По следам о. Александра Меня. Вечность мук
“Вокруг имени отца Александра” (сборник статей в защиту Александра Меня). Тяжело противостояние. Любовь и доверие к отцу Александру. (к 4 ноября 1997 года)
К 21 декабря дочитал сборник статей отца Александра Меня “Трудный путь к диалогу”. Отец купил эту книжку ещё в 1993 году. Тогда мне и надо было её прочитать. Приятно вспомнить дух хорошего прошлого. Мень очень снисходителен. Он много сложнее, глубже и изощрённее, чем эти его статьи. Просто эти статьи обращены к широкой публике конца 80-х годов, которая жила в ещё более плоском и примитивном мире и не могла сразу воспринимать духовные глубины и интеллектуальные сложности. Мень даёт им толчок в сторону духовной жизни, толчок, который действительно может их столкнуть с мёртвой точки и не вызвать отторжения. Нечто подобное говорит и митрополит Антоний Сурожский в своём предисловии к книге, придавая при этом личности отца Александра высокое и таинственное значение.
Протоиерей Александр Мень “Таинство, слово и образ” (О богослужении Русской Православной Церкви) (22 декабря 1997 - 4 марта 1998 года). О богослужении скучновато. В проповедях много знакомого. Очень важное место о мытарствах - против вечных мук; хотя сами мытарства могут происходить в чём-то совершенно ином, что может быть названо вечностью. <С этим шутить не стоит. Сказано: муки вечные - значит, вечные. А что это да как - узнаем, когда надо будет, и дай Бог, чтобы со стороны. Моё личное чувство таково, что настоящее положение вещей сокрыто от нас как бы за неким покровом. Причём покров этот может быть весьма зловещим. Мы не понимаем и не осознаём всей серьёзности нашего положения и серьёзности жизни. Мы в очень жалком состоянии и ни о чём глобальном судить не можем. И для нас всё может быть весьма сурово. Весьма. Уничтожения может и не быть, но существует огромная палитра самых мрачных состояний, от которых здесь нас удерживает наша плоть, а там не будет удерживать ничего. Возможны какие угодно внутренние пропасти - от полного осатанения до полного размагничивания и бесформенности. В глубине человека живёт страшный гнев, коренящийся в его неистребимой гордыне. Гнев этот не проявляется потому, что иллюзию гордыни редко что разрушает. Но если покуситься на неё всерьёз - сначала досада, потом раздражение, потом гнев, потом ярость и бешенство. И будешь ты как бедный больной пёс, не могущий удержать своего звериного лая. Иоанн Кронштадтский говорит о водах злобы, стоящих в душе человека и сдерживаемых как бы некой плотиной. Если позволишь плотине дать течь, вода начнёт просачиваться, размывать плотину и вскоре зальёт всё. Если позволишь злобе прорваться раз, в следующий раз её уже будет труднее сдержать, потом - ещё труднее, а потом уже она будет обладать тобою. Для Бога и небожителей наш ад, может быть, и ерунда, но для тебя это будет не так. Надо покаяться. Если не будешь внутренне сокрушаться, а будешь считать себя неуязвимым для врага, рискуешь узнать о себе правду слишком поздно. Враг щадит тебя ради твоей гордыни из-за которой ты как бы его брат и сродник. Но это не будет продолжаться вечно. Ты увидишь, как страшно ты обманывался насчёт себя и своего величия. Смирись сам, пока тебя зовёт к этому тихий голос совести, голос Божий. Укоряй себя искренне и не смей никого учить, сокрушись, и Бог может оправдать тебя. Не вечно и Бог будет терпеть то, как ты похищаешь Его святыню, ставя себя на Его место. Место это не вакантно, оно занято. Смирись под Его крепкую руку, пусть это выразится в твоём добровольном подчинении Церкви. Не лукавь, альтернативы ей смешны и беспомощны, альтернативы ей нет. Бог там. А ты здесь, и ты противишься Ему. Покайся, пока ещё не поздно, пока есть такая возможность, иначе потом ты можешь быть оставлен наедине с самим собою и со всем тем, что ты пригрел в своей душе, прельстившись сладостью льстивых мыслей. Перешагни через себя и свою гордыню, Бог ждёт тебя. Ты простое, кроткое и смиренное существо, ты дитё перед Богом, вспомни об этом, оставь свои мудрования, которыми ты утешался в мрачной пустыне мира. Всё лучше и светлее, чем ты думал и объяснял себе. Просто войди в ту дверь, которая открыта для тебя. Это дверь покаяния, дверь сокрушенного сердца. - 16-17 ноября 2001 года> Сладость слов о Царствии Божием. С 17 лет я свято верю этим зовам и иду на них, делаясь всё более безумным для окружающих меня. Ничто не проходит. Всё остаётся в вечности. Об этом говорит память. А вечность - наш Дом. Все мои истории, вся моя музыка, все мои чувства и золотые стремления, горняя тоска и пронзительность обращений молитв - всё там. А я здесь. Но я уже начал, в терпении и смирении, плавно перемещаться туда. Прими, Господи... 1997г
https:// ridero.ru/ books/ zapiski_novoobrashennogo/
Свидетельство о публикации №120051009328