О стихотворении Пастернака Балашов из книги Сестра
как учебный материал для сочинителей стихов
Поэтов разных пруд пруди, читай – не хочу. А рука привычно тянется к томику Пастернака.
В чем причина этого непреходящего интереса к стихам, которые иногда требуют расшифровки и внимательного обдумывания каждой строки. Значительное число читателей поглощают стихи поэта, не особенно задумываясь над ними, но подчиняясь их магической силе. Любимая книга, конечно, «Сестра моя – жизнь». Ранний, «заумный» Пастернак, погруженный в в омут всевозможных «измов» - от футуризма до модернизма. Надо учесть, что книга создавалсь 0 летом 1917 года, накануне известных грозовых событий Октября. Она буквально дышит предчувствием надвигающихся неслыханных перемен, ощущение колеблющейся под ногами земли придает ей нервозность ,смешанную с пламенем трагической любви. И почему-то одно из стихотворений этой книги –«Балашов» крутится в мозгу постоянно, и вызывает желание «раскусить» природу этого магического колдовства и уразуметь техническую сторону вопроса – как это сделано? Какими методами пользовался поэт, чтобы достичь космического звучания своего творения. Ведь для настоящего мастера всегда мало описать волнения души. Работа над стихотворением, а это именно работа, требует не простого умения рифмовать. Конструируя будущее произведение, настоящий поэт прибегает к особым приемам, которые должны служить усилению художественной выразительности текста. Что ж попробуем разобраться.. Да, стихи раннего Пастернака сложны, иногда даже раздражают своей «заумностью». Сколько критиков и литературоведов въедливо анализировали чуть ли не каждую букву поэтического наследия Пастернака, и работа эта не останавливается и поныне. Появляются новые материалы, черновики из архива поэта, и это означает, что Борис Пастернак продолжает нас интриговать и удивлять.
Иногда это удивление заходит в тупик: как удается человеку уложить в несколько строк и звучание музыки, и неожиданный ритм,. и выразительность образа?.. «В моей груди пылает жар». Банально. А Пастернак об этом же состоянии говорит с помощью целого ряда приемов. Появляется медник
.
По будням медник подле нас
Клепал, лудил, паял,
А впрочем - масла подливал
В огонь как пай к паям.
На первый взгляд – случайный эпизод. На самом же деле ничего случайного. Медник вспомнился лирическому герою стихотворения, как паяльщик , соединяющий разрозненные части в одно целое- пай на пай. В данном случае подразумевается именно пайка, а не финансовые вложения пайщиков.. Медник вообще-то использует для пайки не масло, а олово. Тогда почему:»масло подливал в огонь»?
«Не подливай масла в огонь» - говорим мы, желая прекратить спор. Не усугубляй ситуацию. Медник Пастернака своим горячим трудом усиливал огонь и в мятущейся душе влюбленного героя, и летний зной степи. И посмотрите, как «работает» здесь мягкое «л»- паял, лил, лудил, клепал, подливал. Звучание этого «л» передает ощущение текучести времени. Но эта текучесть нарушается сумбурной сменой лиц и событий..
. Ветер врывается в вагон, стук колес твердит «моя! Моя!» И сразу другой эпизод. Зной сменяется дождиком, который сеется на гроб молокан.. Они-то к чему? Для чего понадобилось поэту вводить в стихотворение и христианскую секту, чуждую истинному православию, и гроб, омываемый дождем. Опять же для того, чтобы передать трагизм душевного смятения героя. И для того, чтобы читатель услышал незнакомый хорал и увидел непривычные шляпы. И снова смена декораций. Если в первой строфе доминировало «л» - паял, клепал, разливал, облит, как звук течения маслянистого времени,, то теперь торжественно выходит на авансцену широкое «ш»- взошел, вошел, Балашов, подразумевается ненаписанное «шар». Это утешительная, сытая буква должна бы успокоить взволнованного героя. Ан нет. Ему на глаза попадается юродивый инвалид. Он-то зачем поэту? Ну. изобразил бы какую-нибудь девушку в сарафане или благодушную торговку луком. Так нет. Поэту понадобился гнусавый юродивый,, чей уродливый голос напоминает режущий звон пилы. Случайность? Нет, конечно Юродивый законно занял свое место в стихотворении, как выразитель какой-то ошибки, нарушения нормы жизни. Пророческий взгляд поэта различил в этом образе опасность слома мироустройства, опасность сфальшивить, допустить корявость речи и, может быть, не сказать тех слов, которые отведут неизбежность разрыва .Сколько смятения- медник обещает крепко спаять, Балашов утешает, юродивый фальшивит Бездна эмоций, передающихся стремительной сменой лиц. событий, гласных и согласных.. И вот заключение:
Мой друг, ты спросишь, кто велит,
Чтоб жглась юродивого речь?
В природе лиц, в природе плит
В природе лета было жечь
Конечно, когда пытаешься разобрать по косточкам живую плоть стихотворения, теряется.. его колдовская таинственность..Поэтому читайте , попадайте в электрическое поле высокого назначения поэзии.
Свидетельство о публикации №120051102894