О молитве, в сердце творимой, и о мире души

О молитве Иисусовой, в сердце творимой. ...Мы спасаемся не своею силою, а помощью Божиею... Помощь же подаётся от Христа только по молитве... Душа, занятая ею, подобна... девственной утробе Богоматери, вместившей Бога воплощаема. В неё, как в утробу Богоматери, вселяется Бог, она, как некогда купина, пламенеет всегда огнём благодати и не сгорает. <...>
Изучим искусство делания и хранения мысленного рая и... начнём возделывать Царствие Небесное в сердцах наших.
Святой Иоанн Лествичник... говорит...: “Сидя на высоте, наблюдай, если только знаешь это, и тогда увидишь, как и когда, откуда, сколь многие и какие тати хотят войти и окрасть твои грозды. Когда страж сей утрудится, то встаёт и молится, потом опять садится и мужественно принимается за первое дело”. <...> Итак, если хочешь начать сие священное делание молитвы умной, прежде всего сосредоточься вниманием, молись неисходно в сердце. <...>
Всеми силами души старайся не заниматься представляющимися тебе худыми помыслами. <...> Невозможно молиться, не очистив наперёд сердца от греховных помыслов и пожеланий. <...> ...Имя Господа Иисуса, произносимое с благоговением, помыслы о Нём, о Его заповедях и Царствии послужат оружием, с силою изгоняющим из сердца все греховные пожелания и не допускающим греху овладеть волею человека. <...>
Кто освящает своё сердце именем Господним..., из сердца такого человека истекут, по обещанию Господа, реки воды живой, то есть мысли духовные, полные жизни и мира...
Чтобы достигнуть этой чистоты сердца и свободы его от греховных помыслов, необходимо иметь страх Божий, непритворное смирение, постоянное сокрушение сердечное, терпение ко всем, молчание. Последнее особенно советуют святые отцы, сами проходившие подвиг умной молитвы. По их словам, нет ничего возмутительнее многословия, или, как они называют, - языкоболия, нет ничего зловреднее болтливого языка, ибо ничто так не расстраивает спокойствия души, как... многоглаголивые уста. Отсюда рождаются... суетные помыслы, которые суть смерть для души, ибо покоряющиеся им не могут уже покоряться закону Божию... Благо душе того человека, который с пророком Давидом желает, чтобы не говорили уста его о делах человеческих..., который возлюбил сладость безмолвия,... чтобы предаваться внутренней непрестанной молитве. Многие святые отцы приучили себя к молчанию и тем стяжали Духа Святого. Они всегда радовались, непрестанно в молитве благодаря за всё Бога, сердца их были исполнены плодов духовных: любви, радости, мира, долготерпения, веры, милосердия, кротости, воздержания...
...Молчание есть самый прямой путь, которым водворяется Царствие Божие в сердцах людей, которым являет Господь спасение Своё и благословляет людей Своих миром.
Представьте теперь себе, братие, какое неизмеримое блаженство вкушает человек, соединившись чрез умную молитву с Господом. ...Как родной Ему... Одно воспоминание имени Божия делает то, что душа такая, забывая всё земное, стремится любовью к Нему одному - Царю Небесному; погружённая в безмолвие и бесконечное славословие Господу Богу, она восходит от совершенства к совершенству, воскресает, оживляется, живёт для Бога и наслаждается причастием жизни Его.
Не вдруг достигает этого блаженного состояния грешник, решившийся принять на себя подвиг молитвы. Впереди ему предстоит ещё трудная борьба с собою и с миром, дерево молитвы разрастается в душе постепенно.
Море жизни, окружающее подвижника, - бурно; враг его спасения возбуждает против него полчища страстей, вздымает волны невзгод, грозит разбить его корабль искушениями. Когда тебя, брат, начинающего свой подвиг, окружат все эти опасности и ты при виде их почувствуешь своё бессилие и беспомощность, тогда вспомни святых апостолов, как они, застигнутые на море сильной бурей, взывали: “Наставниче, наставниче, спаси нас, погибаем” (Лк. 8, 24). Взирай и ты на подвигоположника Христа и сердечно взывай: “Наставниче, спаси, погибаю” - и как тогда Он, встав, запретил ветру и волнению водному, так и к тебе придёт и водворит в сердце твоём тишину велию. Ибо если и мы не отказываем в помощи утопающему, тем более Он не оставит без исполнения искренней молитвы. <Молитва не может не помочь. Это внутренний факт. 10 ноября 2000 года>
