С. Ботвинник, Н. Зиновьев, Л. Озеров, П. Герман...

Стихотворения, романсы и песни
______________________________

Содержание

_С. Ботвинник_
<Доносится мотив из городского сада>
<Я забыл эту женщину, я позабыл>
<В том городе, не верящем слезам>
<Не слышал Ленинград о лёгком хлебе...>
<"Отечественная война">
Гамлет
<Живи. Не жалуйся, не числи>
<Июльское утро. Жара>

_Н. Зиновьев_
Уход Улановой
Тютчев
<Меня учили: Люди - братья>
Библия
Южная история
Прекрасное Нельзя
Мольба
<То нужна, а то вдруг - не нужна>
<Я в нашей комнатке прохладной>

_Л. Озеров_
<Услышанный в детстве когда-то мотив>
<Туман над прудом высветлен закатом>
<С весел стекают капли>
<Прошла гроза. Дымился лес>
<Опущенная в высоту>
<О тебе я хочу думать>
<Ты что там надумала! Что там наворожила!>
<Усталость или отчужденье>
<Любовь ответственна. А если не она>
Бабий Яр (отрывок)
<От Рафаэля до Пушкина>
<Не дворцы, не чины, не награды>
<Серости на белом свете нет>
<Я не хотел бы умереть весной>
<Мелеют души, как моря>
<Немо горит в окне огонёк>

_П. Герман_
Только раз... (с нотами по Брайлю)
Все, что было...

_Б. Тимофеев_
Караван
Мне бесконечно жаль (с нотами)

_Б. Лившиц_
В кафе
На бульваре

С. Сафонов. <Это было давно... Я не помню, когда это было...>
В. Курочкин. В разлуке
Ю. Коваль. Романс
Г. Ефремов. <Не надо великой любви>
Б. Вильде. <Вечером влюбленный на песке морском>
С. Обрадович. <Что со мной было в этот вечер?..>
Г. Струве. <Ты легким поцелуем тронешь>
Б. Савинков. <Ее жемчужное кольцо>

_М. Яснов_
<О чем кричите вы, старинные чернила?>
<И все-таки шорох пластинки под патефонной иглой>
--------


Семён Ботвинник (1922 - 2004)

Доносится мотив из городского сада.
Проходят времена, скрипит земная ось...
О том, что не сбылось, - печалиться не надо:
а если бы сбылось? А если бы сбылось?

Как музыка легка, звучавшая в начале!
Как музыка горька, звучащая в конце...
А если бы сбылось? Другие бы печали
остались на душе, остались на лице.

Не то чтобы душа судьбе сдалась на милость,
не то чтоб мы дорог друг к другу не нашли -
оно прекрасней так, всё то, что не случилось, -
дороже сердцу то, что видится вдали...

О том, что не сбылось, печалиться не надо -
наверно, не дала судьба другого нам...
Иль мало нам тепла и ласкового взгляда?
Но всё ж по временам... Но всё ж по временам...

Приснилось, что тебя вчера я снова встретил,
и наши две тропы не разбегались врозь,
и музыка плыла, был вечер тих и светел...
А если бы сбылось? А если бы сбылось?

--------


Семён Ботвинник

Я забыл эту женщину, я позабыл
то, что было,
томило, влекло...
Я забыл эти годы, лишённые крыл, -
как сквозь мутное вижу стекло.

Даже странно,
что так далека эта близь,
а близка сокровенная даль...
Друг не дорог,
с которым вчера разошлись,
но о давнем - живуча печаль.

Что мне женщина эта?
Моя ли вина -
не её сохранились черты, -
только город,
летящий сквозь все времена,
только шпили, вода и мосты...

Только облик его
всё ясней и ясней
и его не стирают года,
только утро,
когда повстречался я с ней,
не забуду уже никогда.

--------


Семён Ботвинник

В том городе, не верящем слезам,
Есть женщина. Она слезам не верит.
Она тебя
Спокойным взглядом смерит:
Сам полюбил - расплачивайся сам.

Та женщина
Все в прошлое глядит -
Оно ей крепко крылья изломало...
Что сделаешь? Ее щадили мало.
Так и она тебя не пощадит.

