8. Лепесток сакуры. Ёмкость хайку
Из теории хайку по Дьяконовой: «Невозможность создания богатой эвфонии компенсировалась, во-первых, формированием определенной ритмической системы, которая накладывалась на строго ограниченную метрическую схему, а во-вторых, использованием сложно разветвленной образности, связанной с определённым набором тропов и приемов. Усовершенствование поэтического канона и в то же время усложнение содержания и требование большей свободы выражения внутри канона при ограниченном пространстве стиха в 17 слогов приводило к тщательной разработке общей системы образности, отчасти заимствованной из более старой поэзии вака (макура-котоба, какэкотоба, ёдзё и т.д.).
Полностью все значения, заложенные в стихотворении хайку могут быть выявлены лишь с помощью внетекстовых значений, т.е. с использованием контекста жанра. Такое явление наблюдается в той или иной мере в любой поэзии, но в японской контекст выполняет роль поля, из которого трехстишие «вытягивает» нужный РЯД АССОЦИАЦИЙ. Условием такого «вытягивания» является ВЫСОКАЯ ЁМКОСТЬ ТЕКСТА стихотворения. Поэзия хайку взамодействует с собственным контекстом с таким «автоматизмом», что ассоциации, определенные этим контекстом, даже и самые сложные, мгновенно возникают в воображении подготовленного читателя. Вещи, описанные, вернее только названные в стихотворении, навевают сложно устроенные ассоциации, напоминание о других вещах, образах, картинах – так создаются так называемые «формулы хайку».
Итак, мы видим, что богатство этого тонкого, пейзажного на первый взгляд, жанра заключается в огромной глубине, которую читатель должен увидеть. В хайку три строки, по сложившейся русской традиции. И мы уже заметили, что связующая строка иногда играет, как с первой, так и с третьей. А иногда первая с третьей тоже рисует свою собственную иллюстрацию знакомого образа, и так до бесконечности. Недостроенные мосты ассоциаций обогащают короткий текст, и возвращаясь к нему снова и снова глубина всё больше проявляется. Упомянутые формулы хайку нам ещё предстоит постигать не один раз в процессе постижения жанра. И разные методы, включая обращение к нашим традициям, используя особые слова, омонимы, а может быть даже и омографы, заиграют незабываемо и ярко.
Позволю себе впервые в проекте "Лепестки сакуры" привести свою собственную хайку, как попытку создания нечто подобного.
в облаке пыли
сверкающие спицы
капли по крыше
*
http://www.stihi.ru/2015/03/31/842
Что здесь можно увидеть: 1)начало дождя 2) сверкание спиц велосипедных колёс в облаке пыли, видимо, от быстрой езды – ведь дождь начинается! 3) может быть, вязальные спицы сверкают в облаке пыльной комнаты – вяжет старая женщина, сидя в кресле-качалке, а в это время капли дождя уже стучат по крыше – ощущение защищённости, тепла и уюта. 4) а может, спицами покажутся линии дождя, которые бьют со всей силы по раскалённой крыше – капли тяжёлые и от них поднимается пар, похожий на облако пыли. Здесь слово «спицы» - омоним, имеющий разные значения. А пыль может быть везде… И всё это вписывается одновременно в одну общую картинку: велосипедист, спешащий домой, начинающийся дождь, стучащий по крыше тяжёлыми каплями и дом, где сидит спокойно старушка… а к ней никто не спешит… Противопоставляется молодое и старое, сиюминутное и вечное…
Удачный пример или нет – не об этом речь. Напишите по-своему. Не обязательно использовать омонимы. У Вас есть полная свобода для самовыражения!
Итак, задание для данного конкурса «ЁМКОСТЬ В ХАЙКУ»:
В одноименном конкурсе, проводимом на сайте Стихи.ру оценивалось хайку по тому насколько больше удалось создать внутренних тропов. Но общая картинка при этом должна быть цельной и вписываться в одно пространство, а не распространяться во времени. И вот, каковы итоги. Ниже приводятся лучшие работы на эту тему:
1-Е МЕСТО
10) капли на листьях
у первых подснежников
божьи коровки /автор Мари Полякова/
*
2-Е МЕСТО
за каплей капля
на раскрытой ладони
синее небо /Надежда Туманова/
*
3-Е МЕСТО
дремлет старушка
с ажурным вязанием
клубок у кота /автор Мари Полякова/
*
4-Е МЕСТО
вешние проталины
смотрят на небо
ворон и цветок /автор Елена Графская/
*
Продолжение следует...
Свидетельство о публикации №120050910448