Затворись же, брат, в клети сердца твоего, смиряй себя, всеми силами души размягчай, очищай себя... Непрестанно взывай в мыслях: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго! Или, когда начнут одолевать какие-либо страсти или помыслы: “Сыне Божий, помози мне!... Твой есмь аз, сохрани мя, Господи!” И, я верую, последует тебе Его помощь, все страсти твои замрут и греховные помыслы отпадут, как зажившие болячки. Постепенно, по мере омертвения в тебе греха, начнёт пробиваться в твою душу благодатный огонь молитвы. Мало-помалу овладеет он твоим умом и приведёт его в состояние тишины и внимания, потом начнёт проникать в сердце, возбуждая его от сна смертного. Пройдёт Дух Божий по всем изгибам его, отымет всякую греховную нечистоту, и ты, как бы вновь рождённый, встретишь начало обновлённой жизни в слезах радости и умиления.
...Бог внимает уму и усердию сердца, а не многоречью. Молиться должно от всего усердия своего, от души и ума, в сокрушении сердца, со страхом Божиим...
“Молчи, непрестанно молчи; помни всегда присутствие Бога и имя Его. Ни с кем не вступай в суетный и пустой разговор, но и остерегай осуждать разговаривающих и смеющихся” (<Серафим Саровский,> Наставление 32).
Когда ум и сердце трудом молитвы будут соединены воедино, тогда сердце согреется теплотою духовною, тогда воссияет в душе свет Христов и радость и мир исполнят всего внутреннего человека. Ничего нет лучшего мира во Христе - мира, в котором разрушается всякая брань воздушных и земных духов. Сей мир, как некое бесценное сокровище, оставил Господь наш Иисус Христос ученикам Своим, говоря: “Мир оставляю вам, мир Мой даю вам... Да не смущается сердце ваше и да не устрашается” (Ин. 14, 27).
Если чрез умную молитву этот мир Христов вселится в сердце твоё, храни, брат, с возможным старанием сей драгоценный дар Божий. Мир Христов - это веяние Духа Святого - тонок, почти незаметен для нас грешных и немедленно отступает от души, которая предаётся греху. Чтобы сохранить его, нужно избегать всякого гнева, ярости, осуждения других, ничего не желать себе из сущего, никого не ненавидеть, не уничижать, отдалять от себя уныние, ибо, по слову Премудрого, многи бо печаль уби, и несть пользы в ней (Сир. 30, 25). Есть ещё одно особенное искушение, в которое впадали многие неопытные подвижники и которого нужно бояться тебе, брат, начавший подвиг умной молитвы. Многие, потрудившись над умным деланием, впадают в прелесть: считают себя праведниками, желают творить чудеса, пророчествовать, требуют от Бога, как некогда фарисеи, знамения с небес, искушая Его (Мк. 8, 11). Бойся этого, брат, смотри, как бы свет, который в тебе, не оказался тьмою (Лк. 11, 35). Ведь каким бы ни был праведным человек, праведность эта не его, но от Бога, как говорит и апостол Павел: “Благодатию вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился” (Еф. 2, 8-9). <О несчастный человек! Как можешь ты что-то мнить о себе, пока ты не спасся, пока ты не Дома, а среди этого мира, в юдоли изгнания, плача и скорби, в соседстве со страшными бедствиями и горестями, в мире неопределённости, непостоянства, видимости и лжи! О, какими жалкими иллюзиями ты довольствуешься! Ведь при этом ты подспудно отвергаешь собственное спасение, не веря в него. Только изменение качества жизни, преображение моего мира может меня в чём-то убедить. А до тех пор если я буду всё время непрестанно плакать, я не сделаю ничего лишнего. Это и есть моя жизнь. 2 августа 2001 года> <Бог страшен, но Бог - наш, по нашей взаимной любви с Ним. 13 ноября 2000 года>
Потерявший мир Христов по собственной вине лишается вместе с тем и благодатной молитвы. В душу его опять входят греховные страсти и начинают терзать её, и бывает тому человеку последняя горше первых.
Береги же, брат, раз возжжённый в тебе огонь благодати. Не ищи пресыщения; ибо, когда ты пресытишься и упьёшься, священный мир перестанет в тебе действовать и грех опять возобладает над тобою. Не позволяй себе никакой дерзости, ибо надолго прекратится в тебе действие мира. Не люби земного, не пристращайся к вещам и человеку, не ищи здесь правды и успокоения, ибо их ты не найдёшь, а мир непременно отступит от тебя. Не услаждайся греховными блудными помыслами, ибо они будут терзать тебя, а мир душевный, как не терпящий никакого зловония греховного (особенно блудного и тщеславного) надолго, надолго, если не навсегда, оставит тебя.
Словами святого апостола Павла умоляю вас, братие, непрестанно молитесь (Еф. 5, 17) и удаляйтесь от худых и скверных дел, слов, помышлений, и тогда мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и помышления ваши о Христе Иисусе, и Бог любви и мира будет с вами (Флп. 4, 7; 2 Кор. 13, 11). Аминь.

Выписки из книги епископа Варнавы (Беляева) «Тернистым путём к небу»
(Жизнеописание старца Гавриила <Зырянова> Седмиезерной пустыни († 1915)”.

https:// ridero.ru/ books/ zapiski_novoobrashennogo/


Рецензии