Той женщине совсем непросто жить,
Задумчивой,
На лунный сноп похожей...
Случайный, заблудившийся прохожий,
Ты сам-то
Что ей можешь предложить?

Сам полюбил - расплачивайся сам.
Она глядит спокойными глазами -
А ночью плачет горькими слезами
В том городе, не верящем слезам.

--------


Семён Ботвинник

Не слышал Ленинград о лёгком хлебе...
Я не забыл
блокадный трудный хлеб;
и посвист <мессершмитта> в чистом небе,
и город, что в потёмках не ослеп;
весомость помню
пайки стограммовой,
и саночки тяжёлые в снегу,
и тёплый взгляд, и тот мороз суровый,
и девушку,
что встретить не смогу...
Тяжёлый снег
на братских на могилах,
и тяжесть бомб, и на асфальте кровь -
и с той поры
душа принять не в силах
и лёгкий хлеб, и лёгкую любовь.

--------


Семён Ботвинник

"Отечественная война" -
ученый труд, четыре тома...
Уже ни пламени, ни грома:
таблицы, сводки, имена.

А ты была для нас, война,
не просто "Битвой под Москвою" -
бойцом с пробитой головою
в ночном лесу у полотна;

не просто "Битвой у Днепра" -
одна пылает в сердце хата,
одна - я помню - медсестра
чужими танками распята...

Война была для нас тогда
не тонким замыслом стратега -
хрипела смертная беда,
скрипела беженцев телега...

Где в этих книгах
смена лиц,
и смертный стон,
и возглас: "Мама!"?..
Прямые столбики таблиц,
косой штриховкой - диаграмма...

Какой-то в памяти разрыв
все не могу соединить я,
когда встает Лицо Событья,
живые лица заслонив...

--------


С. Ботвинник
Гамлет

Вернулся Гамлет в отчий дом:
тут вроде всё без перемены -
и постигаются с трудом
обмана дух
и дух измены.

Иль вправду сходит он с ума?
Над черной бездной
замок замер.
Так, значит, Дания - тюрьма,
а отчий дом - одна из камер...

Еще не вслушалась земля
в далекий шаг иного века,
и в мире званье Короля
превыше званья Человека.

Еще, замешен на крови,
мир учит лгать и лицемерить;
еще единственной любви
нельзя тревог своих доверить.
Еще не выманить ее
к туманной отмели свободы...

Слетает с башен воронье,
и кровью пахнут переходы,
и страх глядит из темноты,
и рядом с ним пригрелась злоба...
Клочок бессмертной теплоты,
ты полон смертного озноба.

Пусть крепок яд и робок свет -
твоей душе
не замутиться,
ей в зеркалах грядущих лет
тысячекратно отразиться...

--------


С. Ботвинник

Живи. Не жалуйся, не числи
ни лет минувших, ни планет, -
и стройные сольются мысли
в ответ единый: смерти нет.

Будь милосерден. Царств не требуй.
Всем благодарно дорожи.
Молись - безоблачному небу
и василькам в волнистой ржи.

Не презирая грез бывалых,
старайся лучшие создать.
У птиц у трепетных и малых
учись, учись благословлять!

--------


С. Ботвинник

Июльское утро. Жара.
В ничто превращаются росы.
Сосны умудренной кора
лучом освещается косо.
Становятся сразу видней
чешуйчатой бронзы морщины,
зеленый лишайник на ней
и тоненький блеск паутины...
И в радужном свете стволы
как будто плывут, невесомы,
и клейкие капли смолы
от душной стекают истомы.
Травинкой - висячим мостом -
взбирается божья коровка,
и ящерка двигает ловко
своим мозаичным хвостом...
И дикой малины кусты
от ягод, пылающих яро,
иссохли...
Сильны и часты,
доносятся дятла удары.
Две капельки, две бирюзы
царят над пеньком-старожилом -
блаженствуют две стрекозы
в полете своем восьмикрылом...
И прелостью пахнет лесной,
и ширью заречной, покосной,
и слиты в одно тишиной
и воздух, и травы, и сосны.
Смотрю на смолу, на кору -
безоблачным радуюсь далям,
учусь у природы добру,
и вкусу, и точным деталям.

