Отзыв на фильм На заре туманной юности

   Посмотрел недавно кинокартину «На заре туманной юности» (реж. Василий Панин), посвящённую поэту Алексею Васильевичу Кольцову (1809-1842) и подумал, что вполне будет уместно на литературном сайте как-то откликнуться на этот фильм и порекомендовать его к просмотру.

   «На заре туманной юности» сняли в 1997 году, когда было время, пожалуй, не самое подходящее для столь нежной, поэтичной мелодрамы. И кинодеятелей, и зрителей в ту лихую, постсоветскую пору волновали иные проблемы и ценности, нежели трагическая судьба не самого знаменитого сейчас стихотворца пушкинской эпохи. Возможно, поэтому фильм не получил сколь-нибудь значимой известности и ныне практически забыт. Между тем, картина (не скажу, что шедевральная, но добротная) сделана в хороших традициях советского кинематографа, в ней участвует неслабая плеяда маститых артистов (Лев Дуров, Виктор Павлов, Аристарх Ливанов, Юрий Назаров, Людмила Зайцева, Владимир Трошин и др.), а музыку к ней написал великолепный композитор Евгений Дога.

   Думаю, правомерно провести аналогию между поэтом Кольцовым и самым популярным среди стихирян классиком – Сергеем Есениным. Эти поэты родились 3-го октября (Алексей, правда, по старому стилю). Они были выходцами из глубинки (Кольцов появился на свет в Воронеже, в купеческой семье). Но главное – это то, что они обогащали русскую литературу народными, крестьянскими мотивами. Надо сказать, что и жизнь Кольцова оборвалась преждевременно трагически, как и у Есенина…

   С одной стороны – самобытную поэзию Алексея Кольцова положительно оценила литературная общественность первой половины 19-го века (Пушкин, Жуковский, Белинский, Салтыков-Щедрин), ведущие композиторы (Мусоргский, Римский-Корсаков, Балакирев, Даргомыжский) создавали песни в народном духе на его стихи. И в то же время драма личной жизни – разлука с любимой девушкой, душноватая атмосфера купеческой провинции, непонимание и отчуждение со стороны близких людей, очевидно, повлияли на уход из жизни Алексея Васильевича Кольцова в 33 года.

   Пересказывать содержание фильма – дело бессмысленное и неблагодарное. Ссылка на него, если кому-то интересно, в конце заметки.*

               
                КОЛЬЦОВСКИЙ ПЯТИСЛОЖНИК
   
   Интересный момент. Алексей Кольцов нередко в своём творчестве использовал пятисложник – стихотворный размер, заимствованный из русских народных песен и стихов. В настоящее время этот размер так и именуют – «кольцовский пятисложник». Он выглядит, как единая пятисложная стопа с обязательным ударением на третьем слоге и допустимыми на первом слоге или на пятом. Пишут и в рифму, и белым стихом. Вот цитата из стихотворения А. Кольцова  «Косарь» для примера:

«Раззудись, плечо!
Размахнись, рука!
Ты пахни в лицо,
Ветер с полудня!
Освежи, взволнуй
Степь просторную!
Зажужжи, коса,
Как пчелиный рой!
Молоньёй, коса,
Засверкай кругом!
Зашуми, трава,
Подкошонная…»

   Я сам пару раз применял данный размер, не зная, правда, что это именно «пятисложник» да ещё и «кольцовский». Как-то интуитивно получилось, например, здесь:
http://stihi.ru/2019/03/20/4356

   
*Ссылка на фильм «На заре туманной юности»:

https://youtu.be/cjdBf8XcbDY


Рецензии