О стихотворении Пастернака Балашов из книги Сестра

     « ЗАУМНЫЙ»  ПАСТЕРНАК,
  как учебный материал  для сочинителей стихов


Поэтов разных пруд пруди, читай – не хочу. А рука привычно тянется к томику Пастернака.
В чем причина этого непреходящего интереса к стихам, которые иногда требуют расшифровки и внимательного обдумывания каждой строки. Значительное число читателей поглощают стихи поэта, не особенно задумываясь над ними, но подчиняясь их магической силе. Любимая книга, конечно, «Сестра моя – жизнь». Ранний, «заумный» Пастернак, погруженный в  в омут всевозможных «измов» - от футуризма до модернизма. Надо учесть, что книга  создавалсь 0 летом 1917 года, накануне известных грозовых событий Октября. Она буквально дышит предчувствием надвигающихся неслыханных перемен, ощущение колеблющейся под ногами  земли придает ей нервозность ,смешанную  с пламенем трагической  любви. И почему-то  одно из стихотворений этой книги –«Балашов» крутится в мозгу постоянно, и вызывает  желание  «раскусить» природу этого магического  колдовства и уразуметь  техническую сторону вопроса – как это сделано? Какими                методами пользовался поэт, чтобы  достичь космического звучания  своего творения. Ведь для настоящего мастера всегда   мало описать  волнения души. Работа над стихотворением, а это именно работа, требует не простого умения рифмовать. Конструируя будущее произведение, настоящий поэт прибегает к особым приемам, которые должны служить  усилению художественной выразительности текста. Что ж попробуем разобраться.. Да, стихи раннего Пастернака сложны, иногда даже раздражают своей «заумностью». Сколько  критиков и литературоведов въедливо анализировали чуть ли не каждую букву поэтического  наследия  Пастернака, и работа эта не останавливается и поныне. Появляются новые материалы, черновики из архива поэта, и это означает, что Борис Пастернак  продолжает нас  интриговать  и удивлять.
 Иногда это удивление заходит в тупик: как удается человеку уложить в несколько строк и звучание  музыки, и неожиданный ритм,. и  выразительность образа?.. «В моей груди  пылает жар». Банально. А Пастернак об этом же состоянии говорит  с помощью целого ряда приемов. Появляется медник
.

              По будням медник подле нас
Клепал, лудил, паял,
  А впрочем  - масла подливал
   В огонь  как пай к паям.
 
На первый             взгляд – случайный эпизод. На самом же деле ничего случайного.  Медник вспомнился  лирическому  герою  стихотворения, как  паяльщик ,  соединяющий разрозненные части в  одно целое- пай на пай. В данном случае подразумевается именно пайка, а не финансовые вложения пайщиков..  Медник вообще-то  использует для пайки не масло, а олово. Тогда почему:»масло подливал в огонь»?
 «Не подливай масла в огонь» -  говорим мы, желая прекратить спор. Не усугубляй ситуацию.  Медник Пастернака своим горячим трудом усиливал огонь и в мятущейся душе  влюбленного героя, и летний зной степи. И посмотрите, как «работает» здесь  мягкое  «л»- паял, лил, лудил, клепал, подливал. Звучание этого «л» передает  ощущение текучести времени. Но эта текучесть  нарушается сумбурной сменой лиц и событий..
. Ветер врывается в вагон, стук колес  твердит «моя! Моя!» И сразу другой эпизод. Зной сменяется дождиком, который сеется на гроб молокан.. Они-то к чему? Для чего понадобилось поэту вводить в стихотворение и христианскую секту, чуждую истинному православию, и гроб, омываемый  дождем. Опять же для того, чтобы  передать  трагизм душевного смятения героя. И для того, чтобы читатель  услышал незнакомый хорал и увидел  непривычные шляпы. И снова смена декораций. Если в первой строфе доминировало «л» - паял, клепал, разливал, облит,   как звук течения маслянистого  времени,, то теперь   торжественно выходит на авансцену широкое  «ш»- взошел, вошел, Балашов, подразумевается ненаписанное «шар». Это утешительная, сытая буква должна бы успокоить взволнованного героя. Ан нет. Ему на глаза попадается юродивый инвалид.  Он-то зачем поэту? Ну. изобразил бы какую-нибудь девушку в сарафане или благодушную торговку  луком. Так нет. Поэту понадобился   гнусавый  юродивый,, чей уродливый голос напоминает режущий звон  пилы. Случайность? Нет, конечно Юродивый законно занял свое место в стихотворении, как выразитель  какой-то ошибки,  нарушения нормы жизни. Пророческий взгляд поэта различил в этом образе  опасность  слома мироустройства, опасность сфальшивить, допустить корявость речи и, может быть,  не сказать тех слов, которые отведут   неизбежность разрыва .Сколько смятения- медник обещает   крепко спаять, Балашов утешает, юродивый фальшивит Бездна эмоций, передающихся стремительной сменой лиц. событий, гласных и согласных.. И  вот  заключение:
   Мой друг, ты спросишь, кто велит,
   Чтоб жглась  юродивого речь?
   В природе лиц, в природе плит
   В природе лета было жечь


Конечно, когда пытаешься разобрать по косточкам живую плоть стихотворения, теряется..  его колдовская таинственность..Поэтому читайте , попадайте в электрическое поле  высокого назначения поэзии.


Рецензии