Не скифы мы...

             Привыкли мы, хватая под уздцы
             Играющих коней ретивых,
             Ломать коням тяжелые крестцы,
             И усмирять рабынь строптивых…
                А. Блок. Скифы.

Не скифы мы, и кровь не в радость нам,
Не черепа нам амфорами служат,
И степи не покорны табунам,
И над кочевьем вороны не кружат.

Мы глухи к наущеньям ворожей,
Нам чужды необузданные пляски
Сарматов
       над останками мужей,
И жён пленённых краденые ласки.

Не бог войны являлся нам во сне, 
Не мы Ареса щедро ублажали,
Зато один из нас наедине
Судачил с Тем,
         кто нам вручил скрижали.

Нас избранным нарёк народом Бог
Не потому, что мы достойней прочих,
А лишь затем, чтоб Он с кого-то мог
За всё и вся спросить без проволочек.

За все грехи, которым счёта нет,
Утекшие из ящика Пандоры,
Свои и не свои,
        держать ответ
Начертано Творцом народу Торы.

Ни вам, ни нам улики ни к чему,
Навет, как тень, настигнет нас повсюду:
Мы – те, кто отвечает за чуму,
За распри,
      за Христа
            и за Иуду.

Мы растворились в вашем бытие,
Уткнувшись, как теля, в коровье вымя,
И Мученик, распятый на кресте, 
Был нам своим,
          а мы ему – своими.

Мы – те, кому чужих племён уклад –
Не бремя,
        а полезная приправа, 
Обильно наш питавшая талант,
Которым приумножилась Держава.

Любой из нас – строптивец и бунтарь...
Не потому ль горчат полынью всходы,
Что пропитался влагою
                Алтарь
Кровавой от возмездия свободы.

Пришла в негодность синяя печать,
Просрочен паспорт,
                обветшали мифы...

Нам будет вас, сарматы, не хватать,
И вам без нас погано будет,
                скифы.

2020

ПРИМЕЧАНИЯ
1. Скифу полагалось испить кровь первого убитого им врага.
2. Из черепов поверженных врагов скифы изготавливали винные чаши.
3. Гадание у скифов было чрезвычайно важной частью религиозного культа.
4. Начиная с I-II веков н. э. формируется единая скифско-сарматская культура.
5. Арес (Арей) – в древнегреческой и скифско-сарматской мифологии бог войны, которому благодарные за удачное сражение скифы приносили человеческие жертвы из числа пленённых врагов.
6. Скрижали Завета (десять заповедей) были даны Моисею на горе Синай, и тем самым был заключен союз между Богом и еврейским народом.


Рецензии
"скифизация" видится мне неискоренимой там, где выпендрёж густо замешен на дремучем язычестве, --- меняются времена и эпохи, а племя "тумба-юмба" молится на каменную уродливую глыбу, - трансформируются её размеры и конфигурации, но существо ритуала остаётся прежним: всё так же отбиваются поклоны, так же ползают вокруг и голосят, боясь даже взглянуть в чёрные провалы глазниц… а Моисеев-то со скрижалями нетути! --- изничтожены. и сотен лет мало, чтобы бродить по пустыне, --- холоп не мечтает о свободе, холоп мечтает иметь своих холопов… да и на кой им вообще Живой Бог?! это ж надо исполнять заповеди, заботиться о своём моральном облике, радеть за нравственность, дабы встроиться в нишу всеобщего цивилизационного процесса, нести ответственность перед будущими поколениями --- как ето всё утомительно и сложно!!! с идолом же проще, понятнее: колотись лбом и подноси кровавую жертву, и усё будет тип-топ.

Данилина Лика   10.05.2024 17:13     Заявить о нарушении
Мне кажется, что Блок в своё время, сам не желая этого, заглянул в бездну. И это его произведение стало не гимном азиатской сущности, а эпитафией европейскому будущему России. Великий поэт уверовал и доверчиво вторил большевистскому стремлению к разрушению всего и всея, стал одним из предвестников оправдания исторического прошлого страны во всех её ипостасях. Невзирая на преступления и грехи! Разумеется, не было и нет безгрешных народов, не имеющих скелетов в шкафу. И, скажем, еврейскому народу ещё не раз аукнутся "комиссары в пыльных шлемах". Но я искал и не нашёл, что бы кто-либо из моих современников-единоверцев оправдывал деяния Свердлова, Кагановича, Френкеля и других злодеев. А россияне, ни мало сумняшися, возводят на пьедестал таких исторических выродков, как Грозный, Сталин и т. п.