--------


Николай Зиновьев (1945 - 2018)
Уход Улановой

Вызвав пачки полукачание,
спрятав голову в два крыла,-
дочь полета, гений молчания,-
нет, Уланова не умерла.

Захлебнулась грустью небесною.
О, отравленный тот глоток!
Оркестровая яма - бездною
отворилась у самых ног.

И туда перешла отсюда
лебедь, лучшая из людей,
в тридцать два фуэте укутав
тень великой тайны своей.

Уплыла царь-Лебедь, Лебедушка.
Отлетела в нездешний мрак.
И витает в воздухе перышко...
Все не сядет
на сцену
никак...

--------


Н. Зиновьев
Тютчев

Не отпускал постылый Мюнхен.
Он усмехнулся у окна:
"Жизнь, словно между стекол муха,
нам для неволи суждена".

И, перед лирой виноватый,
он вслух пробормотал опять:
"Поэт быть должен дипломатом,-
уметь Отчизну защищать".

--------


Н. Зиновьев

Меня учили: "Люди - братья,
И ты им верь всегда, везде".
Я вскинул руки для объятья -
И оказался на кресте.

Но я с тех пор об этом "чуде"
Стараюсь все-таки забыть.
Ведь как ни злы, ни лживы люди,
Мне больше некого любить.

--------


Н. Зиновьев
Библия

Раскрытая Библия -
словно птица в полете.
Одним крылом -
касается бесконечности
прошлого,
другим крылом -
касается бесконечности
будущего.

--------


Николай Зиновьев
Южная история

Это было в Гагре.
На маленькой площади зимой.
Они стояли друг перед другом.
Он смотрел в небо.
Она плакала, опустив глаза.
Ее длинные волосы закрывали лицо и плечи...
А он, высокий,
куда-то глядел вверх...

Гудели рядом машины,
играли мальчишки,
спешили на рынок торговки мандаринами,
и очень немногие оглядывались
на эту странную пару,
но тут же понимали,
что их помирить не сможет никто никогда...

Два сердца.
Две судьбы.
Два молчания.

Она опустила глаза.
Он смотрел в небо.

Обычная драма на маленькой южной площади.

Ее звали Ива. Его - Кипарис.

--------


Николай Зиновьев
Прекрасное Нельзя

По Вас
глазами
вниз
скользя,
я б расстегнул тугой корсет.
Но Вы - прекрасное Нельзя
из миллионов нежных <нет>.

Мне все завидуют друзья:
мол, повезло за столько лет,
но Вы - прекрасное Нельзя
из миллионов дивных <нет>.

Бессмертной нежностью грозя,
я Вам шепчу какой-то бред...
Но Вы - прекрасное Нельзя
из миллионов зыбких <нет>.

Как прежде на балу князья,
ног Ваших я целую след...
Но Вы - прекрасное Нельзя
из миллионов жарких <нет>.

Порой Вы кажетесь звездой
во тьме сплошного никогда
и все смеетесь надо мной
с одним
пульсирующим
<Да!..>.

--------


Николай Зиновьев
Мольба
Музыка: А. Малинин

Где взять мне силы разлюбить
И никогда уж не влюбляться,
Объятья наши разлепить,
Окаменевшими расстаться?

О, как вернуться не успеть,
О, как прощенья не увидеть,
То, нестерпимое, стерпеть,
Простить и не возненавидеть?

 Припев:
   А Бог молчит. За тяжкий грех,
   За то, что в Боге усомнились,
   Он наказал любовью всех,
   Чтоб в муках верить научились.

Я был блажен, я был жесток
В своих желаниях ревнивых,
Чтоб хоть на родинку еще
Была ты менее красивой.

Но ты божественна была,
До исступленья совершенна.
Надежду только обожгла.
И вот молюсь самозабвенно.

 Припев.

Раскоролевить, развенчать,
Расцеловать по полустанкам,
Разоблачить, раздеть, разъять
Я красоту твою пытался.

Пусть крест мой вечный - тень ее -
Меня преследует до тленья.
О, дай мне ночью воронье:
Пусть исклюет мои сомненья.

 Припев.

--------


Николай Зиновьев

То нужна, а то вдруг - не нужна,
То гоню, то зову ее робко.
То принцесса, царица, княжна!
То - рабыня, холопка.

