Камертон нравственности

"...хоть память укрыта такими большими снегами..."
Р. Рождественский

Как человек определяет близких ему по духу людей? В момент знакомства, прощупывая друг друга в разговоре, один произносит: "Белое безмолвие", собеседник парирует: "Джек Лондон". Срабатывает система определения "свой-чужой". Пароль услышан, правильный отзыв произнесён,  культурный код опознан. А если к "Белому безмолвию", помимо Джека Лондона к месту упоминается и Владимир Высоцкий, а ассоциативный ряд дополняется ещё и Егором Летовым, то вот он перед Вами -
свой в доску человек. Значит,  в детстве Вы с ним читали одни и те же книжки, а  в юности слушали одну и ту же музыку. Наверняка, такой человек сможет дополнить ассоциативный ряд "Журавли" - Френкель - Гамзатов фактически умиравшим на момент записи песни Марком Бернесом, а "десятый наш десантный батальон" - "Белорусским вокзалом", Евгением Леоновым, Анатолием Папановым, Всеволодом Сафоновым, Ниной Ургант. Вы, в некоторой степени, являетесь единомышленниками, потому что, несмотря на  факт наличия на Ваших плечах двух разных голов, Ваша память местами оказывается общей - возникает эффект единомыслия. В момент формирования ассоциативного ряда срабатывает механизм подключения памяти к "коллективному бессознательному". При этом происходит духовное сближение людей, которые начинают чувствовать себя старыми знакомыми.

А ещё быстрее процесс сближения людей катализирует хорошая музыка. Знакомые мелодии очень быстро вытягивают из памяти  ниточки воспоминаний - своеобразные звенья и даже цепочки ассоциаций. Когда человек слышит знакомую ему песню, знает её слова и ассоциирует её с чем-то для себя приятным, то тут же начинает подпевать - вслух или про себя. Если песню подхватили, то запевала воодушевляется, голоса поющих звучат громче, из памяти извлекаются обрывки нот и слов. Подключаясь к единому "информационному полю", попеременно вспоминая давно забытые строчки, разрозненные голоса превращаются в стройный хор. А хоровое пение - это одна из форм проявления душевного и духовного единения. Нити памяти разных людей,  соприкасаясь  между собой, сплетаются в узелки, и чем больше в общей конструкции  таких узелков, тем прочнее становится коллективная память.

По такому же принципу работают памятники и праздники. Памятники - это монументальные символы, напоминания о важных событиях, персоналиях, праздники же - это хранители цивилизационных алгоритмов. В праздничные дни, выполняя определённые, присущие каждому памятному событию ритуалы, мы - обычно весьма разрозненные в повседневной жизни - становимся частью единого целого. Так, нарядив ёлочку перед Новым годом и накрошив оливье, мы смотрим "Иронию судьбы" и мечтаем о том, что Новый год принесёт нам новое счастье. Мы верим в деда Мороза.  А в Европе, например, совершенно другой алгоритм встречи Нового года. Новогодние атрибуты, такие как наряженные ёлки, праздничное убранство, щедро накрытый стол, там относятся к Рождеству, и к 31-му декабря рождественские рынки, создающие в сознании homo postsoveticus новогоднюю атмосферу, уже повсеместно закрыты.

Поэтому, когда власть в какой-то стране кардинально меняется, то специальным административным ластиком вычищается человеческая память: сносятся памятники, переименовываются улицы и города, запрещаются старые и вводятся новые праздники. Наша память, слава Богу, устроена значительно сложнее, чем хотелось бы различного рода политтехнологам, - плохое мы стараемся забывать, а хорошее - хранить, причём вечно. Названия любимых улиц и городов мы произносим по-старому, неудачные названия в народе не приживаются, искусственно созданные праздники не празднуются.

