Философ Омар Хайям
Омар ибн Ибрахим аль-Хайям Нишапури,
Или Омар Хайям,
Родился 18 мая 1048 года,
Дата смерти,
4 декабря 1131 год,
Местом рождения,
Нишапур, Иран был,
Всю свою жизнь,
Он холостяком прожил,
И умер в возрасте 83 лет,
Гениальный философ,
Гениальный поэт,
Математик, писатель, астроном,
Знаковой фигурой стал он,
В истории Ирана,
И Востока в целом,
Среди всеобщих гонений,
За вольнодумие,
Притеснений,
Гений жил,
Людей просвещал,
Их мотивировал,
И творил,
Найти в жизни,
Смысл помогал,
Творцом,
Культуры, науки,
Омар Хайям стал;
А жизнь Омара,
Многогранной была,
И его достижения,
В сферах науки,
И сферах других,
Приводили к тому,
Что многие думали,
Что Омара Хайяма,
Вообще не существовало,
И некоторые считали,
Что под этим именем,
Были имена,
Разных людей,
Математиков, ученых,
Философов и поэтов,
И отследить точно,
Деятельность его непросто,
Однако доказательства есть,
Что Омар Хайям,
Это не миф,
Существовал он реально,
Великим человеком был,
Сотни лет назад жил,
И известна давно,
Его биография;
Омар родился,
В 1048 году в Иране,
У Омара была,
Полная и крепкая семья,
Отец и дед Омара происходили,
Из рода ремесленников,
И в семье деньги были,
И достаток был,
Поэтому Омар рано,
Читать научился,
К восьми годам,
Коран изучил,
Омар хорошее,
По тем временам,
Образование получил,
И мастером слова стал,
И свои ораторские способности,
Успешно развивал,
Прекрасно разбирался,
В законодательстве,
И философию изучал,
И с молодых лет,
Знаменитым в Иране,
Знатоком Корана стал,
И к нему многие,
За помощью обращались,
Чтобы правильно понимать,
Положения строк Корана,
Но еще юным,
Хайям отца и мать потерял,
И дом, и мастерскую,
Родителей продал,
Отправился дальше учиться,
Математике,
И философским наукам,
Вскоре его ко двору,
Призывает правитель,
Он работу во дворце получил,
И там долгие годы,
Исследования проводил,
Под присмотром,
Главного человека,
В Исфахане,
Астрономические,
Исследования проводил,
И в результате он,
Самый точный в мире,
Календарь составил,
По полученным данным,
По астрономии,
Систему астрологии,
Разработал,
И на этой основе,
Рекомендации по питанию дал,
Для всех знаков Зодиака,
И даже книгу написал,
С концептами,
Полезных рецептов;
Хайям математику любил,
Анализ теории Евклида
Создал,
И систему вычислений,
Для квадратных,
И кубических уравнений,
Свою применил,
Теоремы доказывал,
И расчеты вел,
Классификацию уравнений,
Разработал,
Его научные труды,
По алгебре и геометрии,
До сих пор ценятся,
В обществе научном,
А разработанный календарь,
Является действующим,
В обществе Иранском;
Несколько книг и сборников,
Потомки нашли,
Написанные Хайямом,
До сих пор неизвестно,
Сколько стихов,
Из сборников,
Составленных Омаром,
Принадлежат ему,
Ведь долгие века,
После смерти Омара,
Многие четверостишия,
С «крамольными» мыслями,
Приписывались ему,
Во избежание наказаний,
Для настоящих авторов,
И народное творчество,
Становилось творчеством Омара,
Авторство Хайяма поэтому,
Ставится под сомнения,
Но доказано,
Что он самостоятельно,
Написал более,
300 произведений,
В стихотворной форме,
В настоящее время,
Имя Хайяма связано,
С четверостишиями,
С глубоким смыслом,
Которые называют «рубаи»,
Эти произведения,
Выделяются на фоне остального,
Творчества Омара,
Когда он жил и сочинял,
Отличием их написания,
Является наличие,
Авторского «Я»,
Лирического героя,
Который простым смертным был,
Не совершив ничего героического,
Но о жизни и судьбе размышляющего,
Ведь до Хайяма,
Произведения писались,
Исключительно о королях,
И о героях,
А не о людях простых,
Также писатель использует,
Необычную словесность,
В стихах отсутствуют,
Вычурные выражения,
И образы Востока,
И иносказательность,
Наоборот автор пишет,
Простым языком,
Кратко и понятно,
Стилистические черты,
Стихов Хайяма,
Выделяют его стихи,
Логической последовательностью,
Омара мыслей,
Ведь математиком он был,
И сочинял на разные темы,
О любви, о Боге, о судьбе,
Об обществе,
О человеке в целом,
И его проблем,
Будучи мужем ученым,
Он не сильно разбирался,
В тенденциях общества,
И внимания не обращал,
На происходящие вокруг,
Изменения и тренды,
Что к невзгодам привело,
И подкосило его,
В последние годы жизни,
Он смело высказывал,
Свои нестандартные мысли,
О ценности обычного человека,
И важности его желаний,
И его потребностей,
Омар их прославлял,
Однако Омар,
Бога и веру отделял,
От религиозных институтов,
Он верил, что Бог живет,
В душе человека,
И часто писал об этом,
Это вызывало гнев,
Священнослужителей,
Они считали поэта,
«Вредным» элементом;
Высказывания о любви,
Об этом сильном чувстве,