То волнует, а нужен покой,
То... А впрочем, скажу по секрету:
Очень плохо, когда ее нету.
Когда нету ее.
Никакой.

--------


Н. Зиновьев

Я в нашей комнатке прохладной,
Проснувшись рано поутру,
Ступал на солнечные пятна
На голом крашеном полу.
Она спала, нагие груди
Укрыв распущенной косой,
А я, счастливый и босой,
В постель ей нес пирог на блюде.
Спешил на кухню ставить чайник...
Все это вижу, как в кино.
Увы, мы встретились случайно.
Увы, расстались мы давно.
И жизнь, как прежде, непонятна.
И я - как нищий на балу.
Но эти солнечные пятна...
Но эти солнечные пятна
На голом крашеном полу!

--------


Лев Озеров (Лев Гольдберг, 1914 - 1996)

Услышанный в детстве когда-то мотив -
За мною бредет он, и прост и красив.
Но как повторить его? Я не умею.
Мотив - как издевка над жизнью моею.

Мотив - как молитва бродячей судьбы.
Я слышал его из какой-то избы.
Старуха мне пела, согретая печью,
И песня казалась не песней, а речью.

А речь не запомнилась - смутная речь,
Которую не удалось мне сберечь.
Не помню. В мученье мне это звучанье.
Какое-то скорбное воспоминанье!

Быть может, я думаю, душу смутив,
Во мне прояснится неясный мотив,
Быть может, услышу в последний мой час:
Возник - просиял - вразумил - и погас.

--------


Лев Озеров

Туман над прудом высветлен закатом,
Упали в воду кроны, купола,
И не удержишь восхищенным взглядом
Секунды, что была - и вот ушла.

А переменчивость воды и неба,
Листвы и облаков так велика,
Что этот миг - он есть и словно не был -
Уже мерцает мне издалека

Звездой ли ранней, огоньком ли малым.
Все зыбко, все так смутно в этот час,
Что вечер, нам сиявший сине-алым,
Кромешной тьмой окутывает нас.

Он сам плывет в тумане клочковатом,
И, вероятно, трудно плыть ему,
И вся земля, привыкшая к утратам,
Со мною вместе вдвинута во тьму.

--------


Лев Озеров

С весел стекают капли,
Падают, пропадают.
Им нет ни конца, ни края,
Нет им ни веса, ни счета.
Капля, упавшая в море, -
Это уже не капля,
Капля, упавшая в море, -
Это уже море.

--------


Лев Озеров

Прошла гроза. Дымился лес,
Густой, просмоленный и едкий,
И дым, приподымая ветки,
Как бы тянул их до небес.

И вот под мглистой синевою
Литых стволов звенела медь.
Теперь-то скрытым за листвою
Промокшим птицам и греметь...

И на внезапном коромысле
Гора и тополя повисли,
И вверх взлетели взгляд и мысль,
И листья к небу прикасались.
И для того гроза, казалось,
Чтоб вся земля тянулась ввысь.

--------


Лев Озеров

Опущенная в высоту,
Сирень струилась на свету,
Струилась и текла,
Не ощущая тела.
Она дымилась и текла,
Она была подчас бела,
Но чаще синевата
И вырывалась из листвы,
Как будто мир звала на "вы",
Была грозней булата.
Но это видимость одна.
О, как она была нежна,
И как, стесняясь, пела,
И как хотела повторять
И голос твой, и цвет, и стать,
И все оттенки тела.

--------


Л. Озеров

О тебе я хочу думать. Думаю о тебе.
О тебе не хочу думать. Думаю о тебе.
О других я хочу думать. Думаю о тебе.
Ни о ком не хочу думать. Думаю о тебе.

--------


Лев Озеров

Ты что там надумала! Что там наворожила!
Размолвка, неведенье, ссора, два шага назад.
И все успокоенное снова разворошила,
И в неизвестность устремлены глаза.

Ты истомилась! Давай помолчим немного.
Дни, как песчинки, слеживаются в гранит.
Это в тебе говорит пройденная дорога,
Это непройденная говорит.

Душу не смею отдать людскому злословью.
Знаю, что тленье бывает дольше огня.
Я не могу над моею подняться любовью,
Потому что любовь моя выше меня.

