Строфоиды. Нетождественные. Антисрофа. Сицилиана

СТРОФОИДЫ.

Когда в одном стихотворении
Мы замечаем среди строф,
Что часть из них неравноценные
По содержанью в них стихов.
Одна строфа длинней другой,
Но пред другой она короче.
Так, чередуясь меж собой,
Считают, сколько в каждой строчек.

Строфоиды бывают также
И в равностишных строфах,
Но каждая из них отважно
Имеет свой порядок рифм,
Стабильный в её строках.
Он создаёт единый ритм
В одной строфе, и ритм в каждой.

«Во глубине сибирских руд             (а)м
Храните гордое терпенье,               (б)ж
Не пропадёт ваш скорбный труд   (а)м
И дум высокое стремленье.            (б)ж
Несчастью верная сестра,                (а)м
Надежда в мрачном подземелье      (б)ж
Разбудит бодрость и веселье,            (б)ж
Придёт желанная пора:                (а)м
Любовь и дружество до вас                (а)м
Дойдут сквозь мрачные затворы,              (б)ж
Как в ваши каторжные норы                (б)ж
Доходит мой свободный глас.                (а)м
Оковы тяжкие падут,                (а)м
Темницы рухнут – и свобода                (б)ж
Вас примет радостно у входа,                (б)ж
И братья меч вам отдадут…»                (а)м
(А.С. Пушкин)
_________________________________ 16 стр
«В каком году – рассчитывай,
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных,
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень:               
Заплатова, Дыряева,
Разутова, Знобишина,
Горелова, Неелова –
Неурожайка тож,
Сошлися – и заспорили:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси?

____________________________________ 11 стр
Роман сказал: помещику,
Демьян сказал: чиновнику,
Лука сказал: попу.
Купчине толстопузому! –
Сказали братья Губины,
Иван и Митродор.
Старик Пахом потужился               
И молвил, в землю глядючи:
Вельможному боярину,
Министру государеву.
А Пров сказал: царю…

____________________________________9 стр
Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь –
Колом её оттудова               
Не выбьешь: упираются,
Всяк на своём стоит!               
Такой ли спор затеяли,
Что думают прохожие –
Знать, клад нашли ребятушки
И делят меж собой…»
(Н.А. Некрасов)

***

НЕТОЖДЕСТВЕННЫЕ СТРОФЫ.

Несхожие друг с другом строфы,
Все, в основном, – четверостишные.
Престижные ли непрестижные…
Пусть критики решают – «профы».
В стихе их как чередовать
Поэт решает, ему знать.

Часть строф есть нетождественные,
Но шествуют в стихе торжественно.

Различия отдельных строф,
А также их чередование,
Находятся в строю стихов
Средь клаузул и рифм, и далее…
Несходство их в строфах одних,
В среде других разнообразит стих.

«Закрылись прекрасные очи,
Поблекли ланиты её,
И сумраком вечныя ночи
Покрылось младое чело.

Ты счастья земного не знала,
Одним ожиданьем жила,
Любила – любя, ты страдала,
Страдая – в могилу сошла.

Зачем же, краса молодая,
Так краток печальный твой путь?
Зачем? – И тоска неземная
Невольно теснится мне в грудь.

   Лобзаю холодные руки
   И плачу, над гробом склонясь…
И песни, сливаясь с торжественным звоном,
   Звучат упованьем святым.

И я примиряюсь с предвечным законом
И тихо молюся над прахом твоим.
   Не всё здесь кончается в жизни –
   Могила лишь землю берет.

   Не всё – там, в небесной отчизне,
   И жизнь и блаженство нас ждёт.
   Я в вечности встречусь с тобою –
Здесь жизнь и страданье на час…»
(И.П. Клюшников)

***

АНТИСТРОФА.

В античных песнях хоровых
Лирических, в трагедиях
Встречаются по две строфы
Не более, не менее.

Одна строфа – начальная,
Заводит в песне диалог;
Вторая, хором отвечая,
Нам повествует эпилог.
Так вот вторую, не случайно,
Наперекор строфе простой,
Призвали стать Антистрофой.
В том диалоге пара строф
Свой метр в ритмике имеет:
Звучит в рисунке разных строк,
В эподах метрикой владеет.