Порой полярными были,
Он метался от восхищения,
Объектом – женщиной,
До сокрушений,
Ведь часто любовь,
Ломает жизни людей,
Но о женщинах всегда,
Положительно отзывался,
По его словам женщину,
Надо любить и ценить,
И ее счастливой делать,
Ведь для мужчины,
Любимая женщина,
Это высшая ценность;
Дружественные отношения,
Для Омара были,
Также важны,
Он их даром считал,
Автор часто призывал,
Не предавать друзей,
И их ценить,
И не разменивать
На призрачное,
Признание со стороны,
И их доверие,
Не предавать,
Ведь истинных,
Друзей мало,
Но сам писатель признавался,
Что предпочтет быть одному,
«Чем с кем попало» якшаться ему;
Рассуждая о смысле жизни,
Омар Хайям к выводу приходил,
Что каждый человек,
Лишь временный гость,
Прекрасного мира нашего,
А потому надо наслаждаться,
Каждым прожитым днем,
И мелкие радости ценить,
И относиться к жизни,
Как к великому дару,
Мудрость жизни,
По Хайяму,
Заключается в принятии,
Всех происходящих событий,
И умении найти в них,
Такие фрагменты,
Где присутствуют,
Положительные моменты;
Омар Хайям – известный гедонист,
Гедонизм, это,
«Наслаждение, удовольствие»,
Аксиологическое учение,
Согласно которому удовольствие,
Является высшим благом,
И смыслом жизни,
Единственной терминальной ценностью...,
Вопреки религиозному концепту,
Отречения от земных благ,
Ради небесной благодати,
Философ уверен был,
Что смысл жизни,
В потреблении и наслаждении,
Этим он общественность злил,
Но в восторг приводил,
Правителей и представителей,
Высших слоев общества;
Омар не стал,
Связывать себя узами брака,
Жена и дети не вписывались,
В образ жизни Хайяма,
Ведь он жил и работал,
Под угрозой гонений,
Вольнодумным ученым,
Быть тогда,
В средние века, в Иране,
Было очень опасным;
Философ Омар Хайям прожил,
Долгую жизнь,
Но последние годы его жизни,
Не были радужными,
Омар Хайям работал и творил,
Находясь под защитой,
Короля страны,
Но с его смертью Омар,
Подвергся гонениям,
За своевольные мысли,
Которые многие,
Приравнивали к богохульству,
Последние дни,
Он в нужде провел,
Без поддержки своих людей,
И средств к существованию,
Практически отшельником стал,
Но до последнего вздоха,
Философ писал,
Свои идеи продвигал,
И занимался наукой,
Стихи-Рубаи писал,
И просто наслаждался жизнью,
Согласно легенде,
Хайям из жизни своеобразно ушел,
Спокойно, рассудительно,
Будто бы, это запланировано было,
Абсолютно, происходящее принял,
Однажды, в возрасте 83 лет,
Он весь день в молитве провел,
Затем совершил омовение,
После чего прочитал,
Священные слова и умер;
Омар Хайям,
Известным человеком,
При жизни он не был,
Многие сотни лет,
После его смерти,
У потомков,
Он интерес не вызывал,
Однако в XIX веке
Английский исследователь,
Эдвард Фицжеральд ,
Обнаружил,
Записи персидского поэта,
Их на английский язык,
Он перевел,
Уникальность его стихов,
Поразила англичан,
И было найдено,
Исследовано,
И высоко оценено,
Сначала все творчество,
Омара Хайяма,
А затем и научные трактаты его,
Находка поразила переводчиков,
И все образованное,
Сообщество Европы,
Никто тогда поверить не мог,
Что в далекие времена,
На Востоке жил и творил,
Настолько умный ученый;
Мысли поэта трансформировались,
В так называемые, правила жизни,
Которым следуют многие люди,
Их активно использует,
Подрастающее поколение,
В социальных сетях;
Стихи принадлежащие,
Гению Омара Хайяма:
«Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало»;
«Холодной думай головой
Ведь в жизни все закономерно
Зло излученное тобой
К тебе вернется непременно»;
«Не оплакивай, смертный, вчерашних потерь,
Дел сегодняшних завтрашней меркой не мерь,
Ни былой, ни грядущей минуте не верь,
Верь минуте текущей - будь счастлив теперь!»;
«"Ад и рай - в небесах", - утверждают ханжи,
Я, в себя заглянув, убедился во лжи:
Ад и рай - не круги во дворе мирозданья,
Ад и рай - это две половины души»;
«Встань от сна! Ночь для таинств любви создана,
Для метаний у дома любимой дана!
Где есть двери - они запираются на ночь,
Только дверь у влюбленных - открыта она!»;
«Сердце! Пусть хитрецы, сговорясь заодно,
Осуждают вино, дескать, вредно оно,
Если душу отмыть свою хочешь и тело,
Чаще слушай стихи, попивая вино»;
Афоризмы Омара Хайяма:
«Если подлый лекарство нальет тебе — вылей!
Если мудрый нальет тебе яду — прими!»;
«Упавший духом гибнет раньше срока»;
«Благородство и подлость, отвага и страх,
Все с рожденья заложено в наших телах»;
«В любимом человеке нравятся даже недостатки,
А в нелюбимом раздражают даже достоинства»;
«Не говорите, что мужчина бабник,
Был бы он однолюб,
То до вас бы очередь не дошла».
Свидетельство о публикации №120050908635