Разорванные и разрезанные по-живому узелки способны сплетаться вновь, но только при условии сохранения нитей памяти. Когда старшее поколение уходит, у тех, кто помоложе, остаются свои общие воспоминания, свои нити и узелки памяти. Если традиции не передаются, связь поколений может разрушаться,  возникает риск забвения важных событий и памятных дат, что тихой сапой ведёт к переформатированию общества.

В этом году День Победы прошёл по-особому. В этом новом формате были свои отрицательные и положительные стороны. Самые жирные минусы - это, безусловно, отказ от проведения парада на Красной площади и шествия "Бессмертного полка". Любое отклонение от привычного ритуала будоражит сознание и подсознание. Основной же плюс заключается в том, что праздник всё же состоялся вопреки всем коронавирусным невзгодам. Люди в изоляции почувствовали потребность быть вместе и, проявив смекалку, по-новому отметили этот светлый праздник. Интернет предоставил очень широкую площадку для реализации разнообразных идей. Среди современных людей, знакомых с продвинутыми технологиями, даже те, которые никогда не ходили в рядах "Бессмертного полка", стали отыскивать на сайтах наградные листы своих дедов и бабушек и публиковать их вместе с фотографиями из семейных альбомов.
Большое преимущество этого необычного празднования в том, что во время шествия невозможно рассмотреть все лица на портретах, а в виртуальном формате можно увидеть детали, прочитать подробности о каждом человеке. Эффект сопричастности остался, количество узелков памяти, наверняка, не уменьшилось, а может даже и приумножилось. Адресные поздравления ветеранов персональными парадами и музыкальными номерами из люлек МШТС-ок также создали особую праздничную атмосферу.

Вглядываясь в лица молодых солдат и офицеров той войны, поражает их несовременная одухотворённость. Мы, сегодняшние, понимаем, насколько мы слабы и изнежены, по сравнению с нашими могучими предками. Так и хочется повторить за Лермонтовым: "Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы!" Они не любили и не любят пафоса, скудно делились воспоминаниями о военном времени, но зато их командиры были приучены чётко оформлять наградные листы, указывая в них их заслуги и подвиги. Из этих ёмких характеристик мы заново узнали своих дедов и бабушек, которые выстояли, возмужали и стремились выжить в очень тяжёлое время. Синергия, возникшая в результате Победы в Великой Отечественной войне, позволила советским людям уже через 9 лет построить первую атомную электростанцию, через 12 лет запустить первый спутник,  а через 16 - осуществить полёт Гагарина. А   Ялтинско-Потсдамские соглашения до сих пор определяют миропорядок, делая абсурдной необходимость ответа на вопрос "Чей Крым?"

Война тогда шла на уничтожение целых стран и народов. Слушая военные песни, осознаёшь, сколько среди авторов музыки, слов и исполнителей военных песен было евреев. Видимо, как-то по-особому пропустив сквозь себя боль и ужас войны, освобождаясь от страха полного истребления целой нации, к которой они принадлежали, приближая, ожидая и радуясь Победе, они создали замечательные и очень искренние музыкальные произведения. Заложенная в них энергетика разительно контрастирует с продукцией современного кинематографа о войне, которая вызывает в зрителях, в основном, одно чувство - гадливость.

Русский народ, по праву являющийся  победителем в той войне, в момент максимального напряжения сил объединил и вобрал в себя все народы и национальности, населявшие Советский Союз. Поэтому праздник 9 мая является по-настоящему народным  во всех странах - осколках СССР,  а также в тех странах, где живут люди, хранящие память о Великой Отечественной войне.  День Победы позволяет нам сохранить духовное единство, звучит камертоном нравственности, по которому мы обязаны сверять чистоту помыслов и оценивать масштаб деяний.

В старых советских киноэпопеях были кадры из немецкой кинохроники, где немец в каске курит в предрассветные часы на берегу окутанного туманом Буга, ожидая наступления 22 июня 1941 года. Сейчас эти кадры почему-то не показывают. А память продолжает их хранить...

Нур-Султан, 13.05.2020 г.


Рецензии