Лев Брейман   10.05.2024 19:33   Заявить о нарушении
Александр Блок был символистом "новой волны", пролетарские лозунги не могли не очаровать экстатическое восприятие Поэта-модерниста: впереди замаячил совершенно "новый мир" --- мир свободы и равенства. Традиционной идее познания мира в искусстве символизм противопоставлял идею конструирования мира, потому доктрина "пролетарьята" всё более укреплялась, овладевая умами и проникая в сердца. Однако донкихотский флёр, привлекающий интеллигенцию, постепенно рассеивался, и проступала кровожадная, антигуманная суть повстанцев, --- уже в 1921 году, за полгода до своей кончины, Блок пишет в своём дневнике: "Утренние, до ужаса острые мысли, среди глубины отчаянья и гибели… Следующий сборник стихов, если будет: «Чёрный день» … Для того, чтобы уничтожить что-нибудь на том месте, которое должно быть заполненным, следует иметь наготове то, чем заполнить. — Для того, чтобы соединить различное в одном месте, нужно, чтобы это место было пригодно для объединения (способно объединить). — Для того, чтобы что-нибудь сделать, надо уменье. — Заставить делать то, чего тот, кого заставляют, не умеет, бесполезно или даже вредно для дела…" …Перед смертью Блок мечется в бреду, охваченный единственной мыслью: все ли экземпляры его поэмы «Двенадцать» уничтожены? такая одержимая озабоченность избавиться от своего "детища" говорит о том, что Поэт мучительно пытался отстраниться от кошмара окружавшей его в последние три года петроградской (и российской) жизни…, то ли уголовной, то ли военной, то ли какого-то странного междувременья… как-то на одном из поэтических вечеров (в том же роковом году) на выпад некоего бюрократа относительно его "творческого безмолвия" Блок парирует: "…покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий. Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю — тайную свободу. И поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем: жизнь для него потеряла смысл…"
Богоданность оставленной нам в наследство литературы Серебряного века самоочевидна, вот такая она --- РУССКАЯ ДУША во всей её распахнутой притягательности и интуитивной мудрости! Рационально передать "тайные смыслы" творчества символистов весьма сложно, а порой и невозможно: "… В бесконечной глубине человеческого духа, в глубине, недоступной для слишком человеческого, куда не достигают ни мораль, ни право, ни общество, ни государство, — катятся звуковые волны, родные волнам, объемлющим вселенную, происходят ритмические колебания, подобные колебаниям небесных светил, глетчеров, морей, вулканов. Глубина эта обыкновенно закрыта «заботами суетного света»… … Всё добытое и отобранное таким образом искусством, очевидно, где-то хранится и должно служить к образованию новых существ…" – Александр Блок.

Данилина Лика   13.05.2024 09:56   Заявить о нарушении
Прекрасный разбор, Лика. Все так. Но, как говорится, то что написано пером… О прозрении Поэта известно, увы, далеко не всем, а «Скифов» и особенно «Двенадцать» изучали и будут изучать в школах, с соответствующими комментариями и выводами. Я преклоняюсь перед поэтами серебряного века, я восторгаюсь символистами, я продолжаю любить и восхищаться творчеством Блока. Но не приемлю гимна разрушения, сожалею о еще одном примере служения гения злу (вопреки известной сентенции, что гений и злодейство несовместны). Да, он пытался уничтожить «Двенадцать», но рукописи не горят!

Лев Брейман   13.05.2024 16:48   Заявить о нарушении
Я вот ещё раз диалог перечитал и подумал, а поддержавшие евромайдан будут на смертном одре метаться от ужаса действительности, к которой он привел?
Украинцы гибнут на фронтах, а Блинкен в Киеве отжигает на гитаре. Все идёт по плану.
http://t.me/nabludatels/42493
А Грузия на очереди.

Графомачо   15.05.2024 06:05   Заявить о нарушении
На это произведение написана 91 рецензия, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.