Пример строфы с Антистрофой
В тонической их передаче,
С эподами средь строк, в конце любой
Из строф в трагической её подаче:

Строфа

«Вот он идёт – а перед ним
Свежей крови жар – бог-ловец Арес.
Скользнула в сень отверженных хором, –
Чуя верный след – чуя древний грех, –
  псиц-Эринний стая.
Конец тревоге; вещий сон
Души моей пред нами вмиг
Предстанет въявь!»

Антистрофа

«Переступил – через порог
Тайной поступью – бледной рати друг
В древледержавный отческий чертог.
Жаждет меч его, – вновь отточенный, –
           кровь за кровь взыскать,
Конец настал; ведёт его,
Коварство мраком скрыв, Гермес.
У цели он»
(Софокл, «Электра», четвёртая песнь
хора,пер.Ф.Ф. Зелинского: Орест идёт
мстить за отца)

Впоследствии Антистрофу,
Как термин, где звучат ответы
На предыдущую строфу,
Применяют к своему стиху
И европейские поэты.
Как, например,  Ронсар подчас

И вечный Тютчев всякий раз.
Последний, тем не менее,
Всё больше как Сравнение,
Иль как уподобление.

Мы Тютчева стихотворение
Попробуем в строю поправить:
По шесть стихов его делением,
Чтоб целых две строфы составить.
Мы «отобъём» Антистрофу,
От той, как бы строфы начальной,
На интервал, пустив в борьбу,
Дабы развеять все печали:

Строфа

«Когда в кругу убийственных забот
Нам всё мерзит, а жизнь, как камней груда
Лежит на нас, – вдруг, знает бог откуда,
Нам на душу отрадное дохнет,
Минувшим нас обвеет и обнимет
И страшный груз минутно приподнимет.

Антистрофа

Так иногда осеннею порой,
Когда поля уж пусты, рощи голы,
Бледнеет небо, пасмурнее долы,
Вдруг ветр подует, теплый и сырой,
Опавший лист погонит пред собой
И душу нам обдаст как бы весной»

***

СИЦИЛИАНА.

Развитие её пошло
Из песен на Сицилии,
Канонизация пришла
За строфы про идиллию.

С тех пор в поэзии она
С тринадцатого века аж,
По форме восьмистишная,
В душе мелодика, пейзаж.

Две рифмы чередуются
В строфе Сицилианы,
Стихи бегут, рифмуются:
             АБАБАБАБ

Простые, идеальные
И перекрёстные как две.

Но не пришла к ней слава –
Судьба не задалась.
За ней пришла Октава,
Что позже родилась.

В поэзии случается,
Что с кем-то из поэтов
Строфа с печалью умерла.
Не часто, но встречается…
Что вскоре возрождается,
И вновь в поэзии она
С не меньшим пиететом.

Вот как строфа звучит у А.А. Блока:

«Хорошо в лугу широким крУгом
В хороводе пламенном пройти,
Пить вино, смеяться с милым другом
И венки узорные плести,
Раздарить цветы чужим подругам,
Страстью, грустью, счастьем изойти, –
Но достойней за тяжелым плугом
В свежих росах пОутру идти!»
(28 мая 1908)

Наука долго ищет вето,
Кто наложил его, когда?
Шерстит поэзию до дна
С рассвета до рассвета.

Шерстил и я, и вот судьба:
Живёт в поэзии она –
Строфа Сицилиана!
Звучит сейчас, как и всегда:

«Село, значит, наше – Радово,
Дворов, почитай, два ста.
Тому, кто его оглядывал,
Приятственны наши места.
Богаты мы лесом и водью,
Есть пастбища, есть поля.
И по всему угодью
Рассажены тополя»
(С.Есенин «Анна Снегина», 1925г)

«Здесь мы жили глухие к наживе,
обожали «морепродукт»,
пусть беспамятно ноги чужие
по ступенькам нашим пройдут.
Пусть прослушка или наружка
постепенно с ума сойдут:
«Почему она светится, ручка?
И куда те ступеньки ведут?»
(А. Вознесенский «Дом с ручкой», 2008г.)

Продолжение следует ...


Рецензии