--------


Л. Озеров

Усталость или отчужденье,
Или замучила жара,
Или в душе твоей смятенье -
Не разобрался я вчера.

В преувеличенном вниманье,
С которым слушала меня,
Определилось пониманье
Другому отданного дня.

В предупредительности явной
Сквозил - отчетлив не вполне -
Предмет твоей заботы главной,
Что адресована не мне.

Но перед сном и на рассвете,
Когда сходила тень с земли,
Вдруг смутные догадки эти
Лицо тревоги обрели.

Не заговор и не злодейство,
Но из разрозненных примет
Само собой слагалось действо
Последних трех с излишком лет.

Есть у тебя такое свойство:
Незримо, маленькой рукой
Творить большое беспокойство,
Внушая волю и покой.

--------


Л. Озеров

Любовь ответственна. А если не она,
То что ж ответственно на этом свете:
Призванье? Долг? Работа? Дружба? Дети?
Нет, все они, соединясь, сполна
Ушли в нее, как в море, без остатка,
Они любовью все поглощены,
Они невыразительно-бледны
Без любящего сердца и сильны
Его ревнивой силой. Молвить кратко:
Все, что со мной, и все, что не со мной,
Любовь в себя вбирает непреложно,
А потому и нежно и тревожно
Ответствует бедой, или виной,
Или возмездьем на мои деянья.
Ответственность ее так велика,
Что ни судьба, ни служба, ни строка
Не обойдутся без ее вниманья.

--------


Лев Озеров
БАБИЙ ЯР
(отрывок)

Я пришёл к тебе, Бабий Яр.
Если возраст у горя есть,
Значит, я немыслимо стар.
На столетья считать - не счесть.

Небеса стоят как стена,
Начинающаяся с земли.
На земле стоит тишина -
Здесь, где братья мои легли.

Здесь не хочет расти трава.
А песок, как покойник, бел.
Ветер свистнет едва-едва:
Это брат мой там захрипел.

Так легко в этот Яр упасть:
Стоит мне на песок ступить -
И земля приоткроет пасть,
Старый дед мой попросит пить.

Мой племянник захочет встать,
Он разбудит сестру и мать.
Им захочется руку выпростать,
Хоть минуту у жизни выпросить.

И пружинит земля подо мной:
То ли горбится, то ли корчится.
За молитвенной тишиной
Слышу детское: - Хлебца хочется.

Где ты, маленький, покажись,
Я оглох от боли тупой.
Я по капле отдам тебе жизнь,
Я ведь тоже мог быть с тобой.

Обнялись бы в последнем сне
И упали б вместе на дно.
Ведь до гроба мучиться мне,
Что не умерли смертью одной.

Я закрыл на минуту глаза
И прислушался - и тогда
Мне послышались голоса:
- Ты куда захотел? Туда?!

Гневно дернулась борода,
Раздалось из ямы пустой:
- Нет, не надо сюда.
- Ты стоишь? Не идёшь? Постой!

У тебя ли не жизнь впереди?
Ты и наше должен дожить.
Ты отходчив - не отходи.
Ты забывчив - не смей забыть!

И ребёнок сказал: - Не забудь.
И сказала мать: - Не прости. -
И закрылась земная грудь.
Я стоял не в Яру - на пути.

Он к возмездью ведёт - тот путь,
По которому мне идти.
Не забудь...
Не прости...

1944-1945
--------


Л. Озеров

От Рафаэля до Пушкина,
От Лорки до Маяковского
Возраст гениев - тридцать семь...

Упражняются физиологи,
Защищаются диссертации,
Пишутся монографии,
Собираются конференции -
А художники задыхаются
От красок, густых до одури;
А поэты идут и валятся,
Как деревья, всем телом падают
Из настоящего в будущее
И кажутся не телами -
Тропой, что ими протоптана;
А композиторы-юноши
Пишут последний реквием
И слышат его звучание,
Не просыпаясь...

--------


Л. Озеров

Не дворцы, не чины, не награды,
Не точеные плиты могил -
Баратынский любил водопады.
Ну, а Тютчев - фонтаны любил.

Были правы они - на поверку,-
И доселе не стих, не померк
Гром воды, упадающей сверху,
Звон воды, вылетающей вверх.

