Павел Бетач - толкование на праймериз Семецкого

Небольшое вступление от меня.
Данная статья написана Павлом Бетачем. Всё в ней изложенное - это его личные мысли. Сам я не могу с ним согласится, просто в силу того, что не всегда понимаю, как он нашёл в тексте тот или иной патетический дискурс, а так же - как он не нашёл в другом тексте дискурс аналогичный. Однако надеюсь, что авторам будет интересен ещё один внимательный сторонний взгляд на их тексты.
Юрий Семецкий

«Пошлость — это не только явная, неприкрытая бездарность, но главным образом ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность».
(с) Владимир Набоков.

часть вступительная

ПАФОСНАЯ АЛЛЕГОРИЯ

Свою первую сигарету я выкурил в последнем дошкольном августе сорок два года назад. Это была болгарская "Вега" из темносиней пачки со звездой. До сих пор помню острый кисло-сладкий аромат карамельного барбариса с чёрной подсохшей вишней. С тех пор я полюбил курить, перепробовал множество табаков всеми возможными способами и могу без ложной скромности претендовать на экспертный уровень компетенции в оценке соответствующих продуктов.

Однажды участковый священник поймал меня на слабо, и пришлось отложить огниво в продолговатый ящик. После трёх лет воздержания от курева я решил развязать. Купил пачку дорогих греческих сигарет, закурил. На знакомые с детства ароматы и вкусы не оказалось даже намёка. Выяснилось, что все сигареты теперь делают из взорваной в автоклаве табачной жилки, то есть, из негорючих, негниющих, затхлых отходов, которых за двести лет табачной промышленности скопилось огромное количество. Взорванные табачные палки раскатывавют в бурую бумагу, пропитывают синтетическими никотиновыми подливками, мочевинят чтоб тлела, как бикфордов шнур, режут, забивают и впаривают потребителям вместо настоящего табака. Примерно такая же ситуация сложилась в русской литературе со стихами. Их делают из того, что осталось в распоряжении массового производителя от давно использованной по прямому назначению русской поэзии.

Сейчас я курю самодельные папиросы, которые набиваю смесью из семи сортов индийского табачного сырья. Мешанку готовлю каждый день под настроение по вкусу, учитывая крепость, сахаристость, влажность, глубину ферментации, тип аромата каждого ингредиента. Поэтический текст подобен грамотно составленному купажу. Для ароматного, вкусного, мягкого и крепкого курева необходимо иметь в наличии семь принципиально разных сортов табака, для поэтического произведения потребны семь принципиально разных типов вдохновения, пафоса. Из них можно составить купаж на любой вкус, под всякое настроение. Патетическое сырьё бывает инвективным, комическим, сентиментальным, романтическим, трагическим, героическим и откровенным.

Не удивительно и логично, что даже самые дорогие и крепкие сигареты мерзят потребителя настоящего табака. Примечательно, однако, что изысканный папиросный купаж не заменяет даже самую дешёвую, зловонную сигаретку. Угостившись папиросой, на вопрос о качестве грева курильщики синтетического говна и палок как один отвечают: "Вкусно, но это не моё". Некоторых после третьей затяжки начинает тошнить, и почти у всех кружится голова. Сходная реакция на патетические произведения наблюдается у потребителей/производителей сетевых виршей, замешанных на ложных пафосах - парентирсах - которых в базовом ассортименте шесть: сарказм, ирония, пошлость, истерика, кликушество и юродство.
Павел Бетач 7 мая 2020 года в 17:27
часть основная

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ КРИПТОПАТЕТИКА

И, явившись на вечёрку,
Хоть не гордый человек,
Я б не стал курить махорку,
А достал бы я "Казбек".

(с) Василий Тёркин

Пафосы подлинные или ложные присущи любым стихам. Собственно, стихотворение - это одна из художественных форм в которых они органично воплощаются, чтобы произвести соответствующие впечатления. Рассмотрим подборку Праймериз на предмет подлинного патетического разнообразия.

Три четверти представленных текстов построены вокруг парентирсов, что для конкурсных лонгов обычно, а для настоящего обзора безынтересно. Остальные подразделяются на две категории. Первая - монопафосные, вторая - криптопатетические, то есть содержащие в основе больше одного сорта страстного воодушевления. У последних больше шансов на резонансное впечатление - симпатию - в широком сообществе искушённых читателей.

Иван Сергеевич Денисенко
В Арктике http://stihi.ru/2019/08/13/9047

Окружив, неслышно обойдя,
поднимаясь к небу в отдаленье,
море мягко трётся о борта
и качает головы тюленьи.

