Пути поиска Истины - выбери правильный
От философии тоже лучше не ждать готовых ответов. Разум не беспристрастен. Это инструмент в руках человека, его души и сердца, с помощью которого, мне думается, совершенно строгим и логическим путём можно “доказать” всё что угодно, а именно - то, что тебе хочется. И сам не заметишь своей пристрастности. Чтобы быть разумным, человек должен быть бесстрастным, то есть внутренне свободным. А это уже дело духа. Но этого мало: человек ограничен. Для эффективности разума ему нужен духовный опыт, тот опыт, который выводит человека в пространство подлинной свободы, не скованной ничем земным, приземляющим, подрезающим крылья духу. Апостол Павел предостерегал от занятия философией: “... Хорошо благодатию укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими”. Философия сама по себе не авторитетна. Мне кажется, что без неё обойтись нельзя, она нужна для полноты раскрытия и уяснения Истины, но заслуживает доверия (или даже внимания) она лишь тогда, когда сам философ свят (а такие есть), обладает духовным авторитетом перед нами, намекает нам на глубины спасения самим своим обликом. Человек этот, по крайней мере, должен нам нравиться, вызывать у нас чувство проникновенной симпатии, только тогда его сочинения могут обогатить нас. Иначе будет больше вреда, чем пользы, даже если человек известен и уважаем (но в каких кругах? и среди каких людей?).
Философия - это дело человеческой свободы. Отказаться от неё нельзя, не повредив самого человека. Но философия не может быть высшей инстанцией. Она слишком неформальна, у неё нет того, что называется славой. Она может играть только второстепенную роль, ибо есть нечто более высокое, чем философия. Если взвалить на неё решение тех задач, для решения которых она не предназначена, то получится что-то тяжёлое, безблагодатное и зубодробительное, не имеющее никакой власти над человеческой душой. Может быть, это и будет всё же интересным чтением, но жизнь оно не просветлит, радости прибавит вряд ли и может быть оправдано только тем, что укажет дорогу к настоящему, всё разрешающему Свету. Таким образом, философия как главное в жизни имеет только стадиальный смысл, т.е. на время, иначе дорожка эта заведёт тебя в безрадостный тупик.
Вообще, полноценное постижение бытия может быть осуществляемо только всем человеком, не только разумом, рассудком и интуицией, но и сердцем, и всей душой, всем сознанием, и самой иррациональной и непостижимой глубиной нашего духа, нам доступной. Такого рода постижение приводит к мистическому восприятию жизни, нащупываются настоящие, завораживающие тайны - знаки человеческой свободы, могут прийти реальные жизненные результаты от действий, исходящих от этой глубины. Всё это только отчасти выразимо языком философии, вообще - человеческим языком. И выражение будет алогично, оно будет перечёркивать основные, казалось бы, законы человеческого мышления (например, закон тождества). Это уже, я думаю, подлинная, глубинная философия, любовь к мудрости, к мудрости и ведущая, но всё равно, и она остаётся всего лишь твоей рукой, протянутой вверх. По-настоящему понять что-то в жизни и бытии ты можешь только в русле Божественного Откровения, ибо одного тебя для этого дела недостаточно. Ты ограничен, ты находишь себя только частью мирового потока. Куда ни ткни пальцем вне тебя – ты ничего не понимаешь, да и в тебе самом всё совершенно тёмно, “ниоткуда в никуда”. От тебя ничего не зависит, в тебе самом всё обуславливается бессознательным, сознание – лишь тончайшая плёнка между бездной вне тебя и бездной в тебе. Да и что такое тогда ты сам? Всё становится очень проблематичным. Только гармония с Творцом Всего Этого, всех этих бездн, положит конец неопределённости, подвешенности в воздухе, в ничто. И Творец человека, Творец всего, что есть, даёт человеку ответ в Своём Откровении.
Православие признаёт Откровение естественное и сверхъестественное. Естественное – это книга жизни, которая перед нами, и совесть в нас. Но естественного Откровения недостаточно, ибо его восприятие у человека замутнено и притуплено: совесть подделывают под подлость, совесть нуждается в подсказках, в раскрытии, а на глазах души человека – как бы некая пелена, он не может разглядеть и ощутить Божие присутствие вокруг себя, Его тихий голос в этом шумном окружении, доносящийся в том числе и через это окружение. Сверхъестественное Откровение - это Священное Писание и Священное Предание, поначалу бывшее устным, а позднее также записанное Святыми Отцами. То, что Библия - Откровение Бога, каждый человек должен постичь сам. Самый поверхностный аргумент - в том, что наука нового времени подтверждает чисто исторические данные, приведённые в Библии, даже многие чудеса. Но главный аргумент - это сила библейского слова, его несомненный духовный авторитет, его власть над душой человека. Ведь это не просто слова, это почти как каменные глыбы - не подкопаешься и не сдвинешь. Если хочешь подтвердить какие-либо свои слова, ум сам собой устремляется к Библии: более мощного подкрепления нет. В этих величественных словах чувствуется бытийная власть.