--------


Л. Озеров

Серости на белом свете нет.
Серость - это ваше нерадение,
Невнимание, усталость лет,
Ваше настроение осеннее.

Где для вас невнятное пятно -
Для меня цветут долины маково.
Все едино, но не все одно,
Все едино, но не одинаково.

--------


Л. Озеров

Я не хотел бы умереть весной,
Когда сирень цветет неудержимо,
Когда в бездонном небе надо мной
Седые льдинки проплывают мимо.

Не нравится мне летом умирать,
Когда кипит листва, и рдеют розы,
И зеленью горит речная гладь,
И мимо щек, звеня, снуют стрекозы.

Легко ль уйти по осени, когда
Плоды с деревьев тянутся к нам в руки?
Еще тепло, хотя прошла страда,
И некогда подумать о разлуке.

Уйти зимой? Что может быть грустней?
Да это было бы и впрямь жестоко:
Родных заставить мерзнуть и друзей,
К тому же до весны так недалеко...

--------


Лев Озеров

Мелеют души, как моря.
Не исключение моя
Душа, не чуждая восторга,
Душа, не проданная с торга.
Она на солнцепеке лет
Обожжена, и больше нет
Ни влаги для нее, ни сини
В нечеловеческой пустыне,
Где вместо парусов и рыб -
Скопления песчаных глыб.

--------


Лев Озеров

Немо горит в окне огонёк;
Звёзды немы.
Где мы, когда человек одинок?
Где мы?
Где мы, когда он, уставясь во тьму,
Ищет совета?
Где мы, чтоб вовремя выйти к нему,
Ждущему где-то?
Сколько с тобою мы громко клялись
В чуткости к другу?
Что же ты далью счёл эту близь,
Спрятал за спину руку?
Взял да забился в свой уголок,
Пишешь поэмы...
Где мы, когда человек одинок,
Где мы?..

--------


Павел Герман (1894 - 1952)
Только раз...
Музыка: Б. Фомин

День и ночь роняет сердце ласку,
День и ночь кружится голова,
День и ночь взволнованною сказкой
Мне звучат твои слова:

 Припев:
   Только раз бывают в жизни встречи,
   Только раз судьбою рвётся нить,
   Только раз в холодный серый вечер
   Мне так хочется любить!

Тает луч забытого заката,
Синевой окутаны цветы.
Где же ты, желанная когда-то,
Где, во мне будившая мечты?

 Припев.

  пение4  :андантино4 %:ц
#а,._жд в.!ххгих +яvфёг я.%хжее%д ён.!ф(ф
ш.е:ддж%и ?тжж %с"цигг:ф %:оv!
#б,.%:ее я.фёгф%еф ёш?vдд ?.ж%еджи р.хх
ю.г:едж%и ?вv_жж %?.д%ш..з п.(к

--------


Павел Герман
Все, что было...
Музыка: Дм. Покрасс

Все равно года проходят чередою,
И становится короче жизни путь.
Не пора ли мне с измученной душою
На минуточку прилечь и отдохнуть?

 Припев:
   Все, что было, все, что ныло,
   Все давным-давно уплыло.
   Утомились лаской губы,
   И натешилась душа!
   Все, что пело, все, что млело,
   Все давным-давно истлело.
   Только ты, моя гитара,
   Прежним звоном хороша.

Ты напомнила вчера мне о далеком,
Пережитом, позабытом полусне...
Милый друг! Ни разговором, ни намеком
Не ищи былого облика во мне.

 Припев.

Может быть, ну вот совсем еще недавно
Захлебнулось сердце б радостью в груди,
А теперь - как это просто и забавно -
Мне сказать тебе лишь хочется: <Уйди>.

 Припев.

--------


Борис Тимофеев (1899 - 1963)
Караван
Музыка: Б. Прозоровский

Мы странно встретились - и странно разойдемся,
Улыбкой, нежностью роман окончим наш.
И если памятью к прошедшему вернемся,
То скажем: это был мираж.

 Припев:
   Так иногда в томительной пустыне
   Мелькают образы далеких, чудных стран.
   Но это призраки - и снова небо сине,
   И вдаль бредет усталый караван.

