Томас де Ириарте. Мартышка и кукловод
Найдется множество историй
У падре Вальдесебро в книгах и трудах:
Он в деле этом был матёрый.
Животных разных повстречать
В сих книгах можно, полистав немного,
От феникса и до единорога.
Так вот однажды прочитать
(Не помню, правда, том какой
То был девятый иль восьмой)
Случилось мне там об одной мартышке;
Она талантлива была
И делать трюки всякие могла.
Однако ж, вздумалось глупышке,
Пока ее хозяин-кукловод
Был по делам в отъезде,
Собрать животных вместе
И показать им всякий род
Реприз, да трюков и причуд —
А там пусть в восхищенье вопиют
И рукоплещут ей.
Чего она меж них не вытворяла:
И на руках ходила, и плясала,
Чтоб только было всем, да веселей...
Однако же, не достовало
Чего-то явно им ещё —
И тут же в голову её
Пришла идея: ведь, бывало,
Они с хозяином в вагончике своём
Творили фокус с фонарём.
Вот предисловие мартышка им вещает
(Как в этих случаях обычно подобает).
И после, кончив, втихаря
Встает поза;ди фонаря.
И начинает излагать рассказы,
Да стёклами ну лихо управлять,
Чтоб разные фигуры показать,
Однако ж те нейдут.
Но возмущенья гласы
За место то из зала пристают.
Она же всё рассказы им бормочет
И показать фигурами их хочет.
Однако же, у этой дуры
Не появляются фигуры.
Как вдруг, немного погодя,
К ним Пэдро входит, и, глядя,
Как пыжится в стараниях мартышка,
В каком она смущении была,
Ей говорит: «Наивная глупышка,
Давно бы ты могла
Уж столько не болтать, народ моря,
Коль не зажгла ты фонаря».
——————
Вот и у нас все объясненья ясны
Всё заполняют чем-то несуразным.
Так говорить бездумно муть,
Забыв про дела суть, —
Всё то ж, что при блудливой речи
Фонарь с фигурами огнем не обеспечить.
Оригинал
El mono y el titiritero
Sin claridad no hay obra buena
ArribaAbajo El fidedigno padre Valdecebro,
que en discurrir historias de animales
se calent; el celebro,
pint;ndolos con pelos y se;ales;
que, en estilo encumbrado y elocuente, 5
del unicornio cuenta maravillas,
y el ave f;nix cree a pie juntillas,
(no tengo bien presente
si es en el libro octavo u en el nono),
refiere el caso de un famoso mono. 10
;ste, pues, que era diestro
en mil habilidades, y serv;a
a un gran titiritero, quiso un d;a,
mientras estaba ausente su maestro,
convidar diferentes animales, 15
de aquellos m;s amigos,
a que fuesen testigos
de todas sus monadas principales.
Empez; por hacer la mortecina;
despu;s, bail; en la cuerda a la arlequina, 20
con el salto mortal y la campana;
luego, el despe;adero,
la espatarrada, vueltas de carnero,
y al fin el ejercicio a la prusiana.
De estas y de otras gracias hizo alarde. 25
Mas lo mejor faltaba todav;a,
pues, imitando lo que su amo hac;a,
ofrecerles pens;, porque la tarde
completa fuese y la funci;n amena,
de la linterna m;gica una escena. 30
Luego que la atenci;n del auditorio
con un preparatorio
exordio concili;, seg;n es uso,
detr;s de aquella m;quina se puso;
y durante el manejo 35
de los vidrios pintados,
f;ciles de mover a todos lados,
las diversas figuras
iba explicando con locuaz despejo.
Estaba el cuarto a oscuras, 40
cual se requiere en casos semejantes;
y aunque los circunstantes
observaban atentos,
ninguno ver pod;a los portentos
que con tanta parola y grave tono 45
les anunciaba el ingenioso mono.
Todos se confund;an, sospechando
que aquello era burlarse de la gente.
Estaba el mono ya corrido, cuando
entr; maese Pedro de repente, 50
e informado del lance, entre severo
y risue;o, le dijo: «;Majadero!,
;de qu; sirve tu charla sempiterna,
si tienes apagada la linterna?»
Perdonadme, sutiles y altas Musas, 55
las que hac;is vanidad de ser confusas:
;os puedo yo decir con mejor modo
que sin la claridad os falta todo?
Свидетельство о публикации №120051204209