Не знаю, может быть, для индуса, или араба, или какого-нибудь таджика это не так. Просто не знаю. Знаю только, что у них там всё совсем по-другому, для нас непонятно. У них - Коран, Бхагават-Гита, Упанишады... Но если какой-нибудь русский и москвич, или санкт-петербуржец, начнёт выбирать между религиями, думаю, у него возникнут некие затруднения. Ведь религия - это не хобби, не увлечение. Если Истина найдена, будь так добр, сообразуй с ней свою жизнь, иначе ты, батенька, подлец. Меры здесь быть не может, то, что касается Живого Бога, меряется всем тобой и всей твоей жизнью. А точнее, ты сам, брат, меряешься этим. Ведь в этом и счастье, и посмертие, и смысл, и достоинство. На минутку оторвался от Истины - и ты в небытии, здесь и сейчас. А уж есть оно или нет, небытие, но то, что жить в нём можно, да так жить, что и не вылезая, - это каждый из нас знает.
Итак, предположим, ты выбрал индуизм: он тебе нравится, тебя это захватывает. Ты решаешь: “Да, здесь Истина”. Может быть, ты и прав, но теперь тебе, наверное, придётся учить чужой и чуждый язык, входить в очень, надо думать, странный культ, устремиться в атмосферу индуизма, в Индию, где индуистские храмы, где все об этом думают... Тебе придётся признать свою страну второсортной или вообще откреститься как от неё, так и от её литературы, поэзии, философии, проникнутых светом христианства. Ведь вера это дух народа, а культура - его душа. Наверное, вообще, при достаточно серьёзном подходе тебе придётся признать, что ты родился в этой стране по какой-то ошибке или из-за дурной “кармы” - чтобы вернуться на свою настоящую родину. Может быть, такое и возможно, но не в моём случае: я осознаю себя русским, принадлежащим русской культуре.
Напротив, если ты войдёшь в Православие, то прикоснёшься к корням русской культуры и истории, тебе станут по-настоящему близки и понятны Пушкин и Гоголь, Достоевский, Соловьёв, Флоренский, Сергий Булгаков, ты станешь “своим” для них и для Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Александра Невского... А ведь для нас это лучшее общество. Ты обретёшь гармонию со своей страной, с её святынями, с родной землёй. Ты восстановишь связь времён, трагически прерванную разгулом нечисти в нашей бедной земной Отчизне. А ведь Небесная Россия - только через земную. Святая Русь...
Что касается различных мистических учений, не отрицающих ни одну из религий, но стремящихся подняться над ними всеми, то вряд ли возможно с чистым сердцем исповедывать какое-нибудь из них, даже если оно тебе очень нравится. Эти учения не проверены Историей, их плодов (по которым их и следовало бы судить) ещё не видно, а собственного аналогичного духовного опыта, укрепляющего тебя в этой вере, у тебя нет. <И слава Богу...> Поэтому очень часто приверженность подобного рода учениям подкрепляется, если не духовной слепотой, то, главным образом, духовной гордыней. Духовный же опыт, о котором я упомянул, может быть только одного рода и одной силы - достоверный прорыв сознания, т.е. расширение осознаваемой реальности. Всё остальное слишком хило для того, чтобы оправдать веру, не подкреплённую ничьим духовным авторитетом, кроме твоего собственного, весьма сомнительного в первую очередь для тебя же самого. <А Господь-то нас смиряет. Вот этой самой жизнью. В которой единственный верный путь оторваться от земли - путь креста и молитвы на кресте. И мы должны благодарить Его за это. А что бы с нами сталось, если бы такой “прорыв” состоялся? Где бы нас тогда можно было найти? В какой яме или пропасти? 22.06.2001>
О всякого рода сектах много говорить вообще не стоит. Церковь открыта жизни, открыта всему миру - секта отбрасывает, перечёркивает или не знает целых пластов жизни, её значительных сторон, делающих жизнь полнокровной, сохраняющих и подчёркивающих приличествующую ей тайну. Уродуя и ущемляя восприятие целостности мира, секта ущербляет личность человека, лишает его свободы жизни, т.е. её воздуха. Ибо только совесть может отсекать, но никогда не абсолютно, а только для тебя лично; может быть, на время. Ничто само по себе не бывает плохо. Плохим бывает использование, подход, желания и эмоции.
Таким образом, утверждение о множественности религий мне представляется лукавым. Здесь смешивается и извращается Богом данное различие, принцип различия. Это подобно тому, как если бы школьник младших классов, имея на руках несколько учебников по высшей математике, разных авторов, придерживающихся различных методик, разного уровня сложности и глубины, полистав немного каждый из них, по вполне понятным причинам заявил бы, что высшая математика - это ахинея, бессмыслица, а все эти учебники взаимообесцениваются своим различием. И если в некоторых из этих учебников есть серьёзные ошибки или несовершенства в изложении, школьник всё равно не сможет ни заметить, ни оценить их значение и степень их важности. Итак, различие и множественность не устраняют возможность единства, пусть пока и непонятного нам. Да и не наше это дело. Нам бы уж как-нибудь спастись. А там разберёмся. Ведь там всё только и начнётся... Войдя в Православие (а русский может войти именно в Православие), ты входишь в бескрайний океан духовного мира, а подтверждением этому станут те реальные изменения, которые переродят и наполнят тебя и твою жизнь. осень 1996 года, 21-22 июня 2001 года
https:// ridero.ru/ books/ zapiski_novoobrashennogo/
Свидетельство о публикации №120050709314