И мы, как путники, обмануты миражем,
Те сны неверные не в силах уберечь.
Мы никогда друг другу не расскажем
Всю тайну наших странных встреч.

 Припев.

Пусть впереди все призрачно, туманно,
Как наших чувств пленительный обман.
Мы странно встретились - и ты уйдешь нежданно,
Как в путь уходит караван.

 Припев.

--------


Борис Тимофеев
Мне бесконечно жаль
Музыка: А. Цфасман

Я понапрасну ждал
Тебя в тот вечер, дорогая.
С тех пор узнал я, что чужая
Ты для меня.

Мне бесконечно жаль
Своих несбывшихся мечтаний,
И только боль воспоминаний
Гнетёт меня.

   Хотелось счастья мне
   С тобой найти,
   Но, очевидно, нам
   Не по пути.

Мне бесконечно жаль
Своих несбывшихся мечтаний,
И только боль воспоминаний
Гнетёт меня.

  пение4  в ритме танго4 %:ц
#а,.щ!ж%иж?.ж ы щг%фгжэъ= ср щф%ефию=й рч v_в!ю.х й
#б,.#1а-х
#ц,.v!я+ю :ш.%дён v?ш.д ь vя+ю в.%иёс vю+я ь
#д,.#1а-х(к

--------


Бенедикт Лившиц (1887 - 1938)
В КАФЕ

Кафе. За полночь. Мы у столика -
Ещё чужие, но уже
Познавшие, что есть символика
Шагов по огненной меже.

Цветы неведомые ранние
В тревожном бархате волос,
Порочных взоров замирание,
Полночных образов хаос,

Боа, упавшее нечаянно,
И за окном извивы тьмы -
Всё этой сладкой тайной спаяно,
И эту тайну знаем мы.

Ты хочешь счастья? Так расстанемся
Сейчас, под этот гул и звон, -
И мы с тобою не обманемся,
Не разлюбив возможный сон.

--------


Бенедикт Лившиц
НА БУЛЬВАРЕ

Никого, кроме нас... Как пустынна аллея платановая!
В эти серые дни на бульвар не приходит никто.
Вот - одни, и молчим, безнадежно друг друга обманывая:
Мы чужие совсем - в этих темных осенних пальто.

Все аллеи как будто устелены шкурой тигровою...
Это - желтое кружево листьев на черной земле.
Это - траур и скорбь. Я последнюю ставку проигрываю
Подневольным молчаньем - осенней серебряной мгле.

Что ж, пора уходить?.. Улыбаясь, простимся с безумиями...
Только как же сказать? Ведь осеннее слово - как сталь...
Мы молчим. Мы сидим неподвижными скорбными мумиями...
Разве жаль?

--------


Сергей Сафонов (1867-1904)

Это было давно... Я не помню, когда это было...
Пронеслись, как виденья, и канули в вечность года.
Утомлённое сердце о прошлом теперь позабыло...
Это было давно... Я не помню, когда это было,
  Может быть, никогда...

Я не знаю тебя... После долгой печальной разлуки
Как мне вспомнить твой голос, твой взгляд, очертанья лица
И ласкавшие некогда милые, нежные руки? -
Я не знаю тебя после долгой печальной разлуки,
  После слёз без конца...

Иногда... иногда, мне сдаётся, тебя я встречаю
В вихре жизни безумной, в разгаре людской суеты,
Жду тебя и зову, все движенья твои замечаю...
Иногда... иногда, мне сдаётся, тебя я встречаю,
  Но вгляжусь - нет, не ты!..

Это было давно... Я не помню, когда это было...
Но бессонные ночи, но думы... Как жутко тогда,
Как мне хочется счастья, как прошлое близко и мило!..
Это было давно... Я не помню, когда это было...
  Но со мной ты всегда!..

--------


Василий Курочкин (1831-1875)
В разлуке

Расстались гордо мы; ни словом, ни слезою
Я грусти признака тебе не подала.
Мы разошлись навек... но если бы с тобою
Я встретиться могла!

Без слез, без жалоб я склонилась пред судьбою.
Не знаю: сделав мне так много в жизни зла,
Любил ли ты меня?.. но если бы с тобою
Я встретиться могла!

