели стрижа. Очень близко. Гоняли с Сергеем круги. На одном из них, перед третьим разворотом, прямо на нас идёт встречным курсом птичка. «Смотри» - сказал я. Серёга тоже увидел. Мы-то готовы к такому повороту, а птица эта? До столкновения остаётся несколько метров уже. Наша скорость 120 и у птахи полный ход. Я отчётливо вижу мельчайшие черты создания. Это стриж. Рука уже почти начала тянуть ручку, чтобы пройти выше, но тут стриж ныряет под наше брюхо. Ощущение, что ему помог поток воздуха, разделяющийся пополам нашим капотом. Движения стрижа молниеносны и очень чёткие. Так близко я никогда не видел эту птаху. «Смелый стриж» - пошутил я. «Смелый стриж» - согласился командир.
-------------------------------------
10.05.2021
Курьёзный случай произошёл у нас в этот день. Осмотрели аппарат, запустили моторы, поехали на предварительный старт. Сергей за командира, я справа - за второго. На предварительном Сергей проверил контура зажигания обоих моторов на оборотах около 4000. Всё нормально, можно на исполнительный старт. Вырулили и пошли на взлёт. Разбег, отрыв, идём на небольшой высоте. И тут, на высоте метров 15, началось. Полоса осталась позади, а правый двигатель в отказ пошёл. Обороты с максимальных взлётных падают до 4000, затем пытаются подняться. Но, недотянув даже до 6000, снова падают на 4000. Получается, что мы взлетаем на одном только левом моторе. Естественно, надо возвращаться. Вот если был бы только один двигатель, то при отказе сразу надо садиться прямо перед собой вне полосы, если высота меньше 50-ти. При этом высока вероятность скапотировать, то есть клюнуть носом и перевернуться, так как грунт вне полосы может быть каким угодно. А если высота больше чем 50, то можно успеть развернуться и сесть обратным курсом на полосу. Но у нас два двигателя. Правый теперь не то что не работает, он попросту тормозит нас, мешая работающему левому. При этом ещё возник разворачивающий вправо момент, и надо с ним бороться, подруливая влево. Но, не смотря на всё это, мы можем лететь на оставшемся левом Ротаксе, при этом ещё и набирая немного высоту. В общем, поднявшись до 150 метров, сделали круг и сели в штатном режиме. Подъехали к стоянке. Выключили рабочий левый и немного погоняли отказавший правый. Он выкрутил 6000 оборотов в минуту, больше не стали (максимальные сейчас у нас 6300 - 6400). Странное дело - вроде нормально. Но неожиданно я увидел, как с короткого шланга, соединяющего бензобак и топливный насос, активно закапал бензин. Вернее полился несильно. Стала ясна причина отказа Ротакса на взлёте - нехватка топлива из-за образовавшейся прорехи в бензошланге. Топливное голодание получилось. Но я самоль осматривал на земле, и ничего не обнаружил. Но мы гоняли его на 4000 оборотов при проверке контуров, и всё нормально было. При том и на 6000 оборотов работал, но только вот на земле. А на взлёте совсем другой режим, которого на земле не получишь. На взлёте идёт раскрутка немного больше чем на земле, достигая самых больших оборотов. Вот на этом режиме шланг и не выдержал. Бывает, конечно. Но всё же наша вина - надо было заменить бензошланги после зимы - просто для профилактики.
Бог с ним, со шлангом. Заменили его и полетели себе по намеченному маршруту. Ветер дул довольно сильный, причём поперёк полосы. После возвращения, при заходе на посадку, этот сильный ветер неожиданно повернул по направлению посадки. Получился заход с попутняком. В итоге, при выдерживании, самоль не захотел касаться полосы, а продолжал себе спокойненько лететь на высоте не более метра.Когда полоса подошла к концу, ушли на второй круг. Со второй попытки сели успешно, но и то - просквозили половину полосы.
Удачный день получился.


Рецензии