Острова, темнея и кривясь,
подплывают – камни, перья, пустошь…
И когда вконец заглохнет связь,
Север целиком в себя запустишь –

там, за городами, за Губой,
безнадёжно вмёрзшей в Ледовитый;
в тишине – холодной и рябой;
с ледяной, в борта скребущей свитой.

А в ночи, средь облаков и вод,
светлячком над дремлющей поляной,
ты увидишь: в высоте плывёт
небосвод, приколотый Полярной.

Чуть колеблют чёрную парчу
звёздные загадочные недра.
Море держит яхту, как свечу,
прикрывая парусом от ветра.

АНАМНЕЗ: сентиментальное.
ДИАГНОЗ: сентиментальная экзальтация по поводу северного пейзажа у автора с очевидностью обоснована реальным, сильным чувством. Сопереживать ему легко и приятно. Если подобные тексты оказываются музифицированы, то с удовольствием поются хором у костра после третьей.
РЕКОМЕНДАЦИЯ: не злоупотре

Светлана Ник Пешкова
Письмо брату http://stihi.ru/2019/01/22/4801

привет, Артём. у нас всё хорошо.
вчера похолодало, снег пошёл,
с утра телёнка в сени запустили.

отец не пьёт, из дома ни ногой,
всё ждёт тебя. да, ты ж у нас какой,
родней семьи – то джунгли, то пустыни.

ты снился мне: обрыв, тропинка вниз,
бежишь по ней, кричу тебе: «вернись!»
и падаю в траву, теряя силы.

вдруг лес зашевелился, стал живым,
а ты ему командуешь: «бежим!» –
и вздрогнули берёзы и осины,

послушно побежали за тобой,
попарно, в одиночку и гурьбой,
но замерли внезапно у границы –

в их кронах загорелся стыд и страх,
и плакали в беспомощных руках
привыкшие к родному месту птицы.

потом я вынимала из золы
обугленные мёртвые стволы
и красила зелёным, чтоб не броско.

приснится же такое, ну дела!
...твоя Полина снова запила,
вчера весь день стояла у киоска.

я снова без копейки – третий год.
весной поеду в город, на завод,
сбегу из-под родительской опеки.

ещё про сон... я стала хоронить
стволы... чудно, конечно... но они
давали тут же новые побеги.

АНАМНЕЗ: героическое.
ДИАГНОЗ: подлинный бытовой героизм. Тот случай, когда эстетическая дистанция между автором и его героем стремится к нулю. У стихов с подобным пафосом, фактически, нет определённой целевой аудитории, но практически каждый читатель может оказаться в состоянии, когда ему необходима именно такая психическая подстройка, чтобы подняться над уровнем быта и обнаружить себя точно на месте собственного маленького подвига, которое всегда было где-то рядом.
РЕКОМЕНЕДАЦИЯ: С псевдоэпистолярной, максимально приближенной к уровню бытовой речи поэтической стилистикой местами заметно диссонирует обильная пунктуация. Если обойтись совсем без неё, обозначив необходимые при озвучке паузы цезурами, восприятие стихотворения с листа будет более органичным.

Лана Юрина
Я ей не дочь http://stihi.ru/2020/05/01/4507

Она не помнит прошлых декабрей,
и январей, случается, не помнит.
Заваривает в чайничке кипрей
и, взяв с собой, идёт
(почти в исподнем, накинув лишь халат)
в сырой рассвет,
стучаться – есть кто дома из соседей?

Мне часто не хватает сигарет
на наши с ней неспешные беседы.

А впрочем, я всё знаю наизусть –
про жизнь и смерть, про детство в Кутаиси.
И каждый раз, поддакнув ей, сержусь,
что почтальон давно не носит писем
(болтают, вроде правнучка в Москве,
но – что возьмёшь, мол, с этой молодёжи?..)

Вчера сказала – скоро справит век.
О боже…

Такие посиделки ни о чём,
забудет имя – называет дочей,
рукой костлявой держит за плечо.
Устанет говорить – кивает молча,
и пьёт остывший, с горечью, кипрей,
прислушиваясь к звукам старых комнат…

Она не помнит прошлых декабрей.
Страшней, что декабри её не помнят.

АНАМНЕЗ: трагическое.
ДИАГНОЗ: трагический и героический пафосы занимают смежные позиции в патетической иерархии. В некоторых случаях, корректно распознать их - нереально. Внутренний автор рассмотренного выше письма и курильщица из этого стихотворения настроены почти в резонанс. Светлана и Лана - взаимоидеальные читательницы. Даже завидно, что так бывает.
РЕКОМЕНДАЦИЯ: дружить в рифму.

Ирина Суворова 4
Прекрасный мир http://stihi.ru/2020/04/08/2785

Хоть это и безумие, но в нем есть последовательность.
Гамлет. Шер.

Он люто ненавидел темноту,
чахоточную сырость мрачных штолен,
нитратный привкус тления во рту,
тоскливый страх, что безнадёжно болен
и вряд ли будет найден эликсир.
С ума сводили сны:
сжимает в лапах
янтарный шар – другой, прекрасный мир.
И так легко!
Ни боли нет, ни страха.
Покой внутри и светлячки вокруг
как маленькие звёздочки победы.
Он вскакивал,
забыв про свой недуг,
и каждый раз – хребтом о камни неба
(таких небес не знать бы никому).
Чей злой язык назвал слепца уродцем?
Кто подменил янтарный свет на тьму?
Волшебным утром нежился под солнцем,
блаженно щурясь, сумасшедший крот.

... Небрежно дачник шлёпнул тварь лопатой –
седьмой трофей в охотничий зачёт.
... В траву бесшумно выскользнул из лапок
янтарный шарик. Может, светлячок.

АНАМНЕЗ: трагическое, романтическое, комическое.
ДИАГНОЗ: мастерская трёхъядерная криптопатетика. Оптимально сбалансированные пафосные основы. Стихотворение ориентировано на позитивные впечатления у широкой читательской аудитории.
РЕКОМЕНДАЦИЯ: не водиться с арктическими светлячками!

Жиль Де Брюн
ход свиньёй http://stihi.ru/2019/02/06/4988

«День отрытых тверей, задарма!» -
зазывает под кремль археолог.
Год свиньи приоткрыл закрома.
Снег из флейт выдувают эолы.

Метрострой обустроил подкоп,
поросята в тепло забегают.
Наворуем на счастье подков,
и из сумрака выйдем, икая.

Порознь люди, а вместе - орда:
выпить водки и в драке забыться.
А потом по столовкам глодать
ножки Буша и Трампа копытца.

Нас не смогут вовек победить -
от Курил отступая на запад,
перекурим с восьми до пяти,
а потом сядем кодлой в засаду.

Переждём хорохорье «Банзай!»,
подкуём наших блох на удачу,
и, мельдоний закапав в глаза,
мы на свиньях в атаку поскачем.

С нами Баба Яга и Кощей,
спички, соль и суровые нитки.
И по Фудзи в порядке вещей
будут русские ползать улитки!

АНАМНЕЗ: комическое, героическое, трагическое.
ДИАГНОЗ: криптопафосный поп-арт. Работа Жиля де Брюна - одного из ключевых участников первой криптопатетической манифестации в нью-йоркском издательстве Либерти Паблишин Хаус - ориентирована на антагонистичные целевые группы. Этот текст может от души позабавить как отчаянного либерала, так и гиперпатриотического квасика. Но трагическое здесь может тронуть только тех, кто без дураков, хотя бы в далёком прошлом любил великую и могучую.
РЕКОМЕНДАЦИЯ: Ричард, береги сердце!

Анна Германова
Високосный http://stihi.ru/2020/02/09/3679

Весь девятнадцатый молчала,
в двадцатом стала говорить
про то, что на колу мочало,
а в рукаве пырей и сныть,
базар-вокзал, сказал-отрезал,
в стакане лютая бурда,
невыносимым фа-диезом
ломают локти поезда,
стучат суставами и катят,
орехи сыплют из прорех
в какой-то раковой палате,
в какой-то роковой горе,
двадцатый год висит и косит,
не перекосит, не замнёт,
и каждой позвоночной костью,
как лентой, входит в пулемёт,
грохочет по плечам отдача
и вглядывается жерло
в того, кто мчится там и скачет
под хладной високосной мглой,
и перегон гремящий долог,
и бесконечен перелёт,
пока зазубренный осколок
на ощупь сердце не найдёт.

АНАМНЕЗ: сентиментальное, инвективное, комическое, трагическое, героическое, романтическое, откровенное.
ДИАГНОЗ: криптопатетическое высказывание полного спектра, высшая криптопатетика.
РЕКОМЕНДАЦИЯ: без промедления благодарить А-Хранителя за встречу с подобными текстами.
(С) Павел Бетач

Данный текст опубликован на моей странице по просьбе и с разрешения автора.


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.