--------


Юрий Коваль (1938-1995)
Романс

Темнеет за окном, ты зажигаешь свечи,
И светлая рука стеклом отражена,
И снова к нам с тобой пришел осенний вечер,
И в доме и в душе покой и тишина.

А где-то далеко шумит вечерний ветер,
Кружится в темноте опавшая листва,
И снова мы вдвоем, и с нами - долгий вечер,
Вечерний разговор, вечерние слова...

--------


Георгий Ефремов (р. 1952)

Не надо великой любви -
сойдет и простая:
иди и живи,
ничем не блистая.

Побудь мне в пути
опорой, преградой -
то словом смути,
то новой печалью порадуй.

--------


Борис Вильде (1908-1942)

Вечером влюбленный на песке морском
Дорогое имя начертил носком.
Ночью было бурно, и морской поток
Снес в свои пучины золотой песок.
И на влажный берег пенная волна
Новые песчинки принесла со дна.
К полдню стал спокоен моря синий шелк,
И влюбленный снова на берег пришел.
И другое имя на песке морском,
Тихо улыбаясь, начертил носком.

--------


Сергей Обрадович (1892-1956)

Что со мной было в этот вечер?..
Шел я, улицы не узнавая.
Ветер обнимал меня за плечи,
Пели звезды, ласково мерцая.

И звенели льдинки, как цимбалы,
На цветок луна была похожа.
Обозвал меня слепым и шалым,
В сторону шарахаясь, прохожий.

Если б знал прохожий, что со мною,-
Он бы улыбнулся мне с поклоном,
Он бы увидал над головою,
Как сияет небо всем влюбленным.

Девушка навстречу шла окрайной,
На меня взглянула сиротливо;
И сказал я девушке печальной:
- Незнакомка, будь, как я, счастливой!..

Но испуганно взлетели брови,
И прошла она, еще не зная,
Что на свете есть в чудесном слове
Сила тайная и неземная.

С ним пройду дорогою суровой,
С ним я груз любой взвалю на плечи...
Краткое, как вздох, одно лишь слово
Ты мне прошептала в этот вечер...

--------


Глеб Струве (1898-1985)

Ты легким поцелуем тронешь
Разгоряченные виски.
Ты руки медленно уронишь,
Как яблонные лепестки,
А я услышу тот, упрямый,
Невероятно легкий звук:
Дрожанье звезд вот тут, над самой
Дугой твоих склоненных рук,
И я увижу у предела
Два белых ангельских крыла:
Душа опередила тело
И, легкая, осиротела,
И, легкая, изнемогла.

--------


Борис Савинков (1879-1925)

Ее жемчужное кольцо
Играет тенью перламутра,
Я в это пасмурное утро
Увижу милое лицо,
Полуласкающие руки,
Полувлюбленные уста,
В глазах предчувствие разлуки,
Пресыщенность любовной скуки,
Восторг любовного креста.
Прочту последние страницы
Недорифмованых стихов
И ей, оправданной блуднице,
Ей, неоправданной царице,
Дам отпущение грехов.
Ее жемчужное кольцо
Я в это утро не надену,
Благословлю ее измену
И разлюблю ее лицо.

--------


Михаил Яснов (1946 - 2020)

О чем кричите вы, старинные чернила?
Разлука - сблизила, а близость - разлучила.
Тоскою выцветшей заполнена тетрадь.
Разлука - сблизила. Но слов не разобрать.

А вот машинопись, уже давно слепая,
здесь жмутся буквы, друг на друга наступая,
и так издерган шрифт, и так его знобит...
Разлука - сблизила. Но дальше текст забит.

А ты, мой верный друг, заложник легких клавиш,
какому будущему тень от нас оставишь?
Разлука - сблизила. Так в чем же тут беда?
А близость - разлучи...
Все стерто навсегда.

--------


Михаил Яснов

И все-таки шорох пластинки под патефонной иглой
создавал ощущение жизни: то ли шумел прибой,
то ли шуршали деревья, и музыка, пению вторя,
рождалась из листопада и пены моря.

Деревья давно срубили, иссохший залив молчит,
однако старинная лютня на лазерном диске звучит
так безупречно, так вечно, что меломаны в восторге.
Наконец-то мы все оцифрованы.
Словно в морге